Лучший педагог года

Профилактика гиподинамии на логопедических занятиях

Анастасия Бабусенко
Профилактика гиподинамии на логопедических занятиях

Профилактика гиподинамии в логопедической коррекции

Неблагоприятные условия среды, плохая наследственность обусловливают повышение заболеваемости дошкольников, способствуют снижению их творческой активности, замедляют физическое и психическое развитие. Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Нарушение устной и письменной речи является распространённой патологией у современных детей. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием. И наша задача на логопедических занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей-логопатов, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность. На логопедических занятиях практически все проводимые упражнения, связанные с речью. Выделяют пять основных методических приё мов и форм развития речи с помощью движения:

Публикация «Профилактика гиподинамии на логопедических занятиях» размещена в разделах

Логоритмика, как «терапия движением»

Артикуляционная гимнастика

Развитие мелкой моторики

Физкультурные минутки

Физическая культура

Главная задача логопедической ритмики – это содействие логопедической работе по коррекции речи детей путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи.

Система логоритмической работы имеет большое значение:

Для развития темпа и ритма речевого дыхания

Для развития орального праксиса

Для укрепления мимической мускулатуры.

Для формирования фонематической системы

Для развития темпо – ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи.

Восприятие ритма оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в т. ч. и артикуляционных. Данные задачи легко решаются на уроках музыки.

На логопедических занятиях проводятся такие упражнения, которые способствуют развитию регуляции мышечного тонуса, например:

• упражнения «Волны» руками, «Волны» туловищем;

упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Умное эхо», «Тихо-громко»; «Часики»-Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз

• упражнения для совершенствования навыков движений и действий в коллективе – игра «Сцепка вагонов», «Летка-енка» и др.

• Игры «Осенние листочки», «Барабанщик» формируют у детей представление о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».

• Игры «Паровоз», «Карусели» развивают умения соотносить темп речи и движений, темп речи и движений с темпом музыки

Задачи артикуляционной гимнастики:

• Воспитание точности

• Дифференцированности

• Чёткости

• Плавности

• Устойчивости артикуляционных движений.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Например, «Сказка о Весёлом Язычке»,

Для развития артикуляционной моторики на логопедических занятиях проводятся различные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

«Прятки» - чередование плотно сжатых губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов.

«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам.

«Теннис» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки и др.

Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития и совершенствования основных речевых движений. Необходимо следить за качеством выполняемых движений, за точностью и правильностью, достаточным объёмом движения, техникой выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием мимических движений.

Развитие мимических мышц лица строится на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;

«Тигрёнок» - оскаливание зубов;

«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба; и др.

Значительны упражнения для пальцев рук и кистей.

Происходит развитие

• Статической координации.

• Развивается динамическая координация.

• Развивается двигательная память.

• Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Снимается усталость и напряжение в процессе занятия.

• Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна для подготовки руки к письму.

В начале дети обучаются несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их.

Так же дети обучаются элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Комплекс упражнений для ног или рук с элементами самомассажа

Выполняется сидя на стульчике. Дети катают мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно. Разомнем мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая все повторяет всегда.

Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения К изображению поз и движений пальчиками можно добавить дактильную азбуку – изображение пальцами букв.

Поскольку дети данного возраста не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то особенно актуальна такая форма работы, как физкультурные минутки.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом (игра с мячом, пластические этюды) ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а в несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, потешке отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками, Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

Так же, физкультминутки используются с целью эмоциональной разрядки, снятия статического напряжения.

Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление.

Публикации по теме:

Конспект коррекционной игры учителя-логопеда с детьми с использованием ИКТ Подготовительный этап коррекционной работы. Методическая тема: Авторская сказка логопедической коррекции с использованием здоровьесберегающих.

Коррекционно — развивающая среда для детей с УО (продолжение) Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми детского дома- интерната №2: 1. Развитие всех психических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика гиподинамии на логопедических занятиях
Опубликовано: 30 октября 2014 в 16:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика гиподинамии на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бабусенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД