Получи документы

Программа психологических тренингов по формированию детского коллектива в условиях детского дома

Агафонова Анна
Программа психологических тренингов по формированию детского коллектива в условиях детского дома

Тренинг 1 «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство участников.

Задачи: установление групповых правил; установление контакта с участниками; создание доверительной атмосферы; достижение взаимопонимания в целях работы программы.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Правила групповой работы.

1. Искренность в общении. В группе не стоит лицемерить и лгать. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.

Публикация «Программа психологических тренингов по формированию детского коллектива в условиях детского дома» размещена в разделах

2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

3. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все что говорится здесь, должно остаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то, проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.

4. Право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму – воспользуйтесь этим принципом.

5. Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «все так думают», «большинство так считают». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думаю.», «я чувствую.», «мне кажется.».

6. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать других, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

7. Общение между всеми участниками и ведущим – на «ты». Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях.

8. Правило «0:0». Участники не должны опаздывать на занятия. Введение санкций за опоздание: прочитать стихотворение, спеть, рассказать анекдот и другие.

Основная часть:

Руководитель группы представляется и просит по кругу назваться остальных членов группы, при этом участники могут выбрать тот вариант имени, которым они хотели бы называться в группе.

1. Упражнение «Познакомимся».

Оборудование: мягкая игрушка или мяч.

Процедура проведения: группа разбивается на пары. Каждый участник рассказывает своему соседу о себе, слушатель должен не перебивая рассказчика следить за его рассказом. Группа собирается вместе. Каждый участник коротко пересказывает то, что ему поведал о себе напарник, не пропустив ни одной детали.

2. Упражнение «Комплименты».

Оборудование: листы бумаги (по количеству участников, пишущие принадлежности.

Процедура проведения: вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т. е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного.

3. Упражнение ««Позитивное представление».

Процедура проведения: разделиться на пары. В течение 5 минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру событие положительное, которое с ним произошло. Через пять минут пары меняются. Обмениваемся информацией об участниках группы.

Заключительная часть:

4. Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Тренинг 2 «Продолжаем знакомство»

Цель: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Задачи: установление контакта с участниками; создание доверительной атмосферы; достижение взаимопонимания в целях работы программы.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: участники сидят в кругу. «Начнём сегодняшний день так: встанем, (психолог встаёт, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся, причём это надо сделать с каждым, никого не пропуская».

1. Разминка «Здравствуй, уважаемый…»

В процессе его выполнения участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах даже на второй-третий день. Также упражнение настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе. Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника — поздороваться со своим соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый. (имя соседа)» и выполнив какое-либо движение (жест). Следующий участник здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Сложность задания заключается в том, что жесты не должны повторяться.

Основная часть:

2. Упражнение «Изображение своего настроения».

Процедура проведения: ведущий предлагает старшим подросткам выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии. Нарисовать своё настроение в данный момент, поделиться впечатлением, дать обратную связь. Использование ярких и светлых цветов свидетельствует об эмоциональном благополучии участников, использование серых, черных и фиолетовых цветов, напротив, говорит о депрессивном настроении, большом количестве страхов.

3. Упражнение «Общий рисунок».

Процедура проведения: поделить участников на группы по 5-6 человек, дать ватман, и дать задание, чтобы рисунок был целостным, но каждый рисовал за себя. При этом сказать, что общаться запрещено.

Заключительная часть:

4. Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) что вы узнали нового о своих товарищах?

Ритуал прощания: участникам предлагается при помощи фразы: «Спасибо тебе за то, что…» обратится к участнику сидящему, слева от него. Тот - следующему и так по часовой стрелке до завершения круга. Затем ведущий просит участников сказать дружно всем вместе – «До свидания!».

Тренинг 3 «Какой я на самом деле?»

Цель: актуализация знаний о себе.

Задачи: продолжить знакомство с участниками; создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям; закрепить навыки самоанализа, способность к более глубокому самораскрытию, которое ведёт к изменению себя.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: участники сидят в кругу. «Начнём сегодняшний день так: встанем, (психолог встаёт, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся, причём это надо сделать с каждым, никого не пропуская».

1. Разминка «Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника»

Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый — тот, кто начинал игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.

В другой версии игры первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я – гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я – доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением. Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить: «Это ехидная Елизавета».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы один раз не будет озвучено сводным хором.

Основная часть:

2. Упражнение «Счёт до десяти».

Процедура проведения: все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустив свои носы вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т. д. Однако в игре есть одно правило: цифру должен произнести только один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счёт начинается сначала. «Всё ясно? Начали? У вас есть десять попыток. Если вы доведёте счёт до десяти и не собьётесь, считайте себя волшебниками, а свою группу - необыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки, вы можете открыть глаза и посмотреть друг на друга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга, но без переговоров».

3. Упражнение «Какой я человек?»

Оборудование: листы бумаги и ручки.

Процедура проведения: «человек часто задаёт вопросы, но в основном другим. Эти вопросы могут быть о чём угодно, только не о себе. Сейчас мы с вами попытаемся ответить на вопрос, «какой я человек?» Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые вопросы:

1) Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи? С чем это связано?

2) Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сёстры, другие близкие? Возможно, ли что-то изменить? И хотелось бы?

3) Моё мнение о том, как видят меня другие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так, как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. В конце занятия у вас накопятся ответы на этот простой и одновременно такой сложный вопрос «какой я человек?» Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе.

Заключительная часть:

4. Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Ритуал прощания: участники встают в круг, кладут при этом свои руки на плечи соседа справа и слева. По счёту психолога «один, два, три» говорят все дружно «До свидания!».

Тренинг 4 ««Калейдоскоп эмоций»

Цель: формирование чувства доверия в группе.

Задачи: снятие физического и эмоционального напряжения; активизация участников; заряд положительными эмоциями.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: психолог говорит участникам: «сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом. Мы же все вместе будет повторять каждое предложенное приветствие».

1. Разминка «Что нового?»

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника. После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д. Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.

Основная часть:

2. Упражнение «Калейдоскоп»

Процедура проведения: ведущий просит каждого участника представить себя какой-нибудь одной частью тела – рукой или головой. Затем он называет эмоцию или чувство, а участники должны выразить их от имени той части тела, которую они выбрали. После выполнения упражнения участники делятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было передавать легче.

3. Упражнение «Впечатление».

Процедура проведения: участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один из участников рассказывает другому, какое хорошее впечатление тот на его произвел. Говорить стоит тепло и искренне. Через 5 минут пары меняются.

4. Упражнение «Поменяемся местами».

Процедура проведения: игра проводиться в кругу. Один стул убирается. Водящий, находящийся в центре круга, произносит: «Поменяются местами те, кто…» Участникам надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел, занимает место ведущего.

Заключительная часть:

5. Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая двумя руками руку участника, говорят «До свидания! Мы ещё встретимся!».

Тренинг 5 «Калейдоскоп чувств»

Цель: регуляция эмоционального состояния.

Задачи: снятие физического и эмоционального напряжения; активизация участников; заряд положительными эмоциями.

Ход тренинга:

Вводная часть:

Ритуал приветствия: психолог говорит участникам: «сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом. Мы же все вместе будет повторять каждое предложенное приветствие».

1. Разминка «Волны»

Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника — максимально точно и быстро передать полученное движение дальше. Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды. Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце цепи, по его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале.

Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

Основная часть:

2. Упражнение «Дыхательная гимнастика».

Процедура проведения: участникам предлагается выполнить сведущие дыхательные упражнения (можно выполнять в любой позе: сидя, стоя, лежа): На счет 1-2- 3-4-5- делаем вдох; На счет 1-2-3-4-5-6-7- глубокий выдох. Повторите 3-5 раз. На счет 1-2- 3-4-5-6-7- делаем вдох; На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9- глубокий выдох. Повторите 3-5 раз. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9- делаем вдох; На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11- глубокий выдох. Повторите 3-5 раз.

3. Упражнение «Моечная машина».

Процедура проведения: все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Заключительная часть:

4. Рефлексия:

1) с каким настроением уходите с тренингового занятия?

2) было ли вам интересно и что понравилось больше всего?

3) с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?

Ритуал прощания: участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, пожимая двумя руками руку участника, говорят «До свидания! Мы ещё встретимся!».

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Фестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского садаФестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского сада Фестиваль «Музы и дети»-2016 Программа МАДОУ №4 «Я рисую этот мир» №1 Вступление – 8 человек с красками и кистями И в десять лет, и в.

Фотоотчет о выступлении детского хореографического коллектива на районном фестивале-конкурсе «Волшебный мир танца»Фотоотчет о выступлении детского хореографического коллектива на районном фестивале-конкурсе «Волшебный мир танца» 12 марта 2017 года учащиеся хореографического отделения музыкальной школы приняли участие в районном конкурсе «Волшебный мир танца».По условиям.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Конкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 летКонкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 лет Цель конкурса: вызвать интерес к пословицам как яркой, образной форме народного творчества. Предварительно проводилась выставка книг с.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива»Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов "Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива" Задача каждого педагога создать единый,.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Выступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. ФоторепортажВыступление детского творческого коллектива, посвящённое международному Дню танца. Фоторепортаж Танец — важное искусство, Будь то вальс или фокстрот, Танго, полька, твист, чечетка, Или даже хоровод. Зачем люди танцуют? Кто-то хочет.

Библиотека изображений:

Публикация Программа психологических тренингов по формированию детского коллектива в условиях детского дома (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Агафонова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа психологических тренингов по формированию детского коллектива в условиях детского дома
Опубликовано: 3 марта 2023 в 12:03
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД