МААМ-картинки

Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника в образовательном процессе ДОО

Юлия Будницкая
Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника в образовательном процессе ДОО

Казакова С. С., старший воспитатель МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка»;

Будницкая Ю. Ю., воспитатель МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка».

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Индивидуальный подход (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития) и максимальное развитие способностей и возможностей каждого ребенка – одно из основных положений образовательного стандарта.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах

Хотим поделиться опытом работы нашего Детского сада в проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) и системой взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в работе по ИОМ.

ИОМ- персональный путь реализации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственно-духовного потенциала в образовании.

Цель маршрута- создание оптимальных условий для реализации образовательных и социальных потребностей, потенциальных возможностей каждого ребенка.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

а) как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

б) как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления образования.

В структуру ИОМ входят три блока:

-образовательная работа (мероприятия, способствующие формированию основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка).

-дополнительное образование

-коррекционная работа (приложение 1, таблица 1).

Построение ИОМ начинается с комплексной диагностики (с письменного согласия родителей) и сопровождается ею (физическое, психическое развитие, уровень достижений ребёнка). Результаты диагностики становятся основой для выстраивания маршрута. Результаты диагностики заносятся в индивидуальные карты развития (приложение 2, таблица 2, но ИОМ выстраивается только для детей с низкими показателями развития (познавательных процессов, речи и т. п.). Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей ребёнка, уровня его психического развития, усвоения программного материала и проектирование, на основе этого, индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса ДОО. Карта позволяет проследить показатели развития психических процессов и особенности усвоения программного материала. Заводится 1 раз при поступлении ребёнка в ДОО и заполняется специалистами на протяжении всего периода посещения воспитанником детского сада. В неё вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по выстраиванию коррекционной работы. Карта индивидуального развития ребёнка заполняется совместно заместителем заведующей по УВР (старшим воспитателем, педагогом-психологом, специалистами (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, фельдшер) и является ориентиром для воспитателей в проектировании образовательного процесса, а затем и в реализации намеченных целей и задач. Воспитатель таким образом, получает возможность пользоваться рекомендациями специалистов при планировании, выборе оптимальных форм организации образовательного процесса, а также методов и приёмов работы с детьми, находящимися в зоне повышенного внимания, и их родителями в течение всего учебного года, а не время от времени.

Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности и готовый диагностический инструментарий, педагог даёт рекомендации по изменению содержания индивидуального образовательного маршрута

Формой составления индивидуального образовательного маршрута мы выбрали таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов и таблицы, в которых каждый специалист пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.

Каждая план-программа начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии, коллегиальных заключений ППк.

ИОМ является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия и их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии, в формировании личностных качеств, а также данные об усвоении образовательной программы ДОО.

Реализация ИОМ обеспечивает позитивную динамику развития познавательной сферы и личностное развитие ребенка, индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития. Таким образом, использование индивидуальных карт развития и индивидуальных образовательных маршрутов в педагогическом процессе способствует решению проблемы отсутствия единого информационного пространства в ДОО и обеспечивает развитие индивидуальности ребёнка, а соответственно и повышение качества образования. Наш опыт может быть полезен также и при работе с детьми с ОВЗ.

Приложение 1

Индивидуальная карта развития воспитанника

1. Ф. И. О. ребёнка ___

2. Группа___

3. Дата рождения ребёнка ___

4. Дата поступления в дошкольное учреждение ___

5. Степень адаптации к условиям ДОУ ___

6. Индивидуальные особенности ребёнка ___

7. Карта заведена ___

8. Карта сдана ___

9. Медицинские сведения (заполняет медицинский работник на основе медицинской карты ребёнка, результатов диспансеризации) :

Диагностические параметры 2019-20 учебный год

Начало года

(сентябрь) Конец года

(май)

Группа здоровья

Нарушения осанки

Нарушения зрения

Плоскостопие

Другое

10. Физическое развитие (заполняет инструктор по физическому воспитанию на основе диагностики) :

Диагностические параметры 2019-2020 учебный год

Начало года Конец года

Бег

Прыжки

Метание

Сила

Гибкость

Равновесие

Выносливость

Прирост

11. Психическое развитие (заполняет педагог-психолог на основе диагностики) :

Диагностические параметры 2019-2020 учебный год

Начало года Конец года

Психические процессы

Восприятие

Память

Мышление:

наглядно-действенное

наглядно-образное

словесно-логическое

Внимание:

устойчивость

распределяемость

концентрация

Память:

слуховая

зрительная

Воображение

Речь

Личностные качества

Самооценка

Волевые качества

Темперамент

Общение

С взрослыми

Со сверстниками

Статус в группе

Общий вывод

12. Уровень усвоения программного материала (заполняют воспитатели, работающие с ребёнком в группе) :

Диагностируемые параметры 2019-2020 учебный год

Начало года Конец года

сентябрь декабрь март май

Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

Окружающий мир

Начала обучения грамоте

Развитие речи

Художественно-

эстетическое развитие

Общий уровень

13. Уровни развития основных интегративных качеств:

Сумма баллов интегративного качества: овладевший необходимыми умениями и навыками 10-8 баллов 7-3 балла 2-0 балла

Уровневый показатель

Присваиваемый балл

Интегративное качество Сумма полученных баллов каждого интегративного качества

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения и

способами взаимодействия

со взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим

поведением и планировать

свои действия на основе

первичных ценностных

представлений, соблюдающий

элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Способный решать

интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту

Имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Уровневые показатели

Балл уровневого показателя

14. Другие специалисты (заполняется специалистом при необходимости или по запросу участников образовательного процесса)

Дата ___

Специалист ___

Ф. И. О. ___

Предмет ___

Заключение ___

___

___

15. Психолого-педагогические консилиумы

Дата___

Экспертное заключение специалистов

(выявленные проблемы) Решение

16. Уровень готовности к школьному обучению

Дата ___

Школа___

Вид готовности Уровень (с краткими комментариями)

Физическая

Педагогическая

Психологическая

Общий вывод

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника в образовательном процессе ДОО
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 15:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД