Лучший педагог года

Проект «Ступеньки здоровья»

Альбина Волкова
Проект «Ступеньки здоровья»

«Лучший способ сделать ребёнка хорошим – это сделать его здоровым».

Оскар Уайльд.

Тип проекта : информационно – практико -ориентированный

Продолжительность проекта : в течении года

Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Цель проекта : создание и организация благоприятных условий пребывания, воспитания и образования детей с нарушением зрения в коррекционной группе, укрепление психического и физического здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Публикация «Проект „Ступеньки здоровья“» размещена в разделах

создание условий для полноценного и всестороннего развития дошкольников, профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем, совершенствования предметно - развивающей среды.

формирование представлений у дошкольников с нарушением зрения о способах сохранения зрения, укрепление жизнестойкости детского организма через привитие культурно - гигиенических навыков.

воспитание практических знаний, умений, навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Актуальность проекта :

Проблема сохранения и укрепления зрительных функций является главной для детей с патологией зрения. Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка.

Одним из проявлений своеобразия физического развития детей с нарушением зрения является неравномерность развития. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, нарушение ориентировки в пространстве.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Поэтому для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Работа для оказания помощи детям, имеющим нарушения зрения, ведется по двум направлениям:

коррекция зрения;

коррекция и развитие психофизической деятельности детей (снятие эмоционального напряжения, релаксация, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики пальцев рук и ног).

Принципы здоровьесберегающих технологий :

«Не навреди!»;

сознательности и активности;

непрерывности здоровьесберегающего процесса;

систематичности и последовательности;

доступности и индивидуальности;

всестороннего и гармоничного развития личности;

системного чередования нагрузок и отдыха;

постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы реализации:

1 этап. Организационно – подготовительный.

2 этап. Основной.

3 этап. Заключительный.

Ожидаемые результаты:

1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей с нарушением зрения;

2. Совершенствование навыков самостоятельности;

3. Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.

4. Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи.

1 этап. Организационно – подготовительный:

1. Создание и изучение методических материалов по здоровьесбережению; работа с интернет – ресурсами.

2. Анкетирование родителей.

Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации.

Консультирование родителей по нетрадиционным методам и приемам оздоровления детей.

3. Подобрать дидактический материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей.

2. Основной этап:

1. Организовать цикл мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, через применение основных видов здоровьесберегающих (коррекционных) технологий.

Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук. Увеличение подвижности пальцев.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, при наличии зрительного дефекта особое внимание необходимо обратить на тренировку пальцев. Это позитивно влияет на развитие интеллекта и речи, а в дальнейшем — и координации движений «рука — глаз». Комплексы пальчиковой гимнастики:

«Жук», «Елочка», «Ладушки-ладошки», «Цветок», «Этот пальчик», «Помощники», «На полянке», «По грибы», «Дождик», «Зайцы».

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с разнообразными предметами (с использованием бельевых прищепок, зубной щетки и др. бросового материала)

Массаж активных точек на пальцах и ладонях

Су-джок терапия

Су-джок терапия — стимуляция биологически активных точек, соответствующих органам и системам, расположенным на кистях рук — с помощью массажного мячика.

В результате улучшается кровоток, повышаются упругость и эластичность мышечных волокон, рефлекторно стимулируется работа внутренних органов и систем.

Снятие зрительного напряжения и утомления глаз, укрепление зрительно-двигательных мышц.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз направлена на предупреждение зрительного утомления, укрепление глазных мышц и снятие их напряжения. Она благоприятно влияет на работоспособность как зрительного анализатора, так и всего организма. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения, в ходе которых производятся движения глазами. При выполнении упражнений применяют

сигнальные символы, которые демонстрируются на уровне глаз и служат ориентиром для выполнения движений; зрительные тренажеры для снятия зрительного утомления и развития прослеживающей функции глаз. Используются лабиринты, перепутанные линии.

Для развития зрительной координации используются различные ориентиры, расположенные на потолке или стене. Детям предлагается найти какую-либо игрушку или фигуру. Сочетаются движения глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния.

Комплексы упражнений гимнастики для глаз:

«Паучок», «Филин», «Рисуем глазами», «Далеко-близко», «Поймай зайку», «Глазки отдыхают».

Также используем интерактивную зрительную гимнастику по методике В. Ф. Базарного -для тренировки глаз используются – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей.

Пальминг

В процессе зрения расходуется «зрительный пурпур», который восстанавливается в полной темноте. С помощью пальминга (наложения ладоней на закрытые глаза) снимается утомление глаз, нормализуются острота зрения и, прежде всего, восприятие цвета. Упражнения проводятся в середине или конце занятия после активной зрительной нагрузки.

Динамические паузы

Поддержать работоспособность детей с нарушениями зрения помогут динамические паузы (физкультминутки). Это прекрасное средство переключения детей с одного на другой вид деятельности, повышения работоспособности, активизации двигательной сферы. Тематические физкультминутки нужно проводить на каждом занятии.

Развитие длительного речевого выдоха

Дыхательная гимнастика

Дети с нарушением зрения в большинстве случаев имеют нарушения речи. Поэтому дыхательная гимнастика — неотъемлемая часть их полноценного развития.

Это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний органов дыхания. Дыхательная гимнастика полезна детям, часто болеющим простудными заболеваниями, а также воспитанникам с нарушениями речевого развития, поскольку способствует формированию речевого дыхания, диафрагмальных и межреберных мышц, увеличению объема легких.

Дыхательная гимнастика:

- «Резинка», «Лягушонок», «Гуси-гуси», «Дровосек». «Петушок», «Часики»

«Хождение по корригирующим дорожкам» - хороший метод закаливания, как для детского сада, так и для дома. При хождении укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам, воспитания правильной осанки, летом мы применяем и обширное умывание.

Кинезиология

Наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения - развитие межполушарного взаимодействия. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Кинезиологические упражнения можно использовать как на развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий, в период адаптации, при нарушении сна и гиперреактивности.

«Свеча» «Оладушки». «Кулак-ребро-ладонь»

Самомассаж

Это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание). В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.

Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

Является профилактикой простудных заболеваний

Повышает жизненный тонуса у детей

Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Самомассаж «Назойливая муха» под музыку» «Чтобы горло не болело»,

Массаж друг другу «Дятел», «Рельсы, рельсы»

Интеграция всех образовательных областей в НОД

просмотр развивающих видеофильмов.

- чтение художественной литературы.

Беседы: «О пользе спорта для здоровья», «Витамины полезны для здоровья», «Что делать, если человек заболел?», «Как люди заботятся о своем здоровье, «Правила ухода за очками», «Экскурсия в кабинет охраны зрения».

- НОД:

Для чего нужны глаза», «Ты себе не навреди, свои глазки береги», «Наши глаза».

- Экспериментальная деятельность: Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки.

- Правила бережного отношения к зрению (В картинках)

Игра «Зоркий глаз»

- Упражнения на развитие зрительного внимания «Внимательные глазки»

- Да и нет, не говорите, черное с белым берите.

- Игры на развитие тактильных чувств.

- Художественное творчество (рисование) «Я здоровье берегу и здоровым быть хочу».

Художественно – эстетическое развитие: «Азбука здоровья» (смешарики, «Сестрички – вредные привычки. «Я расту» А. Барто,

«Мойдодыр» К. Чуковский.

Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :

Работа по здоровьесбережению детей не будет результативной, если не налажены взаимодействия с родителями. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить у них интерес и желание заниматься со своими детьми. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Информационный стенд: «Профилактика зрительных нарушений», «Как выбрать очки и правильно с ними обращаться» (советы врача - офтальмолога», «Запрещенные физические упражнения для детей дошкольного возраста».

Консультации, беседы по вопросам здоровьесбережения. - «Режим дня», «Дыхательная зарядка для часто болеющих детей (развитие речевого дыхания)», «Значение развития осязания и мелкой моторики у детей, имеющих нарушения зрения» «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»; «Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста»;

Папки передвижки «Советы тифлопедагога (упражнения для снятия зрительного утомления, «Гигиена и уход за очками», Телевизор и дети», «Какие упражнения и задания способствуют улучшению зрения?»,

«Комплексы упражнений для органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры».

наглядная агитация - стенды, выставки, памятки)

Коллаж «Сохрани своё здоровье»;

Выпуск мини-книжки «Здоровая еда моего ребенка»

Заключительный этап:

Проведение мониторинга детей для оценки результативности работы по проекту.

Проведение круглого стола с привлечением родителей. (Создание стимула у родителей для дальнейшего участия в проекте.)

Оформление выставки для родителей «По страницам проекта».

Награждение грамотами родителей - активных участников проекта.

Оформление альбома – отзыва мнений родителей о проведении проекта.

Полученный результат реализации проекта :

В результате целенаправленной и системной работы:

У детей сформированы простейшие представления о возможностях человеческого организма, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повысился уровень познавательного развития.

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

Улучшение соматических показателей здоровья.

Литература:

1. Аветисов Э. С. "Охрана зрения у детей". - Издательство "Медицина", 1975.

2. Базарный В. Ф. «Зрение у детей». Проблемы развития. -Новосибирск: Наука,1991. 54 с.

3. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. 2004г.

4. Глушкова Е. К. "Береги зрение". - Издательство "Медицина", 1987

5. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии». – М. : ВАКО, 2007.

6. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

7. Коновалова Н. Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного возраста» - Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

8. Горбушкина С. Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». Детство – Пресс. Санкт-Петербург, 2014

9. Чевычелова Е. А. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет». Издательство «Учитель». Волгоград 2012

10. Орлова Н. «Ребятишкам про глаза» детская литература. Новосибирск, 2003

11. Смирнова И. Ю. «Тайна Страны хорошего зрения» детская литература. Новосибирск, 2004

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по степ-аэробике «Веселые ступеньки» с воспитанниками подготовительной к школе группыКонспект итогового занятия по степ-аэробике «Веселые ступеньки» с воспитанниками подготовительной к школе группы Задачи: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма; совершенствовать технику выполнения.

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебные ступеньки» в средней группе детского сада c использованием игр с блоками ДьенешаКонспект занятия по ФЭМП «Волшебные ступеньки» в средней группе детского сада c использованием игр с блоками Дьенеша Конспект занятия по ФЭМП по закреплению детьми свойств предметов «Волшебные ступеньки» в средней группе детского сада (с использованием.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Ступеньки к школе»Краткосрочный проект в подготовительной группе «Ступеньки к школе» Тип проекта: познавательно – игровой Срок реализации: 1 месяц (1 ноября – 30 ноября) Продолжительность: краткосрочный Участники проекта:.

Мастер-класс. Ступеньки для выставки детских работМастер-класс. Ступеньки для выставки детских работ Пособие для демонстрации детских работ. Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами пособием,для выставки поделок и для занятий по математике,.

Проект «Здоровое питание — залог здоровья!»Проект «Здоровое питание — залог здоровья!» Подготовила: Кузнецова Оксана Сергеевна МБДОУ Детский сад№28 "Здоровое питание, залог здоровья!".Здоровье– это необходимый компонент.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Реставрация ступеньки для лепки в группе раннего развитияРеставрация ступеньки для лепки в группе раннего развития Лепка в детском саду представляет собой неотъемлемую часть НОД изобразительной деятельности, в процессе которой из пластических.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Ступеньки здоровья» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Альбина Волкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Ступеньки здоровья»
Опубликовано: 20 января 2024 в 20:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД