Получи документы

Программа по хореографии от ритмики к танцу

Иванова Марина
Программа по хореографии от ритмики к танцу

1 Целевой раздел

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из потребностей развития художественного образования детей на современном этапе является обновление содержания и методов образовательной деятельности, направленное на формирование разносторонней творческой личности ребенка, в соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими, нравственными и культурными ориентирами в жизни общества.

Публикация «Программа по хореографии от ритмики к танцу» размещена в разделах

Художественное образование, в том числе образование детей в области искусства, должно быть ориентировано на духовное совершен-ствование каждого человека. Именно этому служит художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, и, в частности, занятия ритмикой и танцем, являющиеся действенным средством в решении этой задачи, важнейшим звеном в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы.

Хореографическое образование, опирающееся на содержание и методику комплексного воспитания культуры пластического движения, может стать основой развития эстетической культуры общества в целом.

При разработке программы автор обращался к трудам выдающихся педагогов (Макаренко А. С., Ушинский К. Д., Шацкий С. Т., психологов (Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Теплов Б. М., Леонтьев А. Н., Волков Н. Н., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Небылицин В. Д., Ветлугина Н. А., Комарова Т. С., мастеров танца (Березова Г. А., Борзов А. А., Богаткова Л. Н., Ваганова А. Я., Верховинец В. Н., Ткаченко Т. С., педагогов в сфере художественного образования детей (Буренина А. И., Коренева Т. Ф., Слуцкая С. Л., Конорова Е. В., Боголюбская М. С., Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В., Ерохина О. В., Горшкова Е. В.).

Почти сорокалетний опыт авторской экспериментальной хореогра-фической работы с детьми на практике подтверждает научные тезисы о «возрасте двигательной расточительности» дошкольников, об активном участии двигательного анализатора в формировании и совершенствовании самых разнообразных танцевальных навыков и умений. Именно эту детскую двигательную «расточительность», двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в нужное русло – на освоение поэтически-красивой, образно-метафоричной движенческо-двигательной системы хореографического искусства.

Развитие детского дошкольного творчества — обязательное условие активного развития креативных качеств личности.

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и, безусловно, играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества.

Танец является многогранным инструментом комплексного воздей-ствия на личность ребенка:

способствует развитию мышечной выразительности тела: формирует фигуру и осанку, устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье;

формирует выразительные движенческие навыки: легко, грациозно и координированно танцевать, ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;

• воспитывает общую музыкальную культуру через развитие различных видов слуха (высотного, тембрового, метро-ритмического и т. д., овладение знанием о простых музыкальных формах, стилевых и жанровых особенностях музыкальных произведений, формирование навыков восприятия характера музыки, содержания музыкального произведения;

• формирует навыки выражения пластическими средствами и мимикой разнообразной гаммы чувств и настроений, что позволяет проявлять многообразные эмоциональные состояния, влияет на формирование гуманистических чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению;

• обладает важной компенсаторной арттерапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоцио-нально-психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия;

формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;

• развивает способности детей к творческой деятельности (внимание, воображение, фантазию, активизирует мышление, способствует активному познанию окружающей действительности;

• воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного «ансамблевого» действия;

• пробуждает интерес к изучению родной национальной танцевальной культуры и к изучению национальных танцевальных культур других народов.

Именно эти функциональные особенности обучения танцевальному искусству определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе художественного образования детей.

Основные концептуальные подходы в работе с детьми во многом определяют специфику содержания программы, её цели, задачи, структуру, принципы, методы и приёмы, соотношения часов по тем или иным разделам.

1.2 ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

1. Развитие стойкого интереса к народному хореографическому искусству, развитие творческих способностей в процессе обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

2. Освоение основ хореографии (ритмика и танец, приобретение необходимых знаний, исполнительских качеств, навыков коллективного исполнительства с учётом возрастных особенностей.

3. Расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры.

1.3 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка.

2. Ознакомление детей с историей возникновения и развития хорео-графического искусства.

3. Поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сцени-ческого танца с элементами свободной пластики в игровой, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал.

4. Формирование основных представлений о музыкальной культуре, танцевальности, артистизме, эмоциональной сфере; овладение базовыми исполнительскими умениями и навыками.

5. Развитие элементарных пространственных представлений; ориен-тация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур.

6. Снятие мышечных и психологических «зажимов» средствами танца, выработка баланса в системе «возбуждение-торможение».

7. Формирование и совершенствование коммуникативного межлич-ностного общения («исполнитель-педагог», «партнёр-партнёрша», «уча-стник-ансамбль/коллектив»).

8. Развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фанта-зии, творческих возможностей; наглядно-образного, ассоциативного мышления; самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.

Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших ди-дактических принципах, таких как: системность, доступность, после-довательность (от простого к сложному, поэтапность, наглядность, интегративность с учётом психофизических и возрастных особенностей детей. Программа опирается на новейшие современные зарубежные педа-гогические идеи: «фьюжена» (сплава нескольких видов пластических на-правлений, «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников – «нога в ногу», «рука в руку»; не «над учениками, а вместе – ря-дом с ними).

1.4 Принципы и подходы к формированию программы

1) Полноценное проживание ребенком дошкольного этапа детства, амплификация детского развития;

2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, что позволяет говорить об индивидуализация дошкольного образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество образовательной организации с семьями;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. В проведение занятий по ритмике входят разделы : игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнатстикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка

. 1.5 Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей 3-7 лет

Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием.

В дошкольном детстве ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям и видам деятельности. У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего детства к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные для предыдущего возрастного периода, но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

Дети 4-5 лет проявляют большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Дети 5-6 лет способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. В этом возрасте ребенок не только предпочитает тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Дети этого возраста проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться и ориентироваться в пространстве, в коллективе. Больше внимания обращают на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Развиваются умственные способности детей, обогащается их мышление. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их скоординированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

1.6 Характерные особенности программы

1. Стержневая особенность программы, её основная художественно-эстетическая направленность – изучение народно-сценического танца с элементами свободной (тематической) пластики, пантомимы и гротеска.

Основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоении русской танцевальной культуры, национальных фольклорных традиций — фундаментальных, преемственных, генетически проверенных на протяжении веков, оптимистических и жизнерадостных по своему образно-художественному строю. Всё это совпадает с мироощущением ребёнка, делает творческий процесс интересным, легкоусвояемым, понятным и близким детям по духу и восприятию, а потому успешным.

Ритмика, гимнастика, игра, элементы классического танца имеют свои локальные задачи. Они — средства в достижении основной цели.

2. Создание системы хореографической работы с детьми, адапти-рованной для детей среднего и старшего дошкольного возраста и обес-печивающей их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Комплексный подход в обучении, его многожанровый характер.

Разнообразные виды ритмики на народно-танцевальной основе, образная партерная гимнастика, национальная хореография, элементы классического и современного танца, свободная пластика, гротеск, пантомима, игры, импровизация — всё это обеспечивает многовекторный, гармоничный, комплексный характер обучения, активизирующий наибольшее количество чувств ребёнка (его анализаторов-рецепторов). Без комплексного подхода обучение станет менее содержательным, формальным, эмоционально обедненным.

Кроме того, комплексность и многожанровость программы обеспечивает не только оптимальные условия обучения детей, но и позволяет на дошкольном этапе выявить наклонности ребенка и развить его творческие способности в определенном виде танцевального искусства. Такой подход предполагает функциональную самостоятельность каждого раздела программы.

4. Создание комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребёнок может радостно и свободно работать. Сохранить радость, детскую непосредственность восприятия, эмоционально раскрепостить душу ребенка, создать жизнерадостный характер обучения, благоприятную среду для успешного освоения им хореографического материала, проявления творческих способностей — главный залог успеха.

5. Обязательная диалогичная (педагог — ученик) подача танцевального материала через образ, метафору, «предлагаемые обстоятельства», игру, сюжетность и драматургию, через характеристические, стилевые, колористические особенности народной хореографии, через многообразный спектр эмоций и актерское перевоплощение.

6. Использование разнообразных методов и приёмов обучения, направленных на эффективное освоение ритмики, танца, игр, импровизаций, на развитие и реализацию творческого потенциала дошкольников.

7. Достижение максимальной концентрации и плотности предлагаемого педагогом учебного (обучающего и развивающего) материала в рамках непродолжительного по времени занятия за счет динамичной формы проведения урока, быстрой, «калейдоскопичной» смены пластических форм.

8. Развитие внимания, фантазии, художественно-творческих способностей детей, активизация процессов мышления путем специального подбора заданий, упражнений, заставляющих думать, размышлять, анализировать и делать выводы.

1.7Актуальность и новизна программы

Актуальность и новизна программы проявляется :

• в особой содержательной трактовке и построении предмета «Ритмика» как «входа» в народную хореографию;

• в доминантной основе народного танца;

• в комплексном подходе к обучению;

• в разработке и использовании трёхэтапной системы обучения «От ритмики к танцу»;

• в использовании новых технологий обучения, связных с постановкой и решением на каждом занятии новых задач (например, обучение движениям-связкам, движениям-переходам, разработка вариаций-упражнений).

1.8 Этапы реализации программы

Этапы реализации программы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрастному цензу, степени индивидуализации подходов и совпадают с годичными циклами образовательного процесса.

Первый этап обучения (1-й год обучения, средняя дошкольная группа, возраст 4-5 лет) – начальный этап познания и освоения ритмики и народного танца с элементами свободной пластики.

Задачи первого этапа обучения - освоение азов ритмики, азбуки народного танца, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков-фигур, мимического экзерсиса, общеукрепляющих упражнений, необходимых на этом этапе развития ребёнка.

Второй этап (2-й год обучения, старшая дошкольная группа, возраст 5-6 лет) – базовый этап освоения основ народной хореографии с элементами свободной пластики.

Задачи второго этапа обучения - освоение усложненных форм танцевальной ритмики и партерной гимнастики, игрового этюдного материала, элементов актёрской выразительности; формирование способности к музыкально-танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства; создание несложной и посильной репертуарной программы.

Третий этап (3-й год обучения, подготовительная группа, возраст 6-7 лет) – этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков, умений и знаний; является подготовительной адаптационной ступенью к школе.

Задачи третьего этапа обучения – освоение танцевальной ритмики с усложнённой координацией движений; изучение фрагментов, этюдов и танцев на основе русской национальной культуры и культуры народов мира, новых музыкально-дидактических игр, хореографического репертуара; формирование навыков самостоятельного концертного показа, пластической импровизации.

1.9 Методические рекомендации.

Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы обучения, используемые в хореографической ра-боте с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, сло-весные и практические.

Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более ло-кальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает хо-реографическая составляющая (постановочные и исполнительские).

Хореографы-практики хорошо понимают, что такой «водораздел» методического инструментария часто носит теоретический характер. Эффективность таких методов-приёмов в разно- и многообразии, в неожиданных комбинационных сочетаниях, в органичном переплетении, в их комплексном воздействии с активным включением в работу как можно большего числа анализаторов-рецепторов ребенка. Тогда они задействуют, возбуждают наибольшее количество мыслей, чувств и эмоций дошкольника, тем самым творчески инициируя, активизируя его к самостоятельным поступкам-действиям.

Наглядный метод обучения включает:

образный показ педагога;

эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;

подражание образам окружающей действительности;

приём тактильно-мышечной наглядности;

наглядно-слуховой приём;

демонстрацию эмоционально-мимических навыков;

использование наглядных пособий.

Словесный метод обучения включает:

рассказ;

объяснение;

инструкцию;

лекцию;

беседу;

анализ и обсуждение;

словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;

раскладки хореографического па;

закрепление целостного танцевального движения-комбинации;

словесную репрезентацию образа хореографического движения.

Практический метод обучения обогащен комплексом приёмов, сочетающих наглядность и слово:

игровая ситуация;

детское «сотворчество»;

соревновательность и переплясность;

использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;

выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений);

фиксация отдельных этапов хореографических движений;

сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

приём пространственной ориентации;

развитие основных пластических линий;

музыкальное сопровождение танца как методический приём;

хореографическая импровизация;

приём художественного перевоплощения.

Кроме того, в работе с дошкольниками очень эффективен и психо-лого-педагогический метод обучения, включающий следующие технологии:

педагогического наблюдения;

проблемного обучения и воспитания;

индивидуального подхода к каждому ребёнку;

воспитания подсознательной деятельности;

контрастного чередования психофизических нагрузок и вос-становительного отдыха (релаксация);

педагогической оценки исполнения ребёнком танцевальных упраж-нений.

С точки зрения возрастных, психофизических, типологических особенностей детей 4-5 лет обучение носит наглядно-действенный характер с преобладанием наглядных и практических методов, таких как показ, повторность движений, игра, релаксация, использование пластических образов-метафор.

Обучение танцу детей 5-6 лет носит не только наглядно-действенный, но и исследовательский характер с вкраплением абстрактных методов обучения (заместителей реальности) – слова.

При обучении детей 6-7 лет происходит ещё более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли слова и словесных образов, а также процесс активизации осознанных действий через слово (словесный метод). На этом возрастном этапе роль словесных приёмов обучения танцу повышается. Эти приемы опираются на сознание детей, например: упражнение выполнит лучше и быстрее тот, кто слушает внимательнее, более собран внутренне и т. д.

Публикации по теме:

Динамические игры на уроках ритмики Динамические игры на уроках ритмики. Динамические игры включают в себя упражнения для развития мелкой моторики, различные виды пальчиковых.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Каблучок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления (хореография) «Каблучок» Возраст.

Мастер класс по изготовлению атрибута к танцу «Ромашковое поле»Мастер класс по изготовлению атрибута к танцу «Ромашковое поле» Музыкальный руководитель МКДОУ №16 «Ромашка» с. Ростовановка Распустились ромашки на поле, Много – много красивых цветов. И колышется белое.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к танцу «Цветочные дуги»Мастер-класс по изготовлению атрибутов к танцу «Цветочные дуги» Мастер-класс по изготовлению атрибутов к танцу «Цветочные дуги" Использование атрибутов в танце повышает его выразительность, красочность,.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к танцу «Разноцветная игра»Мастер-класс по изготовлению атрибутов к танцу «Разноцветная игра» Все знают чудесную детскую песенку "Разноцветная игра" (муз. Б. Савельева, сл. Л. Рубальской). Многие музыкальные руководители, пользуясь описанием.

Видеоотчет об открытом занятии «Дорога к танцу»Видеоотчет об открытом занятии «Дорога к танцу» 31 марта на базе нашего детского сада прошло методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных учреждений города Ельца. Было.

Рабочая программа платной дополнительной образовательной услуги по хореографии Мой лично разработанный план работы по хореографии (платные услуги для детей) на основе нашей программы дошкольного образования. Как такового.

Программа по хореографии для дошкольников ПРОГРАММА «Хореография» ТИП ПРОГРАММЫ: модифицированная Срок реализации программы: 3 года Возраст обучающихся: 3-6 лет Педагог доп.

Рабочая программа кружка обучения современному танцу «Цветик-семицветик» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка обучения современному танцу «Цветик-семицветик» по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности.

Развития речи дошкольников посредством логопедической ритмикиРазвития речи дошкольников посредством логопедической ритмики Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных.

Библиотека изображений:

Публикация Программа по хореографии от ритмики к танцу (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Иванова Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по хореографии от ритмики к танцу
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 14:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД