Папки-передвижки

Психологическая и логопедическая коррекция с помощью метода арт-терапии

Бакшеева Татьяна
Психологическая и логопедическая коррекция с помощью метода арт-терапии

Психологическая и логопедическая коррекция и развитие воспитанников с девиантным поведением

с помощью метода арт – терапии

Одной из актуальных проблем в настоящее время является девиантное поведение подростков. Огромную важность приобретают вопросы коррекции и развития данной категории детей.

Публикация «Психологическая и логопедическая коррекция с помощью метода арт-терапии» размещена в разделах

В последнее десятилетие рисование стало применяться с лечебно-воспитательной целью, и занятия рисования получили название арт-терапия (от латинского слова «ars», «artis» - искусство[2].

Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что рисование действительно оказывает положительное влияние на психическое состояние подростка. У многих подростков ранее никогда не рисовавших пробуждается буквально страсть к рисованию, которая исчезает при улучшении их состояния.

Ученые установили, что обязательный этап детского рисования существует у всех народов и наблюдается в промежутке от трех до двенадцати лет. Это неслучайно, ибо оказалось, что рисование является одним из биологических этапов развития человеческой психики.

Именно оно, находясь в прямой связи с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью, помогает детям разного возраста и на разном уровне сложности упорядочить картину окружающего их мира. Рисование является важным информационным и коммуникативным каналом, одним из механизмов адаптации человеческой психики.

Детский рисунок специфичен и по своим внутренним механизмам качественно отличается от рисунка взрослого человека. Главная его особенность заключается в том, что ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует. Если взрослый, изображая тот или иной предмет, воспроизводит прежде всего те его свойства, которые можно воспринимать зрительно, то в детском рисунке сливаются воедино разнообразные формы чувственного опыта: зрительные образы, кинестетические и тактильные ощущения, результаты практических действий с предметами, эмоциональные переживания, опыт, полученный в других видах деятельности и общении со взpослым. Рисуя предмет, ребенок изображает и те его части, которые находятся с обратной стороны и в данном pакуpсе не могут восприниматься зрительно; в результате на профиле человеческого лица могут быть нарисованы оба глаза [1].

Изобразительная деятельность подростков с девиантным поведением имеет свои специфические особенности, которые были детально изучены отечественными (И. И. Будницкая, Т. H.Головина, А. H.Лозовая, В. С. Мухина и дp.) и зарубежными учеными (М. Д. Баpтлет, П. Лайт, К. Маховеp и дp.). Эти работы также показывают, что развитие рисуночной деятельности непосредственно связано с уровнем умственного развития детей [4]..

Цель настоящей статьи заключается в рассмотении коррекции и развития девиантного поведения с помощью метода арт-терапии.

Метод арт-терапии построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического, коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение[2].

В детских рисунках отражается не только уровень интеллектуального развития, но и эмоциональное отношение подростка к окружающему. Свое положительное отношение к изображаемому подростки выражают яркими, чистыми тонами, при этом старательно прорисовывают детали, включают в рисунок элементы декорирования (цветы, флаги, яркие занавесочки; у людей - бусы, красивую одежду, бантики). Отрицательное эмоциональное отношение передается в детских рисунках при помощи темных тонов (черного, темно-коричневого, темно-зеленого, синего). В целом такие рисунки носят незаконченный характер, линии прерывистые, небрежные, декорирование отсутствует.

Давно замечено, что изображение подростком значимых для него ситуаций имеет психотерапевтический эффект. В рисунке дети избавляются от неприятных переживаний, проигрывают возможные решения конфликтов, вынося во внешний план свои страхи и тревоги. Графическое изображение того, что пугает детей, не приводит к фиксации и усилению страха, а напротив, снижает эмоциональное напряжение от тревожного ожидания его реализации. Этот феномен детского рисования был использован А. И. Захаровым при разработке рисуночной методики коррекции страхов у детей.

Изобразительная деятельность детей предоставляет широкие возможности для развития и коррекции всех сфер детской психики : познавательных процессов и речи, мотивационной сферы и самосознания, способствует развитию произвольности и осмысленности деятельности, формированию графических навыков. Арт-терапию применяют при детской агрессивности (устойчивая личностная агрессия, при наличии фобий, комплексов, у психических и соматических больных).

Рисованию присуще так же и защитные функции – рисунком подросток зачастую может «сказать» то, что на словах не смог бы передать, невольно сообщает о себе то, что никогда не смог бы передать на словах. Поэтому рисунки раскрывают глубинное состояние психики подростка ( тесты: дерево, дом человек; фантастическое животное; изображение человека с помощью геометрических фигур и т. д.) Язык рисования не может лгать! [3].

Итак, арт-терапия метод коррекции и диагностики.

Арт-терапия не требует больших материальных затрат и изменения режима подростка. Занятия можно проводить в любом тихом помещении. Необходимые предметы: бумага, цветные карандаши, краски, фломастеры, мелки, кисточки, емкость под воду. Очень важно, чтобы дети твердо знали – здесь не учат рисовать, здесь рисуют, кто как хочет. И что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить свои мысли и чувства. Очень большой эффект оказывает на психику рисование пальцем левой кисти для правшей и наоборот.

Во время рисования, как и в самом рисунке, ребенок нередко раскрывается полнее, чем в обычной обстановке, в беседе. Рисуя по специальному заданию различные значимые для него темы, ребенок невольно концентрируется на своих проблемах, отчетливее осознает их, начиная лучше понимать сущность происходящего вокруг, с ним самим.

Все работы надо одобрять, найти в них что-то достойное похвалы. При рисовании на индивидуальные темы (страх, агрессии, комплекс) подросток может не показывать свои рисунки. Взрослому необходимо проявить в этом случае сдержанность. Рисунки можно скомкать и выбросить в урну или сжечь, тем самым как бы освобождаясь от проблем.

В арт-терапии неприемлемы команды, указания, требования, принуждения. Воспитанник вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

Подросток может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания[1].

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными подростками, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Она не провозглашает личностно-ориентированный подход, а является реальным и эффективным способом его воплощения на практике.

В своей работе психологи, психотерапевт, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия и т. д.

Метод арт-терапии применяется в государственном специальном учебно-воспитательном образовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровской специальной общеобразовательной школы» имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде. Школа является федеральным учреждением, где созданы условия для перевоспитания детей с 11 до 18 лет, и где им оказывается комплексная социальная, медицинская, правовая, психологическая и педагогическая помощь. Подростки направляются в школу по решению суда сроком от 1 до 3 лет. В последнее время, в специальную общеобразовательную школу начали поступать подростки с различными отклонениями в психическом развитии.

В качестве терапии средствами искусства психологи, психотерапевт могут применять прикладные виды искусства.

Психологическая и логопедическая коррекция с помощью метода психодрамы (драмтерапия) - подростки, разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые для него ситуации, предлагая посмотреть на данную ситуацию как бы со стороны и увидеть себя в ней. С подростками, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы. Суть его в том, что воспитанники готовят представление, но все действующие лица в нем – звери [6].

Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами. Предлагаются задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить подростку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его творчество. И, наконец, можно порекомендовать совместное творчество психолога и подростка (лепку, рисование, вязание, вышивание и т. п., предоставив ребенку большую самостоятельность в выполнении работы.

Показаниями для использования рисуночной терапии являются:

- трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций;

- эмоциональная депривация, переживания подростком эмоционального отвержения и чувства одиночества;

- наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

- негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности.

Наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих подростку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как, например, каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют ему в полной мере реализовать задачу, осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.

Взрослый должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет ребенку преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символического типа[1].

Очень большой эффект оказывает на психику рисование пальцем левой кисти для правшей и наоборот.

Необходимо учитывать и анализ активности подростка, и способы использования художественного материала. Выделяются следующие способы использования материалов:

-манипуляции с целью исследования физических свойств (глина, песок, вода);

-деструктивное поведение с потерей подростком контроля над своими действиями (рвет бумагу, разбрызгивает краски, бросает карандаши, переливает воду в краски);

-стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий;

-рисование графических пиктограмм;

-создание художественных образов.

Такая последовательность использования художественных материалов отражает позитивные моменты коррекционной работы в случае ее успешности.

В практической работе зарекомендовали себя два способа использования рисуночной терапии - директивная и недирективная. В большинстве же случаев используется разумное сочетание элементов двух терапий. Воспитаннику задается тема рисования и предоставляется свобода в экспериментировании и поиске наиболее адекватной формы ее выражения.

С 2003 по 2022 г. в спецшколе педагог– психолог, учитель-логопед работают по разным направлениям: рисование пальцем левой руки, лепка из глины, рисование на камнях, моделирование из коробок замков, домов.

Приведем примеры упражнений.

Упражнение «Рисование внутреннего мира».

Подросток создает свой собственный мир на бумаге, используя для этого разные формы, прямые и кривые линии, цвета, но, не изображая ничего реального.

«Закрой глаза и войди в свое собственное пространство. Всмотрись в свой мир. На что он тебе кажется похожим? Как бы ты изобразили свой мир на бумаге, используя только линии (прямые и кривые) и формы? Подумай о цвете вашего мира. Сколько места займет твое изображение на бумаге? Где на картинке ты расположишь себя?».

Упражнение «Куст роз».

«Закрой глаза. Представь, что ты превратился в куст роз. Постарайся выяснить, что значит быть кустом роз. Какой ты куст? Большой? Маленький? Широкий? Высокий? У тебя есть цветы? Если есть, то какие? Какие у тебя стебли и ветки? У тебя есть шипы? На что похожи твои корни? (пауза). Или у тебя нет корней? Если у тебя есть корни, то какие они? Длинные и прямые? Скрученные? Они глубоко уходят в землю? Оглянись вокруг (пауза). Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? В городе? За городом? Посреди океана? Ты находишься в сосуде или растешь в земле? Быть может, ты пробиваешься сквозь бетон? Растешь внутри чего-то? Оглянитесь вокруг (пауза) Что ты видишь? Другие цветы? Ты одинок? Нет ли поблизости деревьев? Животных? Людей? Птиц? Ты похож на куст роз или на что-нибудь другое? Не ограждает ли тебя изгородь? Кто за тобой ухаживает? Какая теперь погода?

Как ты воспринимаешь жизнь? Что вы чувствуете? Что происходит с тобой, когда меняются времена года? Не забывай, что ты – куст роз. Определите свое отношение к жизни и происходящему с тобой.

Через несколько минут я попрошу тебя открыть глаза и нарисовать себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам тебе несколько вопросов. Ты расскажешь мне о рисунке так, как будто если бы ты были кустом роз (долгая пауза). Готов? Открой глаза и нарисуй куст роз».

Упражнение «Крылья».

«Представь себе, что ты обнаружил что-то интересное у себя на спине. Ты замечешь, что у тебя растут крылья! Как чувствуют себя эти крылья на твоей спине?. Попробуй подвигать крыльями и посмотреть, как это ощущается. … Теперь посмотри в зеркало и похлопай крыльями. … Теперь представь, что ты прогуливаешься по холму с этими новыми крыльями на спине. Когда ты достигнешь вершины, ты раскроешь свои новые крылья и будешь парить в воздухе… Что ты видишь, когда летишь? Каково ощущать свою способность летать в воздухе? Видишь ли ты других людей или зверей? Теперь представь, что ты собираешься приземлиться. Когда ты приземлилишься, твои крылья исчезнут, и ты снова окажешься в комнате. Теперь нарисуй свою фантазию» [5].

Арт-терапия влияет на эмоциональное состояние воспитанников с девиантным поведением, способствует снятию негативного эмоционального напряжения, развитию высшие психические функции, формированию навыков конструктивного взаимодействия.

Список литературы

1. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. ,1981, -245 с.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского – СПБ: 1999, -752 с.

3. Романова Е. С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992, - 471 с.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб : Питер, 2001. - 384 с.

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка– М. : Класс, 1997. - 336 с.

6. Ященко, Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации – Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – С. 25-49.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Коллективная стенгазета «Цветы — красота Земли» с использованием метода мандала-терапии к Международному Дню ЗемлиКоллективная стенгазета «Цветы — красота Земли» с использованием метода мандала-терапии к Международному Дню Земли Цветы – символ неувядающей красоты мира. Они сопровождают человека всю жизнь, и в радостные и в печальные дни, с ними связано много традиций.

Конспект индивидуального занятия с использованием метода арт-терапии «Сказка о Снежинке» Конспект индивидуального занятия с использованием метода Арт-терапии. Автоматизация звука [С], в слогах, словах, предложениях «Сказка о.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии «Поляна дружбы»Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии «Поляна дружбы» Цель: формирование коммуникативной компетентности, чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

Библиотека изображений:

Публикация Психологическая и логопедическая коррекция с помощью метода арт-терапии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бакшеева Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологическая и логопедическая коррекция с помощью метода арт-терапии
Опубликовано: 3 мая 2022 в 07:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД