МААМ-картинки

Проектная деятельность как средство развития детской инициативы

Светлана Чудинова
Проектная деятельность как средство развития детской инициативы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - "Детский сад № 59 "Цыплята"

(МБДОУ № 59 "Цыплята")

Авторская педагогическая разработка

«Проектная деятельность как средство развития детской инициативы»

Автор: Чудинова Светлана Евгеньевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Северодвинск

2023г.

Содержание:

Введение….3

Основная часть…4

Публикация «Проектная деятельность как средство развития детской инициативы» размещена в разделах

1 блок. Поддержка детской инициативы в РППС (развивающая предметно-пространственная среда) ДОУ….4

1.1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности….4

1.2. Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей…4

1.3. Создание условий для оказания недирективной помощи детям в деятельности…5

2. Блок. Совместные педагогические проекты педагога с детьми…5

2.1. Мини-музеи как средство постановки педагогической задачи….5

2.2. Ежегодные сезонные проекты….6

2.3. Конкурсные проектные мероприятия разного уровня…. 6

3 Блок. Самостоятельные индивидуальные детские проекты….7

3.1. Структура и особенности самостоятельных индивидуальных детских проектов….7

3.2. Детская научно-практическая конференция как средство развития детской инициативы…9

Заключение….10

Литература….11

Введение.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка и проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве. Проектная деятельность является одним из средств развития детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Педагогическая разработка разработана именно с целью развития детской инициативы посредством проектной деятельности.

Педагогическая разработка состоит из трех блоков. В первом блоке представлена система работы по поддержке детской инициативы в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Во втором блоке рассмотрена система работы по совместным педагогическим проектам педагога с детьми. И третья часть раскрывает систему работы по самостоятельным индивидуальным детским проектам.

Данная педагогическая разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений, студентам, преподавателям психолого-педагогических специальностей, а также всем, кто интересуется возможностями развития личности ребенка. Педагогическая разработка позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в этом направлении, их мотивацию, мастерство, творчество по развитию детской инициативы. Ее использование поможет воспитателям организовать свой педагогический процесс на протяжении всего дошкольного периода. В приложении представлены проекты, которые можно использовать в своей работе педагогам.

Основная часть.

Мы разработали систему работы по развитию детской инициативы посредством проектной деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста, которая включает несколько блоков:

1 блок. Поддержка детской инициативы в РППС (развивающая предметно-пространственная среда) ДОУ.

1.1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому нужно создать условия для активной самостоятельной деятельности детей.

Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей необходимо создать центры выбора или инициативы ребёнка : например, «Доска желаний», «Калейдоскоп интересов». Дети делают выбор в начале дня, чем бы они хотели сегодня заниматься.

Начиная со старшего дошкольного возраста в группе обязательно необходимо стимулировать и развивать детскую инициативу. Для этого можно использовать, например «дневники успеха», «доски успеха», куда вклеиваются наклейки за проявленные знания, смекалку, хорошо выполненное задание. По итогам месяца вручается приз, например «умная сова» тому ребёнку, у которого больше всего наклеек. Обладать умной совой, конечно, хочет каждый, даже самый наименее активный ребёнок.

К условиям для свободного выбора детьми деятельности относятся также центры:

- сюжетно-ролевой игры, где ребёнок учится самостоятельно выбирать и менять роли, делать открытия;

- книги, где размещаются книги, предусмотренные календарным планом воспитательной работы и интересами детей;

- театрализации, где располагаются разные виды театра. Все детские задумки, фантазии, сочинения дети в сотрудничестве с педагогами передают в ролях, самостоятельно выбранных, или обыгрывают с различными куклами.

- экспериментирования, где располагаются схемы, материалы и инструменты для самостоятельной деятельности.

1.2. Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

Для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей в группе оборудуются «Центры творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В группе должны быть выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы по своему желанию. В центрах по изобразительной деятельности находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. А также в центре должны быть собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши).

1.3. Создание условий для оказания недирективной помощи детям в деятельности.

Недирективная помощь – это партнёрская позиция взрослого, взаимное уважение между педагогом и детьми, принятие их чувств. Находясь в благоприятной и комфортной обстановке, дети ощущают себя нужными, чувствуют заботу и уважение взрослых, и поэтому могут вести себя свободно и непринужденно, самостоятельно делают выбор, опираясь на собственное мировоззрение. Чаще всего недирективная помощь используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей. Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе : сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма. Утренний и вечерний круг будет эффективным для обмена информацией, обсуждения проблем, планирования индивидуальной и совместной деятельности.

2 Блок. Совместные педагогические проекты педагога с детьми.

2.1. Мини-музеи как средство постановки педагогической задачи.

Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство группы, где расширяется кругозор и ребёнка, и взрослого. Мини-музей является результатом или частью какого-либо проекта. «Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группы, спальни, раздевалки, коридора; он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Тема мини – музея выбирается в зависимости от возраста и интересов детей, а также от тех познавательных задач, которые планирует решить педагог. Проекты по мини-музеям могут быть различными и включать в себя разные виды деятельности детей, но все они направлены на развитие детской инициативы.

Нами были реализованы следующие проекты :

- Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» (вторая младшая группа). Цель проекта : формирование у детей элементарных представлений о профессиях: повар, парикмахер, полицейский, врач, пожарный, продавец, строитель.

- Проект «Арктика – выбор смелых» (средний дошкольный возраст). Цель проекта : дать представление об Арктики и животных, населяющих её.

- Проект «Русский народный быт» (старший дошкольный возраст). Цель проекта : формирование основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с предметами русского народного быта.

2.2. Ежегодные сезонные проекты :

Ежегодные сезонные проекты – это проекты, связанные с определенным временем года, с его особенностями, имеющие единую цель, усложняются в зависимости от возраста:

1) Осень – «Чудо осени!». Проект творческий, направлен на формирование интереса к творческому использованию осенних природных материалов.

2) Зима – «Скоро, скоро Новый год!». Проект творческий, краткосрочный. Направлен на создание положительно-эмоционального настроя детей к встрече Нового года. Форма проекта - адвент-календарь – способствует развитию у дошкольников интеллектуальной и творческой инициативы.

3) Весна – «Огород на окне». Проект направлен на формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

2.3. Конкурсные проектные мероприятия разного уровня.

Одним из способов и направлений поддержки детской инициативы является социокультурное окружение. Детям необходимо дать возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные проектные мероприятия вне сада. Например, походы в библиотеку, посещение музеев, выставок, памятников архитектуры своего города - эти события рождают у детей ощущение необыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспомнить о событии. Взаимодействие с социальными партнёрами стимулирует творческую активность и развитие новых инициатив как у детей, так и у педагогов.

Наши ребята участвовали в следующих проектных мероприятиях города :

- Муниципально социально-педагогическая программа «Экологическая азбука». Цель программы: создание условий для развития экологического воспитания дошкольников при эффективном вовлечении семьи с использованием проектно-исследовательских методов.

- Муниципальный проект социально-коммуникативной направленности «Мир без границ!». Цель проекта : создание условий для преодоления социальных и психологических барьеров у детей 5-6 лет, через использование альтернативных средств коммуникации и организации междисциплинарного взаимодействия специалистов образовательных организаций.

- Познавательный проект «Быть здоровым!» от детского отдела библиотеки «Кругозор» о. Ягры. Цель: формирование основ по сохранению и укреплению здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

- Муниципально социально-педагогическая программа «Мы познаем мир!». Цель программы: развитие познавательного интереса у детей к изучению природных объектов и явлений через творческую деятельность.

- Выставки, экскурсии, художественные мастер – классы от Детской школы искусств №34 г. Северодвинска.

- Посещение экскурсий и выставок Северодвинского городского краеведческого музея, МАОУДО «Северный кванториум».

3 Блок. Самостоятельные индивидуальные детские проекты.

3.1. Структура и особенности самостоятельных индивидуальных детских проектов.

Дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Именно это дает возможность детям работать над созданием собственных проектов, проявляя свою инициативу. Проекты детей можно разделить на 2 группы.

- творческие проекты детей по созданию какого-либо продукта. Так как ведущая деятельность – игра, ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Это дает возможность воплощать свои идеи в творческие продукты. Материалом для проектов могут быть : различные конструкторы, бумага, карандаши, пластилин и т. д, все что можно использовать для творчества. Детские творческие проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В творческом проекте замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект.

Этапы работы над творческими проектами :

1. Подготовительный: педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы.

2. Выдвижение идей будущего проекта.

3. Обсуждение идей реализации проекта.

4. Реализация замысла проекта.

5. Презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других, что является условием развития успешной коммуникации.

Наши ребята участвовали в следующих творческих проектах :

- конструирование из конструктора Лего: муниципальный конкурс по робототехнике «Roboisland» (благодарность, диплом, областной Лего-турнир технического творчества дошкольников «Деталька» (сертификат участника, проект «Набережная Ягры» - городской дистанционный конкурс проектов «Мой любимый город» (диплом, проект «Парк аттракционов будущего» - всероссийский детский конкурс декоративно-прикладного творчества «Эврика!» (диплом, проект «Робот» - всероссийский детский творческий конкурс «Лего бум» (диплом).

- творческие проекты из природных материалов: «Портрет моей мамы» - городской творческий конкурс декоративных панно в номинации «Природные материалы» (диплом, «Наши северные розы» - городской конкурс поделок из природных материалов «Арктические чудеса» (диплом, «Осеннее дерево» - Всероссийский детский конкурс декоративно-прикладного творчества «Осенние чудеса» (диплом, «Осенний лес» - Всероссийский детский творческий конкурс «Фантазия осени» (диплом).

- творческие проекты из бумаги, картона, ткани: «Наряд для ёлочки» - новогодний городской конкурс от Детской стоматологии «Зубная фея» (благодарности, городской конкурс кормушек «Птичья столовая» (сертификат, проект «Парусник» - муниципальная выставка по судомоделированию (сертификат, проект «Открытка солдату» - городская выставка-конкурс творческих работ «Война. Победа. Память» (грамота, «Снежный веночек» - Всероссийский творческий конкурс «Новогодние чудеса» (диплом).

- рисунки: «Покормите птиц зимой» - городской конкурс «Поможем птицам перезимовать» (диплом, «Счастливый солдат вернулся с войны!» - региональный конкурс рисунков «В памяти жива» (грамота, «Домовёнок с солнышком в свой День Рождения!» - Всероссийский детский конкурс рисунка «Именины Домового» (диплом, «Яблони в цвету» - Всероссийский детский конкурс рисунков «Весна идет – весне дорогу!» (диплом, «Мойдодыр» - Всероссийский детский конкурс рисунков «Мир сказок К. И. Чуковского» (диплом, «Российский танк» - Всероссийский детский конкурс рисунков «23 февраля – День Защитника Отечества» (диплом, «В автобусе» - Всероссийский детский конкурс рисунков «Дорога безопасности» (диплом, «Я мечтаю о Новом годе» - Всероссийский детский конкурс рисунков «Я - мечтаю!» (диплом, «Цветок для мамочки» - Всероссийский детский конкурс рисунков «Мамино тепло» (диплом, «Моё лето» - Всероссийский детский конкурс рисунков «Мой лучшие каникулы» (диплом, «Мой веселый папа!» - Всероссийский детский творческий конкурс «Мой папа самый лучший» (диплом).

- индивидуальные исследовательские проекты детей по собственной инициативе. Исследовательский проект - ответ на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения научного знания.

Этапы работы над индивидуальными исследовательскими проектами.

1. Формулировка вопроса (проблемы) самостоятельно ребенком.

2. Поиск ответа на вопрос у ближайшего окружения (семья, сверстники)

3. Выбор ответа, наиболее правильного, с точки зрения ребенка.

4. Поиск ответа на вопрос в энциклопедии, интернете.

5. Проведение опыта, эксперимента, подтверждающего ответ на вопрос.

6. Формулировка ответа на вопрос.

7. Презентация проекта.

Проект может быть представлен в форме газеты, книги, альбома, папки-ширмы, могут сопровождаться фотоматериалами (проведение опытов, экспериментов и др.). В оформлении проекта необходима помощь взрослого, но большая часть материалов оформляется ребенком самостоятельно (рисунки, схемы).

Работу над индивидуальным исследовательскими проектами можно начинать с 4х летнего возраста. Исследовательская работа, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, должного эффекта не даст.

Индивидуальные исследовательские проекты наших ребят :

- Проект «Плавающее яйцо» - конкурс видеороликов детской опытно-экспериментальной деятельности «Экспериментариум» на базе дошкольного учреждения (2 место)

- Проект «Сжатие воды и воздуха» - конкурс видеороликов детской опытно-экспериментальной деятельности «Экспериментариум» на базе дошкольного учреждения (сертификат)

- Проект «Почему из-за конфет у меня чешется кожа?» - Детская научно-практическая конференция «Я познаю мир» (диплом,

- Проект «Почему мой кот царапается?» - Детская научно-практическая конференция «Я познаю мир» (диплом,

- Проекты «Почему большинство тарелок круглой формы?», «Почему обезьяны любят бананы?», «Почему черепахи медленно двигаются?», «Почему рыбы плавают?», «Почему после купания моя собака активно ведет себя?», «Почему сахар сладкий?», «Почему небо голубое?»

- Проекты про домашних животных: «Улитка Ахатина», «Мои домашние питомцы и я»

3.2. Детская научно-практическая конференция как средство развития детской инициативы.

Детская научно-практическая конференция – это вовлечение воспитанников в научно-познавательную, практическую, исследовательскую деятельность, а также создание условий для формирования предпосылок учебной деятельности. Детская научно-практическая конференция даё т возможность: для самореализации детей; для научного общения, развития навыков публичного выступления; развивает грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей во время презентации своего проекта; воспитывает у детей умение слушать друг друга, сопереживать; вовлекает родителей в образовательный процесс детского сада на основе совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми и педагогами.

Наши ребята были участниками Детской научно-практической конференции «Я познаю мир» в нашем дошкольном учреждении. Для участия в Конференции детям необходимо было представить свой проект на бумажном носителе и защитить его перед жюри. Проект представляли в скоросшивателе. Каждый участник конференции самостоятельно выбирал тему исследовательской работы. По уровню сложности работа должна была соответствовать возрасту участника. Время выступления участника в заключительном туре от 5 до 7 минут. Жюри по результатам участия в Конференции определяло победителей и принимало решение о присуждении дипломов по номинациям. Основные критерии оценки материалов: раскрытие темы, доступность содержания, исследовательская активность ребенка, научная достоверность, творческий подход в представлении проекта.

Самым сложным и волнительным на конференции для ребят – это презентация проекта. Рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Ребенок должен рассказать о проделанной работе, показывая соответствующие изображения, записи, заранее подготовленные.

После презентации проектов педагог организует выставку проектов и может придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектом.

Мы считаем, что детская научная конференция – это эффективный метод в реализации презентации индивидуальных проектов детей.

Заключение.

Наша система работы позволит сформировать инициативную личность детей, для которой характерны: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Поддержка детской инициативы в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ является одним из ключевых моментов в работе. Необходимо создать условия: для свободного выбора детьми деятельности; для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; для оказания недирективной помощи детям в деятельности.

Проектная деятельность является эффективным средством в развитии детской инициативы. В ДОУ проектная деятельность может реализовываться через совместные педагогические проекты с детьми (мини-музей, ежегодные сезонные проекты, конкурсные проектные мероприятия) и через самостоятельные индивидуальные детские проекты (индивидуальные творческие и исследовательские проекты). В нашей практике дети, которые занимались проектной деятельностью с пяти лет, к седьмому году жизни самостоятельно могли составить план своих действий и план презентации проекта.

Апробация и диагностика данной педагогической разработки показала эффективность и высокие результаты. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством в развитии детской инициативы.

Литература

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» : М., 2008г

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пространство детской реализации : проектная деятельность дошкольников. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 64с.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина и др. М. : АРКТИ, 2011.

4. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников». – СПб. : АНО ОЦ «Гелиос», 2009.

5. Смирнова О. Д., «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : «Скрипторий 2003», 2011.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина и др. М. : АРКТИ, 2011.

7. Ляхненко Н. М. «Методы развития и поддержания детской инициативы дошкольников по ФГОС» https://www.vospitatelru.ru/categories/6/articles/2108

8. Иванова А. В. «Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/25/statya-okazanie-nedirektivnoy-pomoshchi-detyam-doshkolnogo-vozrasta

9. Чернова М. В. «Создание условий для поддержки детской инициативы» https://dou-28.ru/ot-vospitateley-dou/sozdanie-usloviy-dlya-podderzhki-detskoy-initsiativyi.html

10. Фатеева Ю. А. «Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/07/31/podderzhka-detskoy-initsiativy-cherez-sozdanie-usloviy-dlya-svobodnogo

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Библиотека изображений:

Публикация Проектная деятельность как средство развития детской инициативы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Чудинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития детской инициативы
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 11:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД