Папки-передвижки

Программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия»

Жуликова Елена Михайловна
Программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

«Психокоррекционные занятия»

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273ФЗ

Публикация «Программа по коррекционному курсу „Психокоррекционные занятия“» размещена в разделах

Адаптивной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Специальная школа - интернат г. Усмань»

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей с отклонениями в развитии, поскольку большая часть из них и по настоящее время не является охваченной дошкольным воспитанием, а значит что до школы ребенок не получил необходимую для его развития квалифицированную коррекционную поддержку.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально - типологические особенности.

Теоретической основой программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся младшего школьного возраста явились положения теории Л. С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.

Цель программы :

на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития и более эффективной социализации ребенка в обществе.

Задачи программы :

- Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности.

- Коррекция недостатков познавательной деятельности через развитие восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.

- Формирование пространственно- временных ориентировок.

- Развитие слухоголосовых координаций.

- Формирование способности воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

- Совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности.

- Обогащение словарного запаса учащихся, развитие артикуляции.

- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

- Совершенствование зрительно – двигательной координации.

2. Общая характеристика коррекционного курса.

Данный курс является коррекционно-направленным : наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с нарушением интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности, Для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие ребенка с нарушением интеллекта значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т. е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины цветового спектра предусматривает данная программа.

Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т. д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал дробно, с постепенным усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.

«Психокоррекционные занятия» относятся к части, формируемой участниками образовательных отношений предметной области «Коррекционные курсы». В соответствии с Календарным учебным графиком ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Усмань» курс «Психокоррекционные занятия» в 4 классе рассчитан на 68 часов (34 учебные недели) Количество часов в неделю, отводимых на изучение в 4 классе, определено Недельным учебным планом и составляет 2 часа в неделю.

4. Личностные и предметные результаты освоения курса.

Результаты освоения коррекционного курса обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на конец каждого учебного года.

Освоение обучающимися коррекционного курса, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)

компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся :

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование

и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения курса по психомоторике и развитию сенсорных процессов обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений на конец учебного года.

РП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным направлениям не является препятствием к

получению ими коррекционной помощи по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Предметные результаты освоения предмета коррекционной области адаптированной рабочей программы «Психокоррекционные занятия» в 4 классе.

Минимальный уровень: Достаточный уровень:

- выполнять игровые движения;

- давать простую характеристику предмета;

- не сопротивляться прикосновениям к телу

- реагировать на подаваемый сигнал соответствующей реакцией;

- выполнять тактильные действия с предметом.

- Целенаправленно выполнять действия по трех и 4-звенной инструкции педагога;

- Дорисовывать незаконченные изображения.

- Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета; обозначать их словом.

- Составлять цветовую гамму от темного до светлого.

- Конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур.

- Определять на ощупь поверхность предметов.

- Зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам.

- Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

- Сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку».

- Действовать по звуковому сигналу.

- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

- Определять время по часам.

5. Содержание коррекционного курса.

Обследование детей

Моторика. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание).

Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур.

Дорисовывание незаконченных геометрических фигур.

Рисование бордюров.

Графический диктант (зрительный и на слух).

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем).

Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие-жесткие, мелкие-крупные).

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с глиной и пластилином (раскатывание, вдавливание).

Игры с сюжетной мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела, выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений.

Выразительность движений – имитация животных, инсценирование.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4предметов.

Сравнение 2-х объемных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам длинный и широкий, узкий и короткий).

Сопоставление частей и деталей предмета по величине.

Составление сериационных рядов из 4-5предметов по заданному признаку величины.

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

Узнавание предмета по отдельным его частям.

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор».

Составление картинки из разрезных частей.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие осязания (теплее-холоднее, определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник).

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость).

Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче); взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Определение направления звука в пространстве (справа-слева-спереди-сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу.

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса.

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога.

Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги.

Деление листа на глаз на 2 и 4равные части.

Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Восприятие времени

Определение времени по часам.

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

Длительность временных интервалов (1час, 1минута, 1секунда).

Времена года, их закономерная смена.

Контрольная диагностика

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

п/п Тема Количество часов Содержание, виды деятельности

1 Обследование детей. 1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

2 Упражнения по развитию меткости. 2 Практическая работа

3 Обучение целенаправленным действиям по двух-трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед-поворот направо - один шаг назад, т. д.). 2

4 Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). 3 Практическая работа

5 Рисование бордюров по образцу

Графический диктант (зрительный на слух). 3

6 Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. 2 Самостоятельная работа

Тактильно-двигательное восприятие

7 Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). 2

8 Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает (пушистое)» 2

9 Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание) Лепка «Овощи». 1 Самостоятельная работа

Кинестетическое и кинетическое развитие.

10 Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы). 2

11 Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). 2

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

12 Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. 1

13 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т. д.) 2

14 Составление сериационных рядов по величине из 4-5предметов. 2

15 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. 2

16 Составление сериационного ряда из 4-5кругов разной насыщенности одного цвета. 2

17 Узнавание предмета по его отдельным частям. 1

18 Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. 2

19 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей. 2 Самостоятельная работа

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

20 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. (сравнение 2-х картинок) 2

21 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». 2

22 Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 2

Восприятие особых свойств предметов

23 Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. 2

24 Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). 2

25 Взвешивание на ладони; определение «веса» на глаз. 2 Практическая работа

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

26 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух». 1

27 Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук.) 1

28 Дидактическая игра «Прерванная песня» Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы-барабанщики». 2

Восприятие пространства

29 Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. 2

30 Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». 1

31 Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. 2

32 Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). 2

Восприятие времени

33 Определение времени по часам

Длительность временных интервалов (1секунда, 1минута, 5минут, 1час). 2 Практическая работа

34 Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). 2

35 Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает» 2

36 Контрольная диагностика 3

7. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности.

1. Учебно – методическое обеспечение:

- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 2011г.

- Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – №3

- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М., 2010

- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2013.

- Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. – М., Просвещение, 2014

- Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М., 2010

- Маллер А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 2013.

- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2010.

- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2015.

- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И. М. – М., 2011

- Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А. М. Царева — Асков, 2015.

- Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2011

- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2010.

- Худенко Е. Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы

у детей инвалидов-М, 2011.

- Цикото Г. В. Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 2015.

2. Технические средства:

- компьютер.

3. Учебно – практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела).

Публикации по теме:

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Конспект проведения НОД по курсу «По дороге к Азбуке» в подготовительной группе на тему «Веселые задания из Простоквашино» Программное содержание: образовательные задачи: - закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, распознавать звуки на слух; - учить отвечать.

Конспект развивающего занятия в старшей группе «Путешествие на кораблике «Брызг-Брызг» (продолжение). Идем по курсу.Конспект развивающего занятия в старшей группе «Путешествие на кораблике «Брызг-Брызг» (продолжение). Идем по курсу. Конспект развивающего занятия в старшей группе. «Путешествие на кораблике «Брызг-Брызг». (продолжение) Блог. Гацко Лариса Занятие №3. Идем.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ»Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

Занятие по математике по курсу «Игралочка» во второй младшей группе на тему «Цвет, форма»Занятие по математике по курсу «Игралочка» во второй младшей группе на тему «Цвет, форма» Цвет, форма Сформировать представление о форме предметов ис равнении предметов по форме (одинаковая, различная, тренировать умение, находить.

Библиотека изображений:

Публикация Программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жуликова Елена Михайловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия»
Опубликовано: 15 мая 2023 в 11:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД