Лучший педагог года

Проект «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста

Светлана Деревова
Проект «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста

Проект «Веселые пальчики»

(для детей младшего дошкольного возраста)

Подготовила проект :

Деревова Светлана Николаевна

Воспитатель МАДОУ «Буратино» г. Когалым

Пояснительная записка

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

Публикация «Проект „Веселые пальчики“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. От уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги и родители решают сразу несколько задач:

• стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

• помощь детям с задержкой в развитии речи;

• подготовка руки к письму у старших дошкольников;

• тренировка внимания, пространственного мышления, воображения, наблюдательности, зрительной памяти;

• воспитание эмоциональной выразительности.

Идея проекта состоит в том, чтобы правильно развить и воспитать ребенка. Это залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной социализации в будущем. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.

От уровня развития мелкой моторики напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Как известно, наиболее качественное обучение у детей происходит в процессе игры. В дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, красочные дидактические игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.

Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.

Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на речевые центры, развивают речевую активность, помогают снять напряжение. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность по данному проекту проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такие традиционные формы работы, как пальчиковый театр, самомассаж пальцев и кисти руки.

Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Общие сведения о проекте :

Тип проекта информационно-творческий

Место реализации МАДОУ «Буратино»

По виду деятельности исследовательский

По продолжительности долгосрочный (01.09.2017 – 28.02.2018г.)

По форме реализации групповой

Участники проекта дети младшей группы, родители, воспитатель

Возраст детей 3-4 лет

Образовательная область «Физическое развитие»

Области интеграции «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Новизна проекта : гармонизация детско-родительских отношений при реализации принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей пальчиковой моторики рук, инициативы, самостоятельности.

Цель проекта : развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи проекта :

для дошкольников

• способствовать всестороннему развитию ребенка на основе тренировки мелкой моторики рук;

• улучшать моторику, координацию движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста, через использование разнообразных форм, методов и приёмов;

• развивать внимание, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки, зрительное и слуховое восприятие;

• способствовать совершенствованию речи и обогащению словарного запаса, посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений;

• развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь

для родителей

• при организации совместной деятельности учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

• создавать в семье благоприятные условия для организации совместной деятельности, способствующей развитию мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, изобразительная деятельность, применение Су - Джок терапии);

для педагога

• создать условия для реализации проектной деятельности;

• изучить психолого-педагогическую литературу, современные образовательные, здоровье сберегающие технологии по данной теме;

• совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы для развития мелкой моторики руки дошкольника;

• систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в соответствии с лексическими темами;

• привлечь внимание родителей к жизнедеятельности группы в области развития ребёнка;

• повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей;

• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

• подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Механизмы реализации проекта :

• совместная деятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, чтение художественной литературы);

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие с родителями.

Ожидаемый результат.

Реализация данного проекта предполагает :

у дошкольников :

• проявление интереса к пальчиковой гимнастике, и пальчиковым играм;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышение уровня развития мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи

у родителей:

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности (пальчиковые игры, гимнастика, изобразительная деятельность, театрализованная) посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

у педагогов:

• использование современных образовательных, здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей

Критерии оценки эффективности реализации проекта : тесты, игры на развитие мелкой моторики

Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах развития детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

Ресурсное обеспечение проекта :

Материально-техническое: магнитофон, компьютер, принтер, видеопроектор, музыкальный центр, телевизор, цифровой фотоаппарат.

Информационное: методическая и художественная литература, интернет ресурсы, иллюстративный материал, картотека пальчиковых игр, гимнастик

Нормативно-правовое:

• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;

• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014;

• Основная общеобразовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Буратино»

Учебно-методическое:

• подгрупповые и индивидуальные занятия;

• консультативный материал для родителей;

• картотека игр, гимнастик, упражнений, заданий по развитию мелкой моторики;

• подборка методической, художественной литературы по теме проекта;

• подборка для родителей интернет ресурсов (презентации, сказки и мультфильмы).

Реализация проекта

Этапы реализации проекта

I этап –организационный, сроки реализации сентябрь 2017 года

II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - января 2018 года

III этап -заключительный, сроки реализации февраль 2018 года

I этап –организационный, сроки реализации сентябрь 2017 года

Цель: определение направления и содержания проектной деятельности, создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта

Основные направления деятельности, на данном этапе:

• формулировка проблемы проекта;

• изучение методической литературы по данной теме;

• методическое оснащение проекта, определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

• выбор форм, методов и прием взаимодействия между участниками проекта;

• мотивация родителей на совместную деятельность, мониторинг степени заинтересованности участников проекта;

• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;

подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук, оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки».

Содержание деятельности Сроки

Взаимодействие с детьми сентябрь

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий

Взаимодействие с родителями сентябрь

• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;

• опрос – анкетирование «Что такое мелкая моторика рук дошкольника;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали»;

• фотовыставка «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки»

Организация РППС в группе сентябрь

• разработка картотеки пальчиковых игр;

подбор оборудования и материалов: для пальчикового театра; познавательно – исследовательской, изобразительной деятельности

Вывод: На первом этапе были выявлены интересы к пальчиковым играм и театру,

созданы условия для познавательно-творческой деятельности. Массаж пальцев рук выступал, как эффективный метод терапии. Применяли элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа). Собрана информация, составлен план воспитательно-образовательной информации в рамках реализации проекта.

По итогам анкетирования, родители были в полном объеме информированы о предстоящей деятельности, о работе мышц рук детей, об их значимости. Интерес родителей на начало реализации проекта составляет – 32%. Проанализировав все это, пришли к выводу о целесообразности проведения работы с родителями на данную тему.

Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

В ходе дискуссии с родителями были также определены продукты деятельности в рамках проекта :

• методические разработки НОД, сценарии развлечений по теме проекта;

• создание картотеки игр, гимнастик, упражнений на развитие мелкой моторики рук;

• создание игротеки «Развиваем пальчики» в группе ДОУ, в семьях воспитанников, направленной на развитие мелкой моторики руки;

• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Речь на кончиках пальцев», «Расскажи стихи руками», «Су джок терапия в ДОУ», «Нетрадиционные техники рисования для ваших дошколят»

II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - января 2018 года

Цель: осуществление целенаправленной педагогической деятельности по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Основные направления деятельности, на данном этапе:

• реализация плана совместной взаимодействия всех участников проекта;

• реализация перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с дошкольников;

• повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей младшей группы;

• мастер – классы, консультации для родителей по проведению пальчиковой гимнастики, игр, упражнений с ребенком дошкольного возраста;

• включение пальчиковой гимнастики, в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени;

• размещение информации для родителей о ходе реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»

Совместная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т. е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:

Содержание деятельности Сроки

Взаимодействие с детьми сентябрь - январь

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени

Игровая деятельность

пальчиковая игра «Колечко»; «Пальчики здороваются», «Козочка», «Теремок», «Семья», «Капуста», «Ботиночки»;

• дидактическая игра «Волшебный мешочек», «Чудесный мешочек», «Нарядные бусы», «Спрячь мышонка»;

• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

Двигательная деятельность

• массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом», «Покатай карандаш», «Упражнение с пробками»;

• упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка»

Изобразительная деятельность

лепка: «Вот какие ножки у сороконожки»;

пальчиковое рисование «Бабочка», «Сказочное осеннее окошко», «Веселые картины», «Узоры на подносе»

Познавательно – исследовательская деятельность

(познание свойств предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага)

• игры с пшенной крупой «Найди шарик»;

• дидактическая игра «Сортируем макароны»;

• игры с водой «Достань, что скажу»

Коммуникативная деятельность

пальчиковый театр, театр тантамаресок «Репка», «Теремок»

Взаимодействие с родителями сентябрь - январь

родительские собрания на тему: «Речь на кончиках пальцев»;

• консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые тантамарески»;

памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»;

• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

• мастер – класс: «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»; «Су джок терапия для младших дошкольников»; «Волшебные крышки» (изготовление игрушек для развития пальчиковой моторики своими руками); «Пальчиковый театр своими руками;

• конкурс для родителей «Игры и атрибуты по развитию мелкой моторики рук детей»;

• семинар – практикум для родителей: «Расскажи стихи руками»;

• папка передвижка «Картотека пальчиковых игр с использование Су-джока», «Рисуем песком», «Нетрадиционные техники рисования с младшими дошкольниками»;

• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями»;

• создание игротеки «Развиваем пальчики»

Организация РППС в группе сентябрь - январь

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, играми на развитие мелкой моторики;

• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;

• пополнение центра искусств изобразительными материалами

В рамках проекта используются разнообразные

формы взаимодействия с родителями:

Информационно - аналитические • консультации

• памятки

• беседы

• анкетирование

• сайт группы «Колокольчики»

Наглядно - информационные • фото – выставки

• день открытых дверей

• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей

• фото – стенды

• папки - передвижки

Познавательные • родительские собрания

• совместная деятельность по плану реализации проекта

• мастер - классы

Досуговые • совместная театрализованная деятельность

• участие в конкурсах и выставках

Вывод: На втором этапе в группе созданы условия для осуществления детских замыслов и поддержки детской активности и инициативы. Реализация проекта происходит через все виды детской деятельности, мастер-классы помогают передать свой опыт родителям по изготовлению игр, поделок, пособий на развитие мелкой моторики рук.

Сформировалась готовность родителей к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, вовлеченность их в образовательный процесс группы.

III этап - заключительный, сроки реализации февраль 2018 года

Цель: подведение итог реализации проекта

Основные направления деятельности, на данном этапе:

• самооценка результатов проектной деятельности, корректировка содержания, подведение итогов;

• презентация продуктов проекторной деятельности

Содержание деятельности Сроки

Взаимодействие с детьми февраль

• показ пальчикового театра «Репка»;

развлечение: День рождение «Мальчика - пальчика»

Взаимодействие с родителями февраль

• семейная гостиная «Пальчики умеют говорить»;

• диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

• подведение итогов реализации проекта;

• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»

Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города февраль

• практический семинар для педагогов дошкольного учреждения, города;

• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;

• диссеминация опыта на различных уровнях (статьи, выступления, участие в конкурсах, публикации, оформление методических рекомендаций для педагогов и родителей)

Вывод:

Положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной и эмоциональной. Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности, дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Интерес родителей на конец реализации проекта составляет – 87 %., стали единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях.

Результатом реализации проекта «Веселые пальчики» стали:

у дошкольников :

• проявление интереса к пальчиковой гимнастике, и пальчиковым играм;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышение уровня развития мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи

у родителей:

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности (пальчиковые игры, гимнастика, изобразительная деятельность, театрализованная) посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

у педагогов:

• использование современных образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Практическая значимость проекта «Веселые пальчики» очевидна. Он помог привлечь внимание родителей к проблеме всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Перспективы на будущее:

• продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, совершенствуя её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, в тесном сотрудничестве с родителями;

• полнить развивающую предметно – пространственную среду материалом, способствующим развитию мелкой моторики руки, подготовке руки к письму: раскраски, штриховки, рабочие карточки, конструктор различных видов (деревянный, магнитный, металлический, мелкий лего – конструктор);

• способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста в домашних условиях;

• продолжить использовать проектную деятельность в образовательном процессе;

• распространить опыт работы среди педагогов ДОУ и в социальной сети работников образования.

Учебно-методические материалы:

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов.

2. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001г. ;

3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008г. ;

4. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006г. ;

5. Нищеева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики»

6. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду

7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008г.

Публикации по теме:

Педагогический проект для младшего возраста «Веселые ручки» Педагогический проект «Весёлые ручки». Вид проекта: целевой творческий практика – ориентированный. Тип: • Детско – взрослый; • Ребёнок.

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Кошка с котятами» Актуальность:: Период раннего детства – самый счастливый в жизни малыша. Это время «проживается» в радостном общении с взрослыми и сверстниками,.

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная поляна» Проект для детей младшего возраста "Цветочная поляна" Выполнили: воспитатели МАДОУ д/с № 132 г. Калининграда: Корень Ольга Геннадьевна.

Краткосрочный проект «Дары природы» для детей младшего дошкольного возраста Тема проекта: «Дары природы» Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста имеют совсем маленькое представление о дарах природы, а именно,.

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Мой друг — светофор» Проект «Мой друг-светофор» МБОУ СШ №7 филиал «Детский сад №4 «Огонёк» 1 младшая группа Актуальность Актуальность и просто жизненная необходимость.

Проект «Моя мама» для детей младшего дошкольного возраста Проект МОЯ МАМА (для детей младшего дошкольного возраста) Автор проекта: Мальцева Надежда Викторовна старший воспитатель МБДОУ детского.

Проект «Березка» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №178» города Чебоксары Проект.

Проект «Умелые ручки» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Умелые ручки» для детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта Название проекта «Умелые ручки» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.

Проект «Выходные с пользой» для детей младшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным - сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Роль семьи в формировании развивающейся.

Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста «Веселые пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад № 1 «Светлячок» ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Деревова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2018 в 22:13
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД