Лучший педагог года

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры»

Анна Бондарь
Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры»

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры»

Составила :Бондарь А. П.

воспитатель ГБДОУ №69 Выборгского района

Публикация «Проект „Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры“» размещена в разделах

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем учреждении детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающая исследовательская образовательная деятельность практикуются не первый год.

Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас с нашим проектом «Экологическая тропа» Как вы знаете, экологическая тропа - это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В нашем проекте представлен материал из опыта работы нашего учреждения по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую и экспериментальную деятельность, а так же пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой.

Вид проекта : долгосрочный, досугово - познавательный, творческо - исследовательский.

Участники проекта : дети всех возрастов, воспитатели группы, родители воспитанников.

Руководители проекта : заведующий ГБДОУ №69, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, воспитатели всех групп.

Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта :

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

Дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

- Содействовие развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги.

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

- Презентация проекта на педагогическом семинаре в ГБДОУ.

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы. Составление конспектов образовательной деятельности по маршруту экологической тропы.

2 этап – основной

Реализация работы по маршруту экологической тропы

1. Выбор объектов для проведения ОД.

2. Проведение последовательной ОД по маршруту экологической тропы;

3. Изготовление лэпбуков: «Лекарственные травы», «Цветы», «Деревья», «Огород», «Птицы»

Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.

3 этап - контрольно - оценочный

Анализ результативности поставленных задач

1. Проведение итоговой экскурсии.

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками.

Правила поведения на экологической тропе

1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Для организации работы на экологической тропе разработан специальный «План экологической тропы».

Точки экологической тропы :

1. Точка «Зелёная аптека» (лекарственные растения)

2. Точка «Альпийская горка»

3. Точка «Садовые цветы»

4. Точка «Огород»

5. Точка «Лесная опушка»

6. Точка «Фитонцидный уголок»

7. Точка «Экологические знаки»

8. Точка «Луг»

9. Точка «Пернатые друзья»

10. Точка «Дендрарий»

11. Точка «Первоцветы»

В каждой точке экологической тропы можно найти информацию о данном участке. Так, например на участке с деревьями (дендрарий) есть таблички с описанием дерева, где описаны его биологические, экологические характеристики, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек).

Мы выбрали деревья и кустарники, произрастающие на территории ДОУ. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ, «Растения». Так, воспитатели могут проводить наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

На территории имеется одно засохшее дерево. Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль.

В нашем учреждении воссозданы фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего для нашей местности (леса, луга). Это помогает познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. На тропе есть небольшие возвышения, что позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками.

В проекте «Экологическая тропа» педагоги используют следующие формы и методы работы, как:

- экологические беседы;

- наблюдения в природе;

- уроки доброты;

- экскурсии в природу;

- целевые прогулки;

- экологические акции;

- чтение художественной литературы;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- труд в природе;

- «Зеленая аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)

- коллекционирование;

- выставки и экспозиции;

- экологические развлечения, досуги, праздники;

- экологические игры и квесты;

- экологические сказки;

- инсценировки, театрализации;

- опытно-исследовательская деятельность;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия.

3. Описание объектов (видовых точек).

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам по плану экологической тропы. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

Точка №1 «Зелёная аптека»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями и условиями их роста, уточнить особенности развития и использования в народной медицине, учить осторожно обращаться с некоторыми растениями. С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений:

1. Крапива

2. Шалфей

3. Подорожник

4. Валерьяна

5. Мать-и-мачеха

6. Календула

Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».

Точка №2 «Альпийская горка»

1. Альпинарий

Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.

Созданный нами «альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями.

Точка №3 «Садовые цветы»

Цель: знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений и насекомых, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.

Педагоги знакомят детей с растениями, произрастающими на территории ГБДОУ, проводят беседы о цветах, их необходимости, значимости и т. д. Предлагают поиграть в игры: «Назови цветок», «Узнай по описанию», Доскажи словечко» и т. д.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;

- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Точка №4 «Огород»

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Эта видовая точка представляет собой огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений. Огород имеет заборчик и пугало. На грядке будут расти: укроп, петрушка, морковь, лук,щавель, мята, мелиса, салат, редис, помидоры, клубника и т. д.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- наблюдение за трудом взрослых;

- посадка и уход за посаженными растениями;

- опытно-исследовательская деятельность;

- наблюдение за ростом растений.

Точка №5 «Лесная опушка»

Цель: уточнить и обобщить знания детей о лесе, о растениях, которые растут в лесу. На данной площадке растут разные деревья, кустарники (черника, брусника, травы, мхи, можно встретить грибы. Здесь дети могут так же понаблюдать за насекомыми, птицами, поиграть в разные экологические игры.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- беседа о лесе;

- наблюдения: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья;

- кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания птиц;

- следы пребывания человека;

- правила поведения в лесу людям;

- что нужно животным, чтобы выжить в лесу;

- игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»;

- стихи, загадки, пословицы о лесе, экологические и подвижные игры.

Точка №6 «Фитонцидный уголок»

В этом году мы начали работу над созданием фитонцидного уголка. Планируется, что это будет оздоровительный участок засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений, но наши растения еще совсем маленькие, поэтому мы с ребятами очень ждем, когда они подрастут и созданная нами бактерицидная средастанет отличной площадкой для занятий с детьми., таких как пение, дыхательная гимнастика, психогимнастика. Ведь фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные. Фитонцидный уголок это живая «ширма» из фитонцидных растений (ель, сосна, сирень, элеутерококк, мята и др., защищающих участок от выбросов проезжей части дороги.

Точка №7 Экологические знаки

Цель: формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.

Не рви цветы

Нельзя разорять муравейник

Не ломайте ветки деревьев и кустарников

Не повреждайте кору деревьев

Нельзя брать яйца из гнёзд

Не разводи костёр в лесу

Не сбивайте грибы,даже не съедобные

Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

В лесу,на природе запрещается поднимать крик и шум

Отдыхая в лесу,не оставляй после себя мусор

Точка №8 «Луг»

Цель: закреплять знания о флоре и фауне луга, о насекомых, о взаимосвязях (цепи питания, рассказать детям о правилах обращения с насекомыми (безопасность).

На данной площадке дети могут рассматривать цветы и насекомых, побеседовать о пользе и вреде насекомых. Педагог объясняет детям, что в природе нет вредных и полезных насекомых – есть необходимые и нужные.

Точка №9 «Птичий городок»

На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми, таблички с видовым описанием птиц и их повадок.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири….

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

Точка №10 «Дендрарий»

Цель: учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к деревьям.

Здесь детям предлагается познакомиться с деревьями, педагоги могут побеседовать с воспитанниками на тему: «Кто посадил эти деревья?», «Деревья - долгожители?», «Какие еще названия деревьев вы знаете?», «Какие растения растут на территории детского сада?» и т. д. Предложить поухаживать за ними, полить, прополоть и т. д.

Точка №11 «Первоцветы»

Цель: Знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, в садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы.

Первые весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом. -Как называются цветы, которые зацветают первыми?

- А где появляются первые цветы? - А еще где расцветают первые весенние цветы? Каждый цветок красив по отдельности. Все это дети могут узнать в данной точке экологической тропы.

Формы работы с родителями.

Взаимодействие с родителями способствует формированию экологического воспитания детей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача - воспитание экологически грамотного человека.

- Традиционные (родительские собрания, консультации, беседы).

- Нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

- Субботники

- Выставки, поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями:

- «Осенняя фантазия»;

- «Весенний бал»;

- «Новогодний сувенир».

- Праздники и развлечения на экологической тропе. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Планы по дальнейшей работе с тропой :

1. Метеостанция

2. Капитошка – центр воды и песка

3. Сельский дворик

4. Тропа здоровья

5. Розарий

6. Чудо дерево

7. Цветочные часы

8. Живая изгородь

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Экологическая тропа» .

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель "Не навреди!" - одна из.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса:.

Педагогический долгосрочный проект «Экологическая тропа»Педагогический долгосрочный проект «Экологическая тропа» Педагогический долгосрочный проект "Экологическая тропа" Выполнила: Маркина Ольга Владимировна, воспитатель 1 кв. категории Характерной особенностью.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Проект «Экологическая тропа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №94" г. Перми. Проект «Экологическая тропа». Руководитель.

Проект «Экологическая тропа» В нашем учреждении созданы все условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Огромное внимание уделяется экологическому.

Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с Тмнр Секция «Тропинка к здоровью» Пояснительная записка Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена.

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольниковЭкологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Бондарь на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры»
Опубликовано: 25 мая 2019 в 21:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД