Получи документы

Проектная работа «Основы профессиональной деятельности педагога в специальном и инклюзивном образовании детей с ОВЗ»

гульшат валеева
Проектная работа «Основы профессиональной деятельности педагога в специальном и инклюзивном образовании детей с ОВЗ»

Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы

«Основы профессиональной деятельности педагога в специальном и инклюзивном образовании детей с ОВЗ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Автор проекта :

Валеева Гульшат Фанировна

Воспитатель МАДОУ «д/с N 357»

Казань, 2022

Введение

Публикация «Проектная работа „Основы профессиональной деятельности педагога в специальном и инклюзивном образовании детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Сенсорное развитие- развитие у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира - составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка, особенно с ОВЗ нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т. д., то есть формировать у него перцептивные действия. Обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов - задача сенсорного воспитания. Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить. Включение восприятия в деятельности - одна из важнейших задач сенсорного воспитания. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми с ОВЗ.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска новых способов и средств совершенствования сенсорного воспитания, речи и развития умственных способностей у детей с ОВЗ как важного условия нормального личностного и социального развития ребенка-дошкольника.

Сенсорное воспитание и мелкая моторика важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Актуальность проекта

Проблема развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Развивать сенсорику, общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.

Актуальность данной проблемы очевидна, на сегодняшний день заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых упражнений на речевое и умственное развитие ребёнка с ОВЗ.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом и умственном развитии. Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии сенсомоторных навыков и двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. Дети не различают сенсорные эталоны. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей сенсорного воспитания и мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Проблема

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Однако, как правило, развитию сенсомоторики уделяется очень мало времени на занятиях и в нерегламентированной деятельности, а задания, как правило, однотипны и скучны.

Если систематически тренировать движения пальцев рук совместно с развитием сенсорных навыков детей дошкольного возраста, то можно добиться положительной динамики в их речевом и умственном развитии.

Гипотеза (обоснование проекта)

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Проектное решение (инновация)

Тактильно - двигательное восприятие осуществляется разными способами, в данном случае – это использование сухих бассейнов, тактильных мешочков и сенсорных мякишей.

Увлечение данной современной технологией развивает ручную моторику, тонкую моторику пальцев рук, которая имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность, т. к. связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка с ОВЗ.

Наиболее большой интерес к таким упражнениям у ребенка с ОВЗ возникает в дошкольном возрасте, именно в этот период ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. Дети с удовольствием и с большим интересом работают с крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.

Цель проекта

Разработать и изготовить пособия для развития сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Задачи проекта

Методические задачи:

• Изучение психолого – педагогической и методической литературы по проблеме проекта.

• Выявление эффективности форм, методов и приемов сенсомоторного развития детей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

• Определение условий, благоприятных для развития сенсорных навыков и мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ

• Определение основных направлений педагогических задач по развитию сенсомоторных навыков у детей в дошкольном возрасте.

• Установление взаимосвязи особенностей сенсорного развития, развития мелкой моторики и развития умственной и речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Дидактические задачи:

• Способствовать развитию предметной деятельности (улучшать сенсорное развитие ребенка).

• Развивать тактильную (кожную) чувствительность, обеспечивать эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности.

• Учить детей владеть своими руками.

• Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности, зрительную координацию глаз.

• Развивать ловкость, дифферинцированность и переключаемость движений пальцев рук. Развивать речь и умственную способность дошкольников путём развития мелкой моторики.

• Развивать и совершенствовать произвольное внимание и автоматизировать игровые движения пальцев рук.

• Создать комфортную психологическую обстановку и условия.

Подобрать материал, позволяющий решать большой круг разнообразных задач.

• Использовать интересные и эффективные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ.

• Вызвать интерес к заданиям, способствующим развитию сенсомоторных навыков, стимулирующим умственное и речевое развитие ребёнка.

В процессе данной работы, игры помогают способствовать развитию у детей следующие психические процессы:

• произвольное внимание;

• логическое мышление;

• память и речь детей.

Формируются навыки учебной деятельности :

• умение действовать по словесным инструкциям;

• контроль за собственными действиями.

Целевая группа проекта

Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Предмет исследования: уровень развития сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Тип проекта : предметно-ориентированный.

Вид проекта : долгосрочный.

Место реализации проекта : реализуется в рамках ДОУ.

Сроки реализации проекта : сентябрь - декабрь

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

• Анализ ситуации, разработка диагностического материала.

• Постановка цели и задач проекта.

• Изучение методической литературы, опыта педагогов, интернет - ресурсов с целью выявления возможных вариантов разработки проекта.

• Проведение диагностики по развитию сенсорных навыков мелкой моторики. (Приложение №1)

• Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать сенсорные навыки и мелкую моторику» (Приложение № 2).

• Анкетирование родителей «Развитие сенсомоторных навыков у детей» (Приложение №3)

Основной этап :

1. Поектирование пособий, способствующих формированию мелкой моторики детей, развитию сенсорных навыков, познавательных и речевых процессов.

2. Разработка :

• конспектов занятий, в которые входят игры и упражнения с данными пособиями, направленные на развитие сенсомоторных навыков;

• консультационного материала для родителей (Приложение №4).

• Создание предметно-развивающей среды.

• Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору разнообразного материала для изготовления пособий.

• Подбор развивающих интернет ресурсов для работы родителей с детьми.

• Проведение проектной деятельности с родителями на тему «Сенсорное развитие детей с помощью дидактических игр» (Приложение №5)

Практический этап:

• Реализация разработанного пособия в разных видах деятельности детей.

• Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики и сенсорных навыков с данным пособием в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.

Педагогическое просвещение родителей в вопросах сенсомоторного развития детей дошкольного возраста:

• проведение консультаций;

• мастер - классов;

• открытых занятий.

Заключительный этап:

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий :

• презентация проекта;

• открытое занятие по сенсомоторному воспитанию с использованием сухого бассейна «Бабочка прилетела». Цель: формировать целенаправленность в действии с предметами, продолжать развивать сенсорные навыки и мелкую моторику кистей рук и координацию движений, воспитывать самостоятельность и положительное эмоциональное отношение к игре. (Приложение №6)

• мастер - класс - повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ «Методика проведения развивающих игр с пособиями.

• итоговая диагностика развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ. (Приложение №1)

• размещение опыта работы в интернете на персональной странице сайта ДОУ

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

- Закон РФ «Об образовании»;

- ФГОС в ДОУ;

- Типовое положение о специальном образовательно учреждении воспитанников с отклонениями в развитии;

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного возраста.

Материально – технические:

- ноутбук;

- фонарики;

- микроволновая печь.

Кадровые:

- воспитатели;

- учитель-дефектолог.

Научно – методические:

- авторские учебные и коррекционные программы и пособия Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Чевелевой Н. А.

Информационные:

- новинки методической литературы;

- специализированные образовательные сайты в интернете.

Организационные:

- составление сетки занятий по НОД;

- организация режимных моментов с учетом реализации проекта.

Финансовые:

- средства для приобретения новинок методической литературы и материала для изготовления пособия.

Программа проектных мероприятий

Таблица1

№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный

Подготовительный этап

1. Разработка диагностики ДОУ 1 неделя декабря Воспитатель

Уч. -дефектолог

2. Изучение

методической литературы ДОУ 1 неделя декабря Воспитатель

Уч. -дефектолог

3. Проведение диагностики ДОУ 2 неделя декабря Воспитатель

Уч. -дефектолог

4. Организация род. собрания ДОУ 2 неделя декабря Воспитатель

Уч. -дефектог

Родители

Практический этап

1. Приобретение контейнеров и исходного материала ДОУ 3 и 4 неделя декабря Воспитатель

Уч. -дефектог

Родители

2. Подбор ткани, круп и зернобобовых, сбор контейнеров и игрушек от киндер-сюрпризов и т. д. ДОУ 3 неделя декабря Воспитатель

Уч. -дефектог

Родители

3. Организация зоны сенсомоторного развития ДОУ 4 неделя декабря Воспитатель

Уч. -дефектог

4. Разработка конспектов занятий и данным пособием ДОУ

декабрь Воспитатель

Уч. -дефектог

5. Подбор консультаций для родителей ДОУ 4 неделя декабря Воспитатель

6. Подбор интернет-ресурсов (сайтов) ДОУ 1 и 2 неделя января Воспитатель

Заключительный этап

1. Подбор консультаций для родителей ДОУ январь Воспитатель

2. Подбор мастер-классов из интернет ресурсов ДОУ январь-февраль Воспитатель

3. Проведение открытых занятий ДОУ январь-февраль Воспитатель

Уч. -дефектог

4. Проведение диагностики ДОУ 4 неделя февраля Воспитатель

Уч. -дефектог

Ожидаемые результаты реализации проекта

•Развитие способностей, познание своих возможностей.

•Умение и желание созидать, творить, придумывать.

•Усидчивость.

•Воспитывает трудолюбие.

•Ребёнок учится думать, размышлять, видеть, слышать,

различать, делать выбор.

•Развитие мышления.

•Развитие внимания.

•Фантазия, творческое воображение.

Благодаря проделанной работе по данному проекту в группе появилось замечательное, многофункциональное пособие, при помощи которого дети с ОВЗ имеют возможность в игровой форме, непринужденно развивать сенсорные навыки и мелкую моторику рук, речевую активность и знакомиться с окружающим миром, а также повышать интеллектуальные способности.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, активная помощь родителей и педагогов помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику.

Дальнейшее развитие проекта

Проводимая работа с данным пособием дала положительные результаты. Но на этом, мы считаем, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Заключение

Вопрос развития сенсомоторных навыков у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию сенсорных навыков и развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада мы смогли добиться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по данной теме с детьми дошкольного возраста с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речевых зон коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Список использованных документов и источников информации

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением ечи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.

2. Азовцева Н. В., Родованская М. Е., Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.

3. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.

4. Бардышева, Т. Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т. Ю. Бардышева. – М., 2001/

5. Безделева М. Ю. Программа сенсомоторного развития детей дошкольного возраста «Солнечные лучики», 2005г.

6. Безделева М. Ю., Иванова Г. Н., Черепанова Н. Г. Программа сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности и художественному конструированию «Солнечные Зайчики», 2007г.

7. Безделева М. Ю., Иванова Г. Н., Черепанова Н. Г. Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии на занятиях по изодеятельности и художественному конструированию «Солнечные зайчики», 2009г.

8. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.

9. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М. : ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил. /

10. Боброва Н. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. С-П., 2016г.

11. Высокова Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Волгоград. Издательство «Учитель», 2011г.

12. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Владос, 2014г.

13. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Владос, 2017г.

14. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

15. Екжанова Е. А. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Москва Просвещение 2010.

16. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.

17. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.

18. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.

19. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

20. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. 2015г.

21. Пилюгина Е. Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. Мозаика-синтез, 2007г.

22. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – С. -Пб., 2000.

23. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

24. Сапожникова О. Песочная терапия в развитии дошкольников. Сфера, 2014г.

25. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.

26. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Владос – 2016г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Фотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУФотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУ воспитателя КГКУ «Красноярский детский дом №1» Цели и задачи профессиональной деятельности определяю в соответствии с реализуемой образовательной.

Библиотека изображений:

Публикация Проектная работа «Основы профессиональной деятельности педагога в специальном и инклюзивном образовании детей с ОВЗ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем гульшат валеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проектная работа «Основы профессиональной деятельности педагога в специальном и инклюзивном образовании детей с ОВЗ»
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 14:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД