МААМ-картинки

Профессиональная компетентность педагога в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Таcлима Садыкова
Профессиональная компетентность педагога в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. Н. Садыкова,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко.

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к проблеме содержания профессиональной компетентности педагогов в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО. В работе анализируются причины сложностей в реализации задач музыкального развития воспитанников. Подчеркивается неоднозначность и дискуссионность понятия профессиональной компетентности, что обусловливает многообразие авторских трактовок его содержания. На основе обзора научных публикаций подробно раскрываются компоненты профессиональной компетентности педагогов в области музыкального воспитания дошкольников.

Публикация «Профессиональная компетентность педагога в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дошкольная педагогика, музыкальное образование, воспитание, художественно-эстетическое развитие, профессиональная деятельность.

Включение в рамках ФГОС ДО задач музыкального воспитания дошкольников в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» обусловило повышение требований к педагогической компетентности педагогов, перед которыми возникла необходимость на высоком уровне качества обеспечивать «формирование у воспитанников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление у них эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей» [1].

Все это требует от педагогов создания условий для использования потенциала музыкального искусства как полноценного способа познания ребенком как самого себя, так и окружающего мира, что предполагает не только знакомство воспитанников с музыкальной культурой, но и становление у них навыков относительно осознанного восприятия и интерпретации музыкального материала, способствование получению ими интонационного и звукового опыта, формирование ценности музыки как феномена, исполнительских умений, творческих способностей, навыков импровизации, эстетических потребностей, представлений о социокультурных традициях и т. п.

При этом, как отмечает Н. И. Козлов [2], реализация задач музыкального развития детей дошкольного возраста осложняется значительным количеством методологических и методических проблем, среди которых:

- обобщение и уточнение содержания современных подходов к музыкально-художественной деятельности воспитанников: творчеству, восприятию, сопереживанию, исполнительству;

- возможности и способы интеграции в образовательный процесс всех видов искусств, в том числе, с использованием информационных технологий;

- оптимизация педагогических технологий музыкального образования воспитанников в доступных ему видах деятельности на основе принципа дифференциации;

- уточнение возможностей музыкального развития дошкольников вне фактора задатков с учетом запросов социума и государства;

- поиск возможностей применения конкретных музыкально-культурных практик во всех возрастных группах дошкольного детства;

- адаптация давно существующих и показавших свою эффективность методик и программ музыкального воспитания к требованиям ФГОС ДО и т. д.

Следовательно, вслед за Р. А. Савченко [3], Г. Н. Дубогрызовой [4] и другими [5-7] можно говорить об актуализации проблемы содержания и границ педагогической компетентности педагогов в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста, тогда как практические исследования свидетельствуют о сохранении недопустимого уровня сформированности критериев такой компетентности у современных педагогов, препятствующего достижению необходимого уровня качества образования в данной области согласно требованиям ФГОС ДО.

Необходимо отметить, что проблема педагогической компетентности осложнена недостаточной разработанностью самого понятия, что привело к разнообразию определений ее сущности и структуры, что препятствует разработке путей формирования педагогической компетентности педагогов из-за дискуссионности подходов к содержанию понятия.

Так, Ю. В. Бжиская и Н. В. Бобылева определяют профессиональную компетентность как «качественную характеристику личности специалиста, включающую систему знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)» [1].

Р. А. Савченко отмечает, что профессиональная компетентность педагога в области музыкального развития – это «интегральная характеристика личности, основанная на личностных качествах, профессиональных знаниях и умениях и выражающая индивидуально-психологическую и технологическую готовность и способность к продуктивной музыкально-педагогической деятельности» [3].

Обобщая представленные в литературе определения [1-3, 6], отметим, что в качестве компонентов профессиональной компетентности педагогов исследователи выделяют компетенции, творчество, профессионализм, знания, умения и навыки, практический опыт, стиль деятельности, ценности, функциональную грамотность, искусство, культуру, технологическую готовность, личностные качества, мастерство и др.

Необходимо подчеркнуть, что большинство исследователей [1-7] подчеркивает специфичность процесса художественного-эстетического образования дошкольников в связи с образностью искусства и требованиями высокой степени творчества к процессу преподавания, что обусловливает введение такого понятия, как музыкально-педагогическая компетентность как структурного элемента профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, некоторые исследователи, например, Г. Н. Дубогрызова [4] и А. В. Конорезова [5], выделяют в качестве синонимичного – понятие музыкальной или музыкально-педагогической культуры.

Обзор исследований, посвященных вопросам структуры профессиональной компетентности педагогов в данной области [1-7], свидетельствует о важности выделения как конкретных специальных знаний и навыков, так и личностных качеств специалиста, требующихся для эффективной деятельности в области музыкального развития воспитанников.

Таким образом, в структуре профессиональной компетентности педагогов в области музыкального воспитания дошкольников, помимо универсального содержания, например, рефлексивных, проектировочных, гностических и прочих умений, можно выделить следующие специфические компоненты:

1. Знания в области музыкально-эстетического развития дошкольников, в том числе: методика диагностики и развития музыкальных способностей; музыка как вид искусства; музыкальная терминология; образовательные музыкальные технологии; классическая и современная, отечественная и мировая музыка; методика общего музыкального развития детей разного возраста и детей с ОВЗ; детский исполнительский репертуар; специфика концертно-сценической деятельности; элементы детской хореографии и театрализации; подходы к целостному художественному развитию воспитанников.

2. Умения и навыки в области музыкально-эстетического развития дошкольников: репетиционная работа с детским коллективом; применение ТСО; вокальные, сценические и исполнительские навыки (технические умения); руководство всеми видами музыкальной деятельности воспитанников; технология работы с одаренными детьми; проектирование и реализация индивидуальных маршрутов музыкального развития воспитанников; организация самостоятельной музыкальной деятельности детей; взаимодействие со всеми субъектами образовательной деятельности в области музыкального развития дошкольников; разработка и проведение досуговых мероприятий в области музыки; использование современных педагогических технологий музыкального развития детей; интеграция музыкального воспитания с областями речевого, социально-коммуникативного и физического развития детей; оптимизация предметно-развивающей музыкальной среды; навыки самообразования.

3. Личностные качества: артистизм, музыкальность, эмпатия, музыкальные способности, образное мышление, тактичность, любовь к музыке, потребность в профессиональном саморазвитии.

4. Музыкально-педагогическая культура – «многокомпонентное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение социально значимых художественно-эстетических и педагогических ценностей» [7], определяющая стиль педагогической деятельности в области музыкального воспитания дошкольников. В нее включают музыкальное сознание, музыкально-педагогическое мышление, музыкально-педагогическую интуицию, эрудицию в области художественной культуры и т. п.

Таким образом, осознание значимости и возможностей музыкального воспитания в личностном становлении детей дошкольного возраста обусловливает необходимость повышения качества подготовки педагогов к реализации задач художественно-эстетического развития воспитанников и требует уточнения содержания компонентов их профессиональной компетентности в области музыкального воспитания детей и коррекции отношения педагогов к потенциалу музыки как искусства в личностном становлении воспитанников.

Кроме того, в программу подготовки педагогов должно быть включены методика творческого развития детей средствами разных видов искусства и элементы художественно-творческой деятельности, позволяющие сформировать у педагогов сценические, исполнительские и художественно-эстетические навыки, а также музыкально-педагогическую культуру.

Важным также является повышение осведомленности педагогов в возможностях современных технических средств обучения в реализации задач музыкального воспитания детей, что позволяет снизить уровень требований к их исполнительским навыкам.

Список литературы

[1] Бжиская, Ю. В. К вопросу о социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога [Текст] / Ю. В. Бжиская, Н. В. Бобылева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-3. – С. 83-87.

[2] Козлов, Н. И. Формирование профессиональной компетентности воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в условиях вуза [Текст] / Н. И. Козлов // Вестник ЗабГУ. – 2012. – № 5. – С. 45-48.

[3] Савченко, Р. А. Критерии, показатели и уровни сформированности музыкально-педагогической компетентности будущих воспитателей и музруководителей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Р. А. Савченко // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 8(75). – С. 154-156.

[4] Дубогрызова, Г. Н. Музыкально-педагогическая культура в системе профессиональной компетентности специалиста в области дошкольного образования [Текст] / Г. Н. Дубогрызова // Социальные науки. – 2015. – № 2(5). – С. 33-39.

[5] Конорезова, А. В. Формирование музыкальной культуры педагогов в условиях дошкольного образования [Текст] / А. В. Конорезова // Научная компетентность молодых учёных: идеи, перспективы, направления: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 10 апреля 2019 года. – Армавир: АГПУ, 2019. – С. 128-131.

[6] Спирина, Н. В. Сущность и структура музыкально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н. В. Спирина // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С. 48-49.

[7] Горбатова О. В. Профессионально-педагогическая культура специалиста-музыканта, работающего с детьми дошкольного возраста [Текст] / О. В. Гобатова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 23. – С. 116-121.

Публикации по теме:

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Непобедимый Сталинград»Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Непобедимый Сталинград» Цель: Познакомить детей с историческими событиями по освобождению Сталинграда в Великой Отечественной войне от фашистских захватчиков. Задачи:.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:

Публикация Профессиональная компетентность педагога в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Таcлима Садыкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Профессиональная компетентность педагога в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 января 2023 в 17:39
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД