Получи документы

Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Верясова Мария
Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Данная программа разработана :

- в соответствии с законодательными нормативными документами: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

Публикация «Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 14.2013 №30384);

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32);

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г., № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность

Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Многие педагоги рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

В процессе развития ребенок наполняет своё сознание разнообразными представлениями, в том числе и о мире профессий. Но вопросу профессионального самоопределения, как правило, уделяется внимание только в старших классах школьного обучения. А это чревато тем, что у ребенка остается очень мало времени до принятия решения в поиске ответа на вопрос «Кем быть?». Из-за скудности знаний о той или иной профессии это решение бывает не осознанным. Для того чтобы человек не ошибся с личным профопределением, необходимо как можно раньше начать профориентационную работу.

2. Целевая часть программы :

Цель программы

Создание профессионально-ориентированной развивающей среды, направленной на развитие задатков и реализацию способностей детей дошкольного возраста в разных сферах деятельности в процессе организации профориентационной работы в МБДОУ ДС №9

Основные задачи программы :

1. Создать модель развивающей профессионально-ориентированной среды, способствующей формированию у детей дошкольного возраста первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности;

2. Разработать систему ранней профориентации воспитанников.

3. Сформировать у воспитанников базовые понятийные представления об отраслях хозяйства страны Хабаровского края, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях.

4. Сформировать единое информационное пространство на базе СПДО КГАОУ КЦО по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.

5. Разработать критерии и показатели эффективности системы ранней профориентации дошкольного возраста.

6. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

Ожидаемые результаты реализации программы

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Принципы организации работы педагогов по ранней профориентации дошкольников :

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательно-образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательно-образовательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу

по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.

7. Принцип регионального компонента направлен на приведение образовательной и воспитательной практик в соответствие с социальным заказом Хабаровского края, как территории опережающего развития.

Задачи ранней профориентации детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей :

Ранний возраст

1. Дать детям первые общие представления о труде взрослых (няни, врача, медсестры, повара, шофера).

2. Содействовать развитию игр, отражающих труд взрослых, несложные профессиональные действия (шофер работает на машине, перевозит грузы или людей).

3. Формировать у детей умение взаимодействия с партнером

в соответствии с игровой ролью.

Младший возраст

1. Воспитывать интерес к труду взрослых, учить наблюдать за их работой (в ближайшем окружении, совершенствовать себя как личность, через общение с людьми.

2. Продолжать знакомить с трудом взрослых (медсестра, повар, парикмахер и т. д., обращая внимание на трудовые действия и их результат.

3. Учить взаимодействиям в сюжетах с 2—3 действующими лицами (шофер-пассажир; воспитатель- няня- дети; врач- медсестра-больной).

4. Учить бережно относиться к вещам (они сделаны людьми и помогают жить).

5. Развивать интерес к труду взрослых по уходу за животными и растениями, учить общению и взаимодействию с природой.

Средний возраст

1. Уточнять представления детей о труде сотрудников д/сада.

2. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (почтальон, продавец и др.).

3. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

4. Проявление интереса к строительно-конструктивным играм. Самостоятельное возведение бытовых построек (предметов мебели, гаражей, мостов и др.) и использование их в сюжетно-ролевых играх.

5. Способствовать проникновению ребенка в мир социальных отношений людей (слияние с полюбившимся образом, профессией, приобщение детей к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).

Старший возраст

1. Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

2. Обобщать знания детей о труде строителей : каменщика, маляра, плотника; работников сельского хозяйства : хлебороба, животновода и овощевода и др.

3. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

4. Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.

5. Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская, так и навеянные сказками, игрой воображения.

Подготовительный к школе возраст

1. Расширять представления детей о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека.

2. Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда и профессиями.

3. Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, учителя, исследователя и др.).

4. Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д., о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).

5. Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

6. Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.

Формы организации деятельности педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста :

1) Образовательную деятельность осуществляют педагогические работники воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию.

Воспитатели и специалисты:

• Проводят НОД (непрерывную образовательную деятельность-занятия) по теме ранней профориентации;

• Составляют планы и программы, обеспечивают их выполнение по данному направлению педагогической деятельности;

• Организуют проектную деятельность воспитанников, связанную с ранней профориентацией;

• Создают условия для развития у детей познавательной деятельности; развития самостоятельности, творческой инициативы путем обогащения и дополнения профориентированной развивающей предметно-пространственной среды;

• Обеспечивают охрану жизни и здоровья воспитанников в ходе проведения профориентационной работы.

2) Совместная деятельность взрослого и ребенка включает в себя все виды взаимодействия взрослого и детей в течение дня, не связанные с присмотром и уходом за детьми. Взаимодействие взрослого и ребенка характеризуется партнерской формой общения (сотрудничество взрослых и детей, возможность свободного общения, размещение и перемещение детей в процессе разнообразных видов деятельности, в данном случае связанных с профориентационной работой). Совместная деятельность организуется с учетом интереса и потребностей ребенка, она проходит в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.

Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получению опыта познавательной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Поэтому система работы педагогов по формированию опыта познавательной деятельности дошкольников строится с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.

Формы совместной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста :

Экскурсия –посещение предприятия, организации и т. п. детьми и педагогами. Например, экскурсия в магазин, где дети знакомятся с профессией продавца.

Речь идет не только о предприятиях и организациях, но и о наблюдении за деятельностью взрослых. Экскурсия на комбинат питания, с целью знакомства с профессией повара, его непосредственной деятельностью, наблюдение за ней.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, которую используют педагоги, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (организации и предприятия, профессии и пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Например, экскурсия в пожарную часть города, с детьми дошкольного возраста не всегда возможна, но можно виртуально посмотреть, что делают пожарные в части. Воспитатели проводят различные виды профориентационных экскурсий :

• обзорные и ознакомительные;

• тематические;

• комплексные экскурсии (всестороннее последовательное ознакомление дошкольников с профессией).

Тематические экскурсии знакомят детей с конкретной профессией непосредственно в производственных условиях. Педагоги разрабатывает тематический цикл экскурсий. В тематике экскурсий учитывается знакомство с одной или несколькими видами профессии.

Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов окружающей действительности и явлений природы. Целью наблюдения детей в ходе профориентационной работы является усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов. Например, наблюдение за работой врача и медицинской сестры в медицинском кабинете.

Беседа – это организованный, целенаправленный разговор педагога с детьми по определенной теме, посвященной той или иной профессии, который состоит из вопросов и ответов.

Беседа воспитанников с представителями разных профессии, в рамках «Встречи с интересными людьми». Это - форма работы педагогов, используемая специально для личного знакомства и общения воспитанников с представителями различных профессий, представляющих свой опыт работы и специфику организации профессиональной деятельности.

Как правило, в первую очередь, педагоги обращаются к родителям (законным представителям) воспитанников, которые имеют возможность прийти и рассказать о своей профессии.

Выставка – это публичная демонстрация достижений воспитанников и педагогов. Это точка, от которой ребенок сделает шаг для достижения новых целей. Каждое участие воспитанников в выставке – это приобретение определенного опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности. Например, детям предлагается нарисовать или слепить продукты сельского хозяйства, или построить ферму для животных, и показать ее на выставке. Обязательно результат (продукт) детской деятельности используется в играх дошкольников. Регулярно проводятся выставки детских работ «Вернисаж профессий» или «Кем я буду, когда вырасту?» и т. п.

3) Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность дошкольников, которая проходит через все виды детской деятельности:

- игровую,

- коммуникативную,

- ознакомление с художественной литературой и фольклором,

- познавательно-исследовательскую,

- конструирование,

- изобразительную,

- музыкальную,

- двигательную,

- элементарную трудовую деятельность, в условиях созданной воспитателями, профориентационной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждому ребенку деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно. Например, деятельность в игровых модулях «Мастерская», «Больница», «Магазин». «Лаборатории юных исследователей» и т. д., рассматривание книг, альбомов, фотографий, детских журналов, о профессиях в свободном доступе для детей.

Метод игры

Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально ориентированная игровая деятельность ребенка. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить сюжетно-ролевую игру как средство ранней профориентации детей. Изменение характера мышления детей позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых по средствам сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

Работа по ранней профориентации детей строится с учтом следующих принципов:

1 Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2 Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3 Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4 Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5 Принцип активного включения детей в деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6 Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Метод проекта

Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть : решение проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и т. д.

Методику работы с детьми в рамках профориентированного проекта мы разрабатываем на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом мы с детьми беседуем, рассматриваем предметы, иллюстрации, фото- и видеоматериалы, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем рассказы.

Успешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Исследовательский метод

Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, используемый педагогами на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения воспитанников; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребенок – исследователь по своей природе. Одна из приоритетных задач педагогов по ранней профориентации – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Этапы и сроки реализации программы :

1 этап подготовительный: создание условий

- Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.

- Повышение собственной компетенции по теме.

- Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.

2 этап основной: практическая деятельность

- Работа с детьми (план-сетка реализации программы).

- Работа с родителями

3 этап: заключительный (Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)

- Создание презентации-отчета по реализации программы

- Развлечение «Путешествие в мир профессий» совместно с родителями.

- Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.

Работа с родителями по ранней профориентации является важной и неотъемлемой частью реализации программы.

Цель: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников, повысить педагогическую компетенцию родителей по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Задачи:

объединить всех участников образовательного процесса «педагог-родитель-ребенок»;

активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;

предоставить родителям практический опыт игрового партнёрства с детьми;

оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по ранней профориентации ребенка;

формировать у родителей знания по профориентации ребенка, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Основные направления работы с родителями :

Участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с педагогами» Ожидается, что в ходе работы с родителями, его участники получат возможность познакомиться с правилами и способами общения с детьми.

Узнать об особенностях физического и психического развития детей дошкольного возраста, о позиции, дистанции и пространстве общения с ребенком.

Об огромном значении игры и игрушки в жизни ребенка. Все это приводит к гармонизации детско-родительских отношений.

Профессиональная ориентация – это процесс ознакомления с различными профессиями взрослых и оказание помощи детям в выборе будущей профессии в соответствии с имеющимися у них склонностями и способностями.

В дошкольном возрасте ребенок приступает к активному познанию большого мира профессий. Постигнуть мир профессий только посредством слова (через рассказы) ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Особым образом организовано игровое пространство, учитывающее специфику ранней профориентации детей дошкольного возраста и возрастные особенности детей-дошкольников.

Педагогами дошкольного образования организованно правильно игровое пространство и игровые атрибуты, учитывая возрастные особенности детей :

-обеспечение игровым оборудованием для моделирования простейших трудовых действий (атрибуты профессии – игровые ширмы, предметы моделирующие экстерьеры промышленных помещений, спецодежда

и игрушки, моделирующие орудия труда);

- обеспечение оборудованием для воспроизводства простейших трудовых действий (например набор конструктора, включающий материалы для организации продуктивной деятельности детей : планшеты

с изображением автомобилей и калькой для внесение изменений

в конструкцию машины, масса для лепки для моделирования, различные конструкторы и т. д.).

- обеспечение оборудованием для детской деятельности

по проектированию и созданию простейших приборов для облегчения труда (простейший конвейер ленточного типа на движущихся блоках, игрушечный трек, позволяющий моделировать траекторию движения автомобиля

в различных условиях: тип дорожного покрытия, рельеф местности).

- введение современных технических игр и средств моделирования игровой ситуации.

Публикация Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Верясова Мария на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 21:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД