Лучший педагог года

Проект «Волшебные сказки в песке» учителя-логопеда и педагога-психолога для детей с ТНР

Татьяна Синявская
Проект «Волшебные сказки в песке» учителя-логопеда и педагога-психолога для детей с ТНР

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №217

Дошкольное отделение ягодка «Ягодка»

Проект

«Волшебные сказки в песке»

Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для де-тей с ТНР с использованием интерактивной песочницы

Разработали:

Синявская Т. В.

Педагог-психолог

Малина Е. А.

Учитель-логопед

1 категории

Г. Новосибирск, 2021 г.

Проект

«Волшебные сказки в песке»

Публикация «Проект „Волшебные сказки в песке“ учителя-логопеда и педагога-психолога для детей с ТНР» размещена в разделах

Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для де-тей с ТНР с использованием интерактивной песочницы

Актуальность:

Характерологическими особенностями детей с тяжелыми нарушениями речи являются: быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вя-лость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности, низкое разви-тие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой па-мяти, внимания, восприятия (различных видов, более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии ре-чи.

Игры с песком, как процесс развития ребенка известен с давних времен. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протя-жении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет воз-можность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, суще-ственно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негатив-ную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может по-мочь освоить любые темы во время обучения.

Для успешного логопедического и психологического процесса необходи-мо создание мотивации общения, нужно добиваться того, чтобы ребенок испы-тывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно. И на помощь к нам приходит логосказка. Логосказка - это целостный педагогиче-ский процесс, способствующий развитию у ребенка всех сторон речи.

Понимая важность и значение использования игр с песком, мы (педагог-психолог, учитель-логопед) разработали проект интегрированных коррекцион-ных занятий по развитию речевых и эмоционально-волевых нарушений у детей средствами песочной терапии.

Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе инте-грированного подхода по пяти областям:

Социально – коммуникативное развитие – по средством изучения и проигры-вания сказки дети усваивают нормы и ценности, принятые в обществе, развивают социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать. Сюжетно тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Организация игрового пространства и заданные правила игры способствуют развитию само ре-гуляции собственных действий детей.

Познавательное развитие – игра в песок способствует развитию интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, а также развивает вооб-ражение и творческую активность. В сказке собраны представления об отече-ственных традициях и праздниках, об традициях народов мира.

Речевое развитие – проигрывание сказок поможет детям овладеть речью как средством общения и культуры, обогатить активный словарь. Дети самостоя-тельно проговаривают текст сказки, тем самым развивают связную, грамматиче-ски правильную диалогическую и монологическую речь, а также интонацион-ную культуру речи.

Художественно – эстетическое развитие – создание сказочного игрового мира в песке стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей. Дети принимают роль различных сказочных героев, что способствует формированию сопереживания персонажам художественных произведений. Музыкальное со-провождение каждого занятия развивает восприятие музыки.

Физическое развитие – метод песочной терапии способствует развитию мелкой моторики рук детей. Физминутки помогают поддержать общее физическое раз-витие.

Проблема: трудности освоения программного материала детьми с ТНР тради-ционными методами обучения.

Тип проекта : ролево-игровой.

Продолжительность: сентябрь-декабрь.

Основная цель: оптимизация условий логопедической и психологической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Задачи:

Психолог:

1. Создание ситуации успеха.

2. Развитие социального и эмоционального интеллекта.

3. Развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление).

4. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.

5. Развивать эмоционально волевых качеств личности ребёнка, процес-сов саморегуляции, гармонизация психоэмоционального состояния.

Логопед:

1. Повышение интереса к логопедическим занятиям.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие чувства ритма.

6. Развитие связной речи.

Участники проекта : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитанники с ТНР 4-5 лет.

Ожидаемые результаты:

Психолог:

1. Создание ситуации успеха.

2. Развитие социального и эмоционального интеллекта.

3. Развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление).

4. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.

5. Развивать эмоционально воле-вых качеств личности ребёнка, процессов саморегуляции, гармонизация психоэмоционального состояния.

Логопед:

1. Формирование у детей устойчивого интереса к логопедическим заня-тиям

2. У детей подготовлен артикуляционный аппарат для постановки звуков

3. Формирование у детей силы и направления воздушной струи.

4. Формирование тонких движений пальцев рук.

5. У детей запущен механизм самокомпенсации нарушений слоговой структуры слова.

6. У детей сформированы яркое, эмоциональное насыщенное желание правильно сформировать и донести до слушателей свою мысль.

Этапы реализации проекта :

- подготовительный

- основной (перспективное планирование)

- заключительный

Подготовительный этап:

Анализ существующей информации по проблемам обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Подбор и изучение методической, научной литературы по теме проекта.

Подбор иллюстративного и аудио материала, разработка дидактических пособий.

Подбор стихотворений, загадок, песен, сказок по теме проекта.

Разработка плана реализации проекта.

Подбор диагностических методик в соответствии с категорией воспитанников.

Логопедическая и психологическая диагностика участников проекта.

Основной этап:

Работа по перспективному планированию.

Постановка проблемы.

Поиск пути решения проблемы.

Практическая деятельность.

Заключительный этап:

Диагностика детей. Обсуждение и подведение итогов, формулировка вывода.

Презентация результатов проекта.

Перспективный план работы

Месяц Неделя Тема Время

(мин)

Октябрь 1 «Золотая сказка» 20

2 «Умный карандаш» 20

3 «Три поросенка» 20

4 «Мы на кораблике плывем» 20

Ноябрь 1 «Лекарство для дракона» 20

2 «Смелая внучка» 20

3 «Мудрая принцесса» 20

4 «Мышонок» 20

Декабрь 1 «Лисичка со скалочкой» 20

2 «Волшебный гриб» 20

Методическое обеспечение программы:

Методы и приёмы

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через :

• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свой-ствах вещей и окружающего);

• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух);

• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы);

• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи).

При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое вос-приятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики. Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.

Список литературы:

1. Галанова, А. С. Игры, которые лечат. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.

2. Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся» : методическое пособие / Е. В. Зубкова [и др. ]. - Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016.

3. Пичугина И. И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И. И. Пичугина – 2016.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

5. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2018.

6. Лебедева И. Л. Сказки деда Логопеда : методическое пособие/И. Л. Лебе-дева. -Вентана-Граф,2015

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография)Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография) Цель: Оказание комплексной коррекционной помощи, стимулирующей познавательное, личностное и речевое развитие, с использованием элементов.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Волшебные сказки в песке» учителя-логопеда и педагога-психолога для детей с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Синявская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Волшебные сказки в песке» учителя-логопеда и педагога-психолога для детей с ТНР
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 07:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД