Лучший педагог года

Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры

Авазова Нина Александровна
Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры

Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры

Проводя теоретическое изучение процесса проектирования нами были изучены два литературных источника. В первом – «проектирование» трактуется различными педагогическими коллективами как :

• процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления (В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко);

Публикация «Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры» размещена в разделах

• содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов).

Второй литературный источник рассматривает несколько точек зрения о проектировании, а именно:

• тесно связанную с наукой инженерии деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления;

• практико-ориентированную деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;

• новую развивающуюся область знания или способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына).

На основе тщательного изучения содержаний понятий, в своей работе мы опираемся на такое определение понятия «проектирование» как деятельность по созданию проекта- будущего образа предполагаемого явления.

Проект как отдельное явление полифункционален, исходя из этого, проект может быть использован в качестве средства развития и воспитания детей и формы организации деятельности детей.

Процесс проектирования изначально должен строиться на определении вида проекта. В рамках выпускной квалификационной работы мы выделили следующие виды проектов (И. А. Колесникова):

• по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;

• по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;

• по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;

• по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;

• по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;

• по предметной области: исторические, экологические и др. ;

• по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;

• по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные).

Логика проектирования представляет четыре основных этапа, в содержании которых отражены процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий:

I. Предпроектный этап. На данном этапе осуществляется диагностика ситуации, т. е определение проблемы, концептуализация и выбор формата проекта.

II. Программирование и планирование хода проекта. Данный этап предполагает теоретическое моделирование методов и средств решения поставленных задач, создание условий для реализации проекта.

III. Этап реализации проекта, опирается на организацию запланированных форм взаимодействия с детьми.

IV. Рефлексивный этап позволяет оценить насколько удалось получить запланированный результат.

V. Послепроектный этап характеризуется возможностью сочетать один реализованный ранее проект с новым запланированным проектом или детско-взрослым проектом.

Таким образом изучив методические рекомендации по созданию проекта, мы предлагаем проект [iЭкологическая тропа в ХМАО-Югре»[/i].

Структура проекта:

1. Название проекта;

2. Актуальность и новизна проекта;

3. Цель проекта;

4. Задачи проекта;

5. Адресная направленность;

6. География проекта;

7. Сроки реализации проекта;

8. Нормативно-правовая база;

9. Перспективное планирование;

10. Ресурсное обеспечение проекта;

11. Ожидаемый результат;

12. Предполагаемые трудности, связанные с реализацией проекта;

13. Перспективы развития проекта;

14. Маршрут экологической тропы;

15. Карта Экологической тропы.

Проект «Экологическая тропа в ХМАО-Югре»

На основании того, что нормативно-правовой базис Российской федерации и ХМАО-Югры подтверждает необходимость формирования в подрастающем поколении ценностного отношения к природе, необходимо выбрать средство воспитания описанного нами качества.

Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать мир природы ребенок может изучать в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке ДОО.

Наибольшая значимость экологической тропы представляется в возможность организации и планировании на ней разнообразных форм взаимодействия с детьми с целью воспитания ценностного отношения к природе ХМАО-Югры.

Формирование детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе родного края, является одним из важных аспектов нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, мы ставим задачу формирование у детей представлений о живой и неживой природе ХМАО-Югры, формирование и развитие умений природоохранной деятельности.

На основании этого, возникает необходимость создания условий для развития познавательных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе на экологической тропе в условиях ДОО. Проект «Экологическая тропа в ХМАО-Югре» направлен на воспитание ценностного отношения к природе ХМАО-Югры у детей 5-6 лет. При реализации проекта воспитательно-образовательная деятельность детей реализуется в рамках поисково-исследовательской деятельности, двигательной деятельности, игровой деятельности, поэтому данный проект относится к практико-ориентированным проектам, деятельность которых направленна на практическое применение полученных представлений. Поскольку проект предусматривает воспитание ценностного отношения к природе ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста, то деятельность детей 5-6 лет предполагает демонстрацию определенных представлений и умений, полученных в рамках различных образовательных областей, проявление личностных качеств, творческих способностей, умений сотрудничества и работы в коллективе. В рамках проекта возможно применение различных приемов групповой и индивидуальной работ.

Новизна данного проекта заключается в активном использовании экологической тропы в совместной деятельности с детьми, а так же использовании современных форм организации детской деятельности с детьми и родителями.

Вид проекта:

• по объектам: природный;

• по субъектам: групповой, коллективный;

• по целевому назначению: научно-исследовательский;

• по территории охвата: локальный;

• по предметной области: экологические;

• по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;

Цель проекта: формирование ценностного отношения к природе ХМАО-Югры

Задачи проекта:

Образовательные:

• формирование представлений о природных объектах ХМАО-Югры и природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югры;

Развивающие:

• развивать любознательность и интерес к объектам природного мира ХМАО-Югры;

• развивать практические умения по уходу за растительным и животным миром ХМАО-Югры;

• развивать умения природоохранной деятельности в ХМАО-Югре;

Воспитательные:

• Воспитывать чувство ответственности за свои поступки в природе ХМАО-Югры;

• Воспитывать бережное отношение к объектам природы ХМАО-Югры.

Адресная направленность: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОО.

География проекта: МБДОУ №28 «Калинка» г. Сургут

Сроки реализации проекта: Долгосрочный проект

Нормативно-правовая база:

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

• Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

• Закон Ханты-Мансийского автономного округа Югра от 27 сентября 2015 N 89-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийского автономного округа Югре».

Календарный план:

• Ресурсное обеспечение проекта: указатели остановок экологической тропы, саженцы и рассада растений.

• Ожидаемый результат:

• У детей сформированы представления о природе ХМАО-Югры;

• Умеют ухаживать за растительным и животным миром ХМАО-Югры;

• Развиты умения природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югры;

• Проявляет бережное отношение к природным объектам ХМАО-Югры;

Предполагаемые трудности, связанные с реализацией проекта:

Предполагаемые трудности Возможности преодоления трудностей

Недостаток площади территории ДОО, отведенной на реализацию проекта Использование помещений ДОО в качестве территории для дополнительной реализации проекта

Недостаточное количество участвующих в реализации проекта Пропаганда значимости формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры, использование методов стимулирования к занятию проектной деятельности.

Перспективы развития проекта: проект экологической тропы можно использовать как условия для детско-взрослых или детско-родительских проектов, экологических акций.

Маршрут экологической тропы:

Остановка 1 «Тайны экотропы»

Цель: ознакомление детей с экологической тропой и ее хозяином Сургошей.

Объекты: план-карта и хозяин экотропы.

Остановка 2 «Аптека в природе»

Цель: формирование представлений о лекарственных растениях ХМАО-Югры, их лечебных свойствах.

Объекты: мать – и – мачеха, одуванчик, ромашка, тысячелетник, иван-чай, подорожник.

Остановка 3 «Лиственные деревья»

Цель: формирование представлений о лиственных деревьях ХМАО-Югры и природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югре.

Объекты: береза, осина.

Остановка 4 «Грибной дом»

Цель: формирование представлений у детей о грибной экосистеме и правилах сбора грибов ХМАО-Югры.

Объекты: муляжи: белый гриб, подберезовик, мухомор, лисички, вешенки.

Остановка 5 «Хвойный лес»

Цель: формирование представлений о хвойных породах деревьев в ХМАО-Югре и природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югре.

Объекты: ель, сосна, кедр.

Остановка 7 «Водоем»

Цель: формирование представлений о водной экосистеме и осознанно правильного поведения на водоемах.

Объекты: макеты рыб (щука, карась, окунь)

Остановка 6 «Жители леса»

Цель: формирование представлений о животном мире ХМАО-Югры, природоохранной деятельности в природе.

Объекты: бурый медведь, лось, олень, лиса, росомаха, и д. р.

Остановка 7 «Птичий остров»

Цель: формирование представлений о птицах, живущих в ХМАО-Югре, их жизнедеятельности.

Объекты: воробей, сорока, ворона, глухарь, дятел и др.

Остановка 8 «Муравейник»

Цель: формирование представлений о муравейнике и его роли в природе ХМАО-Югры.

Объекты: муляж муравейника и муравья (рыжего, черноголового, бурого лесного).

Остановка 9 «Погода в природе»

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе ХМАО-Югры и развитие умений измерительной деятельности.

Объекты: ветровая мельница, термометр, дождемер, солнечные часы.

Остановка 10 «Сибирская горка»

Цель: знакомство с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста.

Объекты: цветы, растущие в Сибири.

Видовые точки экологической тропы:

Естественные:

1. «Лиственные деревья»;

2. «Хвойный лес»;

3. «Птичий остров»

4. «Аптека в природе»

Специально созданные объекты в летний период:

1. «Тайны экотропы»;

2. «Аптека в природе»;

3. «Грибной дом»;

4. «Птичий остров;»

5. «Муравейник»;

6. «Погода в природе»;

7. «Сибирская горка»;

8. «Водоем».

Специально созданные объекты в зимний период:

1. «Жители леса»;

2. «Птичий остров».

Предложенные нами методические рекомендации по созданию экологической тропы составлены на основе требований предъявляемых к развивающей предметно- пространственной среде СанПИН и ФГОС ДО.

Список используемой литерату

1. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.

2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С. Н. М., 2002.

Публикации по теме:

Использование технологий формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у слепых и слабовидящих обучающихся В своём выступлении я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства с применением здоровьесберегающих.

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель "Не навреди!" - одна из.

Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста «Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания».

Круглый стол «Воспитание ценностного отношения к природе родного края в процессе эколого-краеведческой работы в ДОУ» Круглый стол для педагогов «Воспитание ценностного отношения к природе родного края в процессе эколого – краеведческой работы в ДОУ» Добрый.

Лэпбук «Красная книга ХМАО-Югры»Лэпбук «Красная книга ХМАО-Югры» Лэпбук "Красная книга ХМАО-ЮГРЫ" Цель: создать совестно с детьми и родителями лэпбук «Красная книга ХМАО-ЮГРЫ» Задачи: знакомство детей.

Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» В современном обществе проблема развития ценностного отношения к природе приобретает особую актуальность. Важнейшей причиной разрушительного.

Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения детей к природе родного края» Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природе родного края у детей среднего дошкольного возраста».

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Составила :Бондарь А. П. воспитатель ГБДОУ №69 Выборгского.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» МКОУ «Детский дом №1 «Родник» Принято «Утверждаю» на педагогическом совете Директор МКОУ «Детский дом педагогов МКОУ «Детский дом № 1.

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 18:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД