МААМ-картинки

Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» в 5 классе коррекционной школы для детей с УО

Наталья Печенкина
Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» в 5 классе коррекционной школы для детей с УО

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекционному курсу : «Предметно-практические действия» входит в коррекционно развивающую область, разработана и составлена на основе:

1. Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г. ;

Публикация «Программа коррекционного курса „Предметно-практические действия“ в 5 классе коррекционной школы для детей с УО» размещена в разделах

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2017; Вариант -2

4. Учебный план образовательной организации для 5 класс (Вариант -2)

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель обучения : формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи обучения:

Создание условий для обучения навыкам действий с предметами.

Формировать навык предметно-практических действий.

Содействовать социальной адаптации.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Корректировать фонематический слух.

Корректировать речь и мышление.

Корректировать мелкую моторику.

Корректировать пространственную ориентировку.

Обогащать словарный запас.

Предметные действия – основа дальнейшего обучения продуктивной деятельности при самообслуживании, на занятиях изобразительной деятельностью, домоводством и трудом.

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей и характеристик детей с ТМНР, обучающихся по II варианту учебного плана.

II. Общая характеристика учебного коррекционного курса

Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в классах обучения детей с ТМНР. Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с ТМНР. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

III. Описание места Программы в учебном плане

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2 примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

В 5 классе отводится 2 часа в неделю.

1 четверть-18ч.

2 четверть-14ч.

3 четверть-20ч.

4 четверть- 16ч.

За год – 68 ч.

IV. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для

самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Предметные результаты :

Освоение простых действий с предметами и материалами.

Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

Умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т. д. ;

Уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

Уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

Уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

Уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

Рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

Выполнять последовательно организованные движения;

Играть с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

Уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

Уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

Уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

Уметь сортировать крупы (3 вида);

Складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

Разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие

и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и

круговыми движениям.

Играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т. д.);

Узнавать материалы на ощупь, по звуку;

Наполнять емкости различными предметами;

V. Содержание программы

Раздел 1. Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

Раздел 2. Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Прикреплённые файлы:

aop_r8thm.pptx | 524,8 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «День народного единства» в 3 классе коррекционной школыФотоотчет о занятии «День народного единства» в 3 классе коррекционной школы В рамках празднования Дня Народного Единства в 3 классе коррекционной школы был проведено занятие посвященное данному празднику. Ребята.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект занятия по ПДД «Правила дорожного движения» для учащихся коррекционной школы Цель: Закрепить знания учащихся по ПДД: Задачи: • вспомнить правила безопасного поведения на дорогах учить различать знаки дорожного движения.

Перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2–3 лет. Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2 - 3 лет, по программе " От рождения.

Планирование трудового часа «Удаление пыли с предметов» в 4 классе для детей с ОВЗ коррекционной школы Цель: Формирование навыков трудовой коллективной деятельности. Задачи: • Повторение правил коллективной работы. • Повторить и закрепить.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа кружка по футболу для учащихся средней школы МКОУ СОШ № 16 Утверждаю: Директор школы ___ Л. А. Концевая Руководитель Денибеков Ахмед Алиевич 2018 год.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Урок математики во 2 классе по системе Л. В. Занкова «Действия первой и второй ступеней. Выражения» Тема урока: Действия первой и второй ступеней. Выражения. (2 класс, система Л. В. Занкова) Предметные задачи: - разделить изучаемые действия.

Библиотека изображений:

Публикация Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» в 5 классе коррекционной школы для детей с УО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Печенкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» в 5 классе коррекционной школы для детей с УО
Опубликовано: 3 марта 2023 в 20:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД