Получи документы

Программа дополнительного образования по краеведению «Край родной, навек любимый»

Анна Валерьевна Павлова
Программа дополнительного образования по краеведению «Край родной, навек любимый»

Программа

дополнительного образования по краеведению

«Край родной навек любимый»

Автор-составитель:

Павлова Анна Валерьевна

Пояснительная записка.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю – историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Публикация «Программа дополнительного образования по краеведению „Край родной, навек любимый“» размещена в разделах

В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материалы, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.

Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, на познавательную его деятельность. Составленная программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность ребёнка, чтобы он лучше изучил свой край, глубже понял особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети получают знания через рассматривание иллюстраций книг, альманахов, картин местных художников, посещение музеев, местных достопримечательностей, просмотр архивных видеозаписей и т. д.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой – необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики родного края.

Цель данной программы : ознакомление детей с историей района, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• Способствовать социализации воспитанников.

• Обогатить знания дошкольников о городе Озёры, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.

Развивающие:

Развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение истории родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать любовь к малой родине

Программа рассчитана на детей 5 – 15лет.

Время проведения — 2 час в неделю, продолжительность 1 год.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, видеофильмов, коллекций, иллюстраций, посещение музея и достопримечательностей. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

В результате изучения программы обучающиеся должны знать:

• основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среды;

• основные исторические и памятные места родного города, музеи.

Должны уметь:

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

• анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо – туристические технологии.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Формы учета знаний, умений:

педагогическое наблюдение; тестирование; тематический опрос; рисуночные тесты, выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); анкетирование

Оценка результативности:

• подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты)

• участие в различных конкурсах;

• проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Тема занятия Форма проведения Программное содержание Кол-во часов теория практика

1 Краеведение- наука о родном крае. Беседа Рассказать детям о том, что изучает наука краеведение 1 1

2 Наш край на карте (границы, площадь, административный центр) Беседа Границы, площадь, административный центр. 2 1 1

3 Символика нашего города. Презентация Рассказать о символах нашего города 1 1

4 Исторические корни нашего края. Беседа, работа с литературой Познакомить детей с историей возникновения города Озёры, Озерского края. 4 3 1

5 Легенды и предания. Беседа, презентация

Знакомство с легендами и преданьями родного края 2 1 1

6 Знаменитые усадьбы Озерского края Рассказ, экскурсии Рассказать детям о загородных достопримечательностях родного края 4 2 2

7 Загадочный мир названий Беседа,

презентация

Происхождение и объяснение названий поселков, сёл. Главные улицы нашего города. 2 1 1

8 Памятники города. Экскурсии, беседы, презентации Познакомить с памятниками города, историей их возникновения. 2 1 1

9 Озёры в годы ВОВ. Беседа, презентация Рассказать о земляках-героях войны. О жизни города в годы ВОВ. 2 1 1

10 Культурно-просветительные учреждения нашего города. Посещение детской библиотеки. Экскурсия Объяснить правила поведения в библиотеке. 1 1

11 Культурно-просветительные учреждения нашего города. Посещение кинотеатра. Просмотр киноф ильма. Объяснить правила поведения в кинотеатре. 1 1

12 Население Беседа, презентация (Численность, нац. состав, демографическая ситуация). 2 1 1

13 Профессии города. Беседа, экскурсия, викторина Рассказать о предприятиях города. 2 1 1

14 Традиционные ремёсла моего города и села. Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия, беседа Дать представление о ремёслах нашего города 2 1 1

15 История спортивных достижений нашего города беседа Познакомить с историей спорта в нашем городе 1 1

16 Посещение стадиона им. Гринина. Экскурсия Показать детям место проведения важнейших спортивных мероприятий города 1 1

17 Храм Святой Троицы Беседа, посещение храма Рассказать об истории возникновения Храма. Объяснить правила поведения в храме 2 1 1

18 Сельское хозяйство в городе и селе. Что растет на полях нашего района Беседа, презентация Познакомить с жизнью села нашего края. 2 1 1

20 Значимые люди в истории города Беседа, просмотр архива фотографий Рассказать детям о знаменитых людях нашего края 2 1 1

21 Водные ресурсы. Водоемы нашего города и края. Реки и озера. Беседа, виртуальная экскурсия Познакомить с водоемами нашего края 2 1 1

22 Полезные ископаемые нашего края. Беседа. Познакомить с полезными ископаемыми, объяснить их значение 1 1

23 Растительность нашего города и края. Разнообразие растений Беседа, выставка фотографий, пешая экскурсия в лес Сформировать представление о разнообразии растительности города 3 1 2

24 Животный мирр Озерского района Беседа, рассказ Познакомить с животным миром родного края 2 1 1

25 • Города-побратимы города Озёры

Беседа, просмотр фотоархива Дать представление о том, какие города называются побратимами. 2 1 1

26 • Жизнь и деятельность краеведа, почётного гражданина района А. П. Дорониной

Презентация книги, беседа. Рассказать детям о почётном жителе, написавшем историю Озерского края, А. П Дорониной. 1 1

27 Посещение краеведческого музея.

Экскурсия Закрепление знаний, полученных на занятиях. 1 1

28 Город, в котором я живу. Выставка рисунков, проект. Объяснить, почему важно знать историю города 2 2

29 Игра «Знаешь ли ты историю города?» Викторина Закрепление знаний, полученных на занятиях. 1 1

30 История возникновения нашего центра Беседа

Просмотр фото и видеоархивов Рассказать детям как образовался наш центр (СРЦН). 2 1 1

31 Москва – столица нашей родины Беседа, работа с картой Познакомить детей с местоположением города, происхождением названия 2 1 1

32 Символика горда Москва Презентация Рассказать детям о символах города Москва. 1 1

33 Основные достопримечательности города Москва. Беседа, презентация. Познакомить детей с достопримечательностями Москвы (Красная площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, памятниками архитектуры)

2 1 1

34 История освоения и заселения Подмосковья. Беседа, презентация Рассказать детям об истории зарождения Подмосковья. 2 1 1

35 Административное деление Московской области. Наш город на карте Подмосковья,

Беседа, работа с картой. Дать детям представление о том, из каких районов состоит область. Расположение родного города на карте. 1 0.5 0.5

37 Хозяйство региона. Промышленность Московской области Беседа, презентация Познакомить с хозяйством и промышленностью Московской области. 2 1 1

38 Природа Подмосковья Презентация, беседа Растительный и животный мир 2 1 1

39 Ими гордится страна Рассказ, просмотр фотоархива Рассказать детям о почётных людях Подмосковья 1 0.5 0.5

40 Край родной Обобщающий проект Коллективное составление проекта. 2 2

Используемая литература:

«Герои Советского Союза» краткий биографический слов, в 2 т. / пред. редкол. И. Н. Шкадов. – М. : Воениздат, 1987.

Абрамов В. Н. Озерский край. – Озеры, 2007.

Абрамов В. Н., Пирязев Н. С., Исаев Е. В., Рогов С. М. Озёрский край : учеб. пособие по краеведению для учащихся общеобразоват. шк. / Администрация Озёр. муницип. р-на Моск. обл. – Коломна (Моск. обл.) : Коломен. тип., 2007.

Абрамов В. Н. На всю оставшуюся жизнь. – Озёры, 2002.

Букринская Н. К. Сенницы. Облики прошлого. – Зарайск, 2012

Война глазами ветерана (воспоминания ветеранов). – Озёры, 2012.

Доронина А. П. Энциклопедия сел и деревень Озерского района. – Озёры, 2002.

Ильин М. А. Подмосковье. – М., 1966.

Книга памяти Озёрского муниципального района Московской области (изд. первое: 2005 г., изд. второе дополн. : 2006 г.)

Кузовкин А. И., Макаров А. И. Золотое созвездие коломенцев. – М., Моск. рабочий, 1976.

Памятные места Московской области. Краткий путеводитель. – М., 1960.

Пирязев Н. С. Взрастила маршала Озё рская земля: повесть. – Озёры (Моск. обл.) : Коломен. межрайон. тип., 2000.

Пирязев Н. С. Певец Приокского края: новеллы про Григоровича. – Озёры (Моск. обл.) : Антарес, 2007.

Пирязев Н. С., Пирязев С. И. Капли русской славы: героич. прошлое Озёр. края. – Озёры (Моск. обл.) : Б. и., 1995.

Пирязев Н. «Лучшей славы не желать» очерк, 1995.

Пирязев Н. С., Абрамов В. Н., Исаев Е. В. Седая старина сенницкая: общественно-политическая литература/ под общ. ред. В. Н. Абрамова. – Коломна (Моск. обл.) : Коломен. тип., 2007.

Рогов С. М. Путеводитель по Озёрскому району. – Озёры, 2010.

Схема города Озёры и Озё рского района: карта, картографическое издание/ предисл. Н. С. Пирязев; фот. С. М. Шаркова. – Ступино (Моск. обл.) : Ресурс-плюс, 2002.

Хренова Т. А. Топонимический словарь Озёрского района Московской области. - Озёры, 2013

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематической выставке по краеведению в подготовительной группе «Край родной, навек любимый»Фотоотчёт о тематической выставке по краеведению в подготовительной группе «Край родной, навек любимый» Попова Валентина Фото отчёт о тематической выставке по краеведению в подготовительной группе : "Край родной, навек любимый". В этом году.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый!» .

Опыт работы по краеведению «Край родной навек любимый» к Дню родного края на МAAMОпыт работы по краеведению «Край родной навек любимый» к Дню родного края на МAAM Попова Валентина Опыт работы по краеведению "Край родной навек любимый" к Дню родного края на МААМ Цель: воспитание гармонично развитой.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Библиотека изображений:

Публикация Программа дополнительного образования по краеведению «Край родной, навек любимый» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Валерьевна Павлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования по краеведению «Край родной, навек любимый»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 20:10
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД