МААМ-картинки

Проект «Удивительный мир рыб»

Алена Дежурова
Проект «Удивительный мир рыб»

Проект «Удивительный подводный мир рыб».

Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Вид проекта : Фронтальный, информационно-творческий, краткосрочный

Актуальность проекта :

Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста. Однажды вместе с детьми мы задались вопросом: “Что мы знаем о мире воды?”. Так появился наш проект.

Публикация «Проект „Удивительный мир рыб“» размещена в разделах

Проблема:

У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб.

Цель проекта :

Систематизировать, обобщить, дополнить знания детей об обитателях вод- рыбах.

Задачи:

Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают

Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

Формировать умение применять полученные знания в разных видах деятельности.

Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта

Обогатить развивающую среду: внести макет аквариума в уголок природы.

Интеграция образовательных областей:

чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическая культура.

Предполагаемый результат:

сформированы представления об обитателях вод- рыбах, их строении, среде обитания, внешнем виде;

владеть понятиями «морские животные», «рыбы»

иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

составление описательного рассказа о речном обитателе с использованием мнемотаблицы

вовлечены родители к участию в проектной деятельности;

реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;

1 этап - подготовительный

- составление перспективно – тематического плана;

- обсуждение темы проекта с родителями;

- сбор материалов для выставки; изучение методической и специальной литературы по теме проекта

- подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта,

- подбор технических средств обучения, оснащение развивающей среды;

- выявление уровня развития по данному разделу с помощью опросов, бесед;

- определение времени для работы над проектом;

- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.

2 этап – основной

- Ознакомление с художественной литературой: Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», «По щучьему веленью», С. Сахаров «Морские сказки»

- Коммуникация: беседа «Как спят рыбы?» НОД «Кто такие рыбы?», загадки и стихи о морском мире, пословицы и поговорки про рыб, чтение различных энциклопедий, рассказ про рыб по мнемотаблице, работа с ребусами, отгадывание кроссворда

- Художественное творчество: рисование с родителями на тему "Жители рек, аквариума, морей и океанов», аппликация «Рыбки в аквариуме», лепка «Волшебные рыбки», конструирование из бумаги «Рыбки», раскраски

- Физкультура: подвижные игры «Караси и щука», «Море волнуется»

3 этап – итоговый

- обобщение опыта организации взаимодействия с семьями воспитанников

- сотрудничество взрослых и детей в процессе совместной деятельности,

- подведение итогов по реализации проекта

- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;

- презентация макета аквариума

Беседа «Как спят рыбы?»

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий — к конуре,

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

По рыбам трудно определить, спят они или нет - ведь рыбы для сна не закрывают глаза, как это делают люди. У рыб просто нет век, чтобы это сделать. Да они и не нужны им.

Ведь мы зарываем глаза для того, чтобы смочить их и предохранить от высыхания

А вот рыбам моргать не надо, ведь в воде их глаза всегда влажные.

Поэтому рыбы никогда не закрывают глаза. Но они все же спят, хотя сон у них не бывает таким крепким, как у нас.

Рыбы почти не двигаются, но все видят и слышат, готовые в любую минуту уплыть, спрятаться.

Если дома есть аквариум, то ночью внезапно включив свет, можно увидеть, что рыбки "лежат" брюшком на дне или на водорослях и почти не шевелятся.

Но всего одно движение, или звук, и все они проснутся.

А если у кого-то в аквариуме есть сомики, то днём можно наблюдать, как спит ночная рыбка - ведь сом ночной хищник. То днём он лежит на дне, не двигаясь, а с приходом темноты начинает плавать и искать корм.

Большинство рыб для отдыха находят себе тихое спокойное место. Спят они по-разному: ложась брюшком или боком на дно, кверху брюшком, а иногда и вниз головой, или зарывшись в песок. А тропическая рыба-попугай спит, предварительно окружив себя облачком из слизи, как одеялом. Это нужно ему, для того, чтобы хищники не обнаружили его по запаху.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?»

Программное содержание:

1. Закрепить и обобщить знания о живых объектах-рыбах;

2. Научить детей сравнивать, анализировать, обобщать признаки обитателей воды;

3. Активизировать словарный запас детей словами – жабры, чешуя, плавники, мальки, речные;

4. Воспитывать экологическое самосознание, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: музыкальная фонограмма, удочка, костюм рыболова, плоскостные рыбы, карточки со схемами, рыба в виде пазлов, пластилин, стеки, блестки для оформления рыб, полотенца, влажные тряпочки, макет речного дна

Ход занятия:

звучит музыка – «Любитель Рыболов»- входит воспитатель с плоскостной куклой -рыболов.

-Здравствуйте ребята. Вы его узнали?

- Правильно, он – рыболов.

-А как вы догадались, что он рыболов? (у него есть удочка для ловли рыбы и ведро)

- Он на речку на рыбалку пошел, а одному скучно. Составите мне компанию (да)

-Тогда вставайте все за мной, отправляемся на рыбалку. (дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе) - звучит музыка

-Ловите, ловите. Каждый по одной.

-Поймали. Возвращаемся обратно в детский сад. – (музыка выключается, дети садятся на стульчики)

- А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

-А кто такие рыбы?

-Недаром говорят «Рыбы – дети воды»

-А где вы поймали рыб? (в реке)

- Значит, они какие? (речные)

- А какие рыбы обитают в реке? Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (щука, окунь, лещ, сом)

- Скажите пожалуйста, а рыбы у вас у всех одинаковые? (нет)

-А чем же они отличаются? (цветом, размером, формой)

-А есть у них что-нибудь общее? Рассмотрите внимательно, сравните их между собой.

- Да, части тела. У каждой рыбы есть:

• туловище,

• голова,

• плавники,

• брюхо,

• хвост,

• глаза,

• рот. (собираю игрушечных рыб)

- А давайте соберем одну большую общую рыбу. Поможете мне? Сейчас каждый подойдет и прикрепит на мольберт часть тела, которая есть у него.

- Молодцы, посмотрите, какая красивая, большая рыба у нас получилась.

-Посмотрите внимательно, а что не хватает нашей рыбе?

«У родителей и деток вся одежка из монеток» - показываю чешую.

-Правильно, не хватает чешуи.

- А для чего рыбам нужна чешуя? (чтобы быстро двигаться в воде)

Физминутка:

Дети встают в круг и берутся за руки.

-Мы одно доброе большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит (все прислушиваются к своему дыханию)

- Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад.

- Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце.

-Сейчас мы с вами подышали все вместе.

- А чем ребята рыбы дышат? (воздухом)

-А в воде есть воздух? (да)

-А его можно увидеть? (да) Давай те мы с вами снова проведем опыт и увидим воздух в воде.

Опыт

В таз с водой дети опускают комочки пластилина.

-Вот эти пузырьки и есть кислород, которым дышат рыбы.

- А могут ли рыбы прожить без пищи? (нет)

-Значит рыбы, что делают? (питаются)

-А вызнаете из чего появляются рыбки? (из икринок) А как называют детенышей рыб? (мальки)

-Мы с вами узнали, что рыбы живые существа, а мы с вами живые? (да, мы дышим, питаемся, размножаемся)

-Вот и рыбки – дышат, питаются и размножаются (выставление опорных схем на мольберте).

- Ребята, а вы хотите узнать, как живется рыбкам в воде. Не нужна ли им помощь?. Предлагаю всем вместе спуститься на дно речное и обследовать его. (дети имитируют одевание водолазных костюмов).

-Мы спустились с вами на дно реки. Что же вы видите?

-Найдите лишние. (на полу лежат предметы) Хорошо ли живется речным рыбам среди мусора? -Посмотрите на рыбок, какие они грустные. А почему?

-Поможем им очистить их дом от мусора? в ведро для мусора дети бросают мусор.

- Как только в реке стало чисто и светло, наши рыбы изменились.

-А сейчас возвращаемся обратно в детский сад с речного дна.

Загадки и стихи о морском мире

«Отгадай загадки».

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

В буйном море – океане

Рыба страшная живет,

У нее большой живот,

Пасть с ужасными клыками.

(Акула)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода)

В тихую погоду нет нас нигде.

Ветер подует – бежим по воде.

(Волны)

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник открыт?

(Дельфин)

Все ко дну я прижималась

В темноте морских глубин.

Незаметной быть старалась –

Превратилась в плоский блин.

(Камбала)

Через море – океан

Плывет чудо – великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту.

(Кит)

И на дне морском глубоком,

И у самых берегов

Кто из рыб электротоком

Отгоняет прочь врагов?

(Скат)

Стихи

Морской конёк.

Чем похож я на коня?

Шейка, гривка у меня.

Здесь какая-то ошибка:

Я на самом деле — рыбка!

Крабик

От волны невдалеке,

Двигаясь неспоро,

Крабик ножкой на песке

Делает узоры.

Морская звезда.

На дне морском живёт звезда

И всем твердит упрямо,

Что будто бы она туда,

На дно, с небес упала.

С самих небес упала!

Морской ёж.

Дружить всерьёз с морским ежом

Нам нужно осторожно.

Ведь не секрет, что родом он

Из хищных иглокожих –

Коварных иглокожих!

Мурена.

Мурена – рыба просто жуть,

Таких мы не встречали:

Характер злой, ума чуть-чуть,

А зубы – как из стали.

Из самой прочной стали!

Дельфин.

Он самый умный из зверей

На море и на суше.

Спасает тонущих людей.

Он в этом деле лучший.

Дельфин – спасатель лучший!

Акула.

Акула – всех морей беда,

Виновница разгула.

Она сейчас не голодна:

Акула съела мула –

Огромнейшего мула!

Морской конёк.

Морской конёк, как горбунок,

Застыл немым вопросом:

Достанет ли свой гребешок

Он длинным чутким носом.

Своим длиннющим носом!

Электрический скат.

Средь рыб океанических

Стоит он как-то боком,

А назван электрическим

За то, что бьётся током –

Представьте, бьётся током

Макет аквариума

Публикации по теме:

Проект «Удивительный космос» для дошкольников Проект «Удивительный космос» Краснова Наталья Николаевна Актуальность С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем.

«Удивительный космос». Проект Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Обуховский детский сад №2 «Улыбка» Мини – проект по теме: «Удивительный.

Проект «Удивительный мир — космос» Проект ко Дню космонавтики «Удивительный мир - Космос» 1разновозрастная группа Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории.

Проект «Удивительный мир космоса» Название проекта «Загадочный мир космоса» Тема проекта Расширять представления детей об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая.

Проект «Удивительный мир космоса» Проект «Удивительный мир космоса» тип проекта: - обучающий - исследовательский - игровой Актуальность проекта: Космические приключения.

Проект «Удивительный мир насекомых» Информационная карта педагогического проекта Автор: Чембеева Аина Шабановна Воспитатель: МБДОУ д/с ОВ №24 Станица Кущёвская Продолжительность.

Проект «Удивительный мир помпонов»Проект «Удивительный мир помпонов» Тип проекта: творческий, кратковременный Сроки реализации проекта: январь-декабрь 2019 г. Участники проекта: дети старшего дошкольного.

Проект «Удивительный мир Корнея Чуковского» Актуальность проекта Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает.

Проект «Удивительный мир» Тип проекта: По времени - краткосрочный (1 месяц) По доминирующей в проекте деятельности – исследовательский. По характеру контактов –.

Проект «Удивительный мир часов» МБДОУ «Детский сад «Хунав» Удивительный мир часов Подготовительная группа 07.04.2017 Содержание Введение (пояснительная.

Автор публикации:
Проект «Удивительный мир рыб»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 18:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД