МААМ-картинки

Проект «Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»

Марина Шеремет
Проект «Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»

Пояснительная записка.

В сегодняшней России проблемы семьи хорошо известны:

низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, дисгармония межличностных отношений и т. д. Из года в год увеличивается число социальных сирот, то есть таких детей, которые становятся сиротами при живых родителях. Ухудшение положения российских семей приводит к вытеснению ребенка из семьи и порождает такое масштабное явление, как беспризорность и бродяжничество.

Публикация «Проект „Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию“» размещена в разделах

Программа по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового возраста, т. к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка о себе.

Педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых наблюдаются отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера, нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей, отстранение подростка от физического, домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).

Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Таким образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.

Актуальность проекта : Выявление и обоснование путей повышения эффективности социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Цель проекта : оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, оказавшимся в ТЖС.

Задачи проекта :

- изучение психологических особенностей детей;

- изучение социально – бытовых условий;

-формирование социальной компетентности личности, соответствующей тем требованиям времени, в которое входит личность обучающегося – это социальные навыки и умения;

- вовлечение в кружки, спортивные секции;

- консультирование детей по проблемам социализации личности;

- консультирование опекунов по проблемам обучения и воспитания;

- помощь в расширении социальных связей.

Срок, на который рассчитан проект :

2023-2024 учебный год

План проекта сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Работа с детьми, попавшими в трудное семейное положение.

Наименование МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Посещение детей, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году. Август классные руководители

Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сентябрь классные руководители

Выявить всех проблемных детей, с последующим оформлением нужной документации. Сентябрь – октябрь классные руководители

Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах. Ноябрь - декабрь классные руководители

Вовлечение в кружки и секции. В течение года классные руководители

Работа с родителями

Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей В течение первой четверти классные руководители

Анкетирование родителей:

• Определение методов семейного воспитания.

• Воспитательное воздействие семьи на личность ребёнка

• Взаимоотношения в семье В течение года классные руководители

Организация тематических встреч,

вечеров, родителей с работниками

образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения В течение года классные руководители

Диагностическая работа

Обследование жилищных условий, семейного положения

Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе Диагностика

Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей

Этапы проекта сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1. Подготовка информации для банка данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сюда входят следующие документы: сведения о родителях, документы, подтверждающие социальный статус ребенка,сведения о месте проживания, близких родственниках (Ф. И. О., адрес, год рождения).

2. Постановка на внутришкольный контроль решением администрации школы.

З. Посещение семьи (акт обследования жилищно-бытовых условий семьи — два раза в год).

4. Медицинское обследование подопечных (плановое, медицинская помощь по необходимости.

5. Педагогическое сопровождение (по индивидуальной программе).

6. Оказание материальной помощи через УСЗН, Красный Крест (по необходимости).

7. Трудоустройство в летний период и помощь в выборе профессии, учебного заведения, помощь в поступлении в учебное заведение, трудоустройство выпускников (справки с места учебы или работы после окончания школы)

Детский отдых детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1. Предварительная информация в управление образования о планировании летнего отдыха.

2. Заявка в управление образования, управление социальной защиты населения на получение путевки для санаторно-курортного лечения.

3. Оформление санаторно-курортной карты через детскую поликлинику.

Досуг детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1. Организация занятости детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (кружки, секции, клубы по интересам).

2. Привлечение детей к участию в подготовке и проведении общешкольных, культурно-массовых мероприятий через детские организации.

Формы:

- индивидуальные и групповые занятия;

- консультация,

- тренинг,

- собрание,

- рейды в семью.

Ожидаемые результаты проекта :

• Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».

• Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.

• Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

• Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.

• Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.

• Создать условия гарантированной социальной защищё нности учащихся:

1. знание учащимися своих прав и обязанностей, неукоснительное их соблюдение;

2. психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

3. соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

• Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.

• Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.

• Укрепление положения детей в классном коллективе

• Формирование положительной Я - концепции.

• Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

• Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Истории к разговору с детьми «Кто как поступит в трудную минуту — скажет правду или обманет?»Истории к разговору с детьми «Кто как поступит в трудную минуту — скажет правду или обманет?» Мои воспитанники – старшие дошкольники и младшие школьники – помогли подбирать в интернете картинки к некоторым историям, а потом творчески.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Социально значимый проект «Моя семья»Социально значимый проект «Моя семья» Паспорт проекта 1. Название проекта «Моя семья» 2. Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный. 3. Время реализации:.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Социально-исследовательский проект «Золотой колосок»Социально-исследовательский проект «Золотой колосок» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас познакомиться с итогами нашего краткосрочного проекта "Золотой колосок", представленными.

Социально-экологический проект «Спаси дерево»Социально-экологический проект «Спаси дерево» Авторы проекта: воспитатели группы №16 «Карусель» Байрамгулова Гульшат Фидаиловна, Кармушакова Марьям Мирхатовна Актуальность проекта 1.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Шеремет на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 11:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД