МААМ-картинки

Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет

ольга бородина
Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

заведующий МАДОУ

«Детский сад № 33»

___/И. И. Батталова

от «___»___2019г

Приказ № ___

Программа дополнительного образования

социально-педагогической направленности для детей раннего и младшего дошкольного

Публикация «Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет» размещена в разделах

возраста (от 2 до 4 лет)

«Говорушки»

на 2019 – 2020 учебный год

Рассмотрено и принято

на заседании

Совета родителей

от «___»___2019г

Рассмотрено и принято

на заседании

Педагогического совета

от «___»___2019г

Протокол № ___

Автор – составитель:

Бородина Ольга Михайловна

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 33»

Энгельс - 2019г

Содержание

I Целевой раздел:

Пояснительная записка….3

Цель Программы, задачи…4

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. 6

II Содержательный раздел:

Комплексно – тематический план занятий…. 7

III Организационный раздел:

Перспективный план работы с родителями…. 7

Организация среды … 7

Литература …. 8

I Целевой раздел

Пояснительная записка.

Программа «Говорушки» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает развитие познавательно-творческих способностей детей 2-4 лет в игровой деятельности.

Программа предназначена для детей раннего и младшего дошкольного возраста, рассчитана на один год обучения и представлена в виде совместной игровой деятельности детей и взрослых.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Актуальность:

• обучение детей проводится с двухлетнего возраста;

подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль.

Цель:

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи кружка:

Обучающие:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4. Развивать внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

Принципы работы по развитию речи

Эффективность работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. п.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Методы проведения кружка:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Ожидаемый результат:

1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2. Знакомство детей с фольклором;

3. Освоение детьми невербальных средств общения;

4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5. Уверенность в себе, преодоление робости;

6. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

.

№ Параметры диагностики Уровень

высокий средний низкий

1 уровень восприятия речи

2 активный словарь

3 пассивный словарь

4 понимание предложно-падежных конструкций

5 грамматический строй речи

6 мелкая моторика

Методические материалы:

-перспективное тематическое планирование

-конспекты занятий

-памятки, рекомендации, советы для родителей, для детей в картинках,

-учебно-методическая и художественная литература («Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич; «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина; «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко); «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева

Содержательный раздел

Календарно – тематическое планирование кружка

месяц Тема занятия Содержание

октябрь 1 Кошка Потешка «Пекла кошка пирожки»

2 Кошка Потешка «Кот на печку пошел» Пальчиковая игра «Котик»

3 Собака Пальчиковая игра «Дом».

4 Осень Речь и движение. Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».

ноябрь 1 Петушок Потешка «петушок»

2 Петушок Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

3 Курочка Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр

4 Курочка Потешка «Курочка-рябушечка»

декабрь 1 Лошадка Стихотворение А. Барто «Лошадка»

2 Лошадка Потешка «Лошадка»

3 Корова

4 Гусь Песенка «Жили у бабуси»

январь 2 Коза Сказка «Волк и семеро козлят»

3 Кто живёт в деревне Речь и движение

4 В лесу. Потешка Ты, мороз, мороз, мороз» Пальчиковая игра «Варежка»

февраль 1 Медведь Потешка «Мишка косолапый»

2 Медведь стихотворение «Как на горке снег, снег»

3 Зайчик Потешка «Зайка серенький сидит»

4 Зайчик Речь и движение

март 1 Ёжик Пальчиковые упражнения

2 Лиса Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

3 Лиса Потешка «Идёт лисичка по мосту»

4 Весна Разучивание заклички «Весна, весна красна»

апрель 1 Весна Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

2 Белка Потешка «Сидит белка на тележке»

3 Волк Сказка «Колобок»

4 Волк Пальчиковая игра «Апельсин»

май 1 Кто где живёт Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

2 В лесу. Сказка «Маша и медведь»

3 В лесу. Сказка «Три медведя

4 Птицы. Знакомство с птицами. Ворона. Сорока. Воробей. Сова.

III.Организационный раздел

III Организационный раздел

Реализация программы «Говорушки» : предусматривает работу педагога с воспитанниками раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет.

Срок реализации данной программы – 1 год.

В основе проведения занятий возможны различные формы организации деятельности воспитанников групповая, индивидуальная, индивидуально – групповая, а так же формы проведения самих занятий, которые могут проходить в виде игр-занятий в сказочном Фиолетовом лесу, в «Русской избе».

Режим и продолжительность занятий зависит от возрастной категории воспитанников и рекомендациям СанПиНа. Для детей 2-4 лет длительностью 15-20 минут.

Количество занятий и учебных часов в неделю и за год составляет:

1 занятие в неделю (1 учебный час) – в год 36 часов.

Количество обучающихся 5-8 детей в группе.

Особенность набора воспитанников – общедоступность.

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- анкетирование родителей;

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

- мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);

- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Образные игрушки Среднего размера куклы. Игрушки, изображающие животных (домашних, диких) и их детенышей, в том числе с дополнительными атрибутами (теленок с колокольчиком, поросенок в фартуке и пр.). Игрушки, изображающие сказочных персонажей, знакомых детям. Наборы игрушек для режиссерской игры (фигурки животных, куклы-голыши и пр.). Крупная лошадка-качалка с сиденьем для ребенка.

Игрушки и оборудование для театрализованной

деятельности Куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собака, петух и пр., пальчиковые куклы; наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра; карнавальные шапочки (зайцев, птиц, котят, медведей, цыплят и др.)

Дидактические пособия и игрушки. Настольно-печатные игры: разрезные картинки (из 2-4 частей); игры типа «Кому что нужно», «Каких деток потеряла мама?» (курица, корова, лошадь, коза, собака и др.) Наглядные пособия, иллюстрации художников.

Библиотека,

аудиотека Детские иллюстрированные книги (с плотными страницами). Аудиозаписи с произведениями фольклора

Список использованной литературы:

1) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;

2) «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

3) «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;

4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;

5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова

7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.

8). «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком» Абраменко В. В

9) Безруких М. М. Тренируем пальчики.

10) Белая А. Е. Пальчиковые игры.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет
Опубликовано: 22 июня 2022 в 23:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД