МААМ-картинки

Проект «Психологическое сопровождение образовательного процесса» (4 фото)

Оксана Гайдукова
Проект «Психологическое сопровождение образовательного процесса»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Основания для разработки проекта

1. Повышение требований к профессиональному уровню педагога и качеству образовательных услуг в соответствии с принятием «Закона об образовании».

2. Реализация «Требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (п. 3.2. ФГОС ДО)

3. Высокий процент педагогов с небольшим стажем работы с ДОО и низким уровнем квалификации.

Потенциальные заказчики и потребители

Публикация «Проект „Психологическое сопровождение образовательного процесса“» размещена в разделах

Администрация ДОО, педагоги, родители детей, посещающих ДОО

Рабочее название проекта

«Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Автор проекта

Ведущая идея проекта

Педагог-психолог МБДОУ №14 О. В. Гайдукова

Обеспечение психолого-педагогических условий реализации ООП ДО в соответствии современным требованиям образования.

Целевая аудитория

Администрация, педагоги, воспитанники ДОО и их родители.

Временной цикл проекта

Сентябрь 2019-май 2020 гг.

Аннотация. Проект предполагает разработку комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОО. Направлен на оптимизацию психологических условий реализации ООП ДО и повышение психологической компетентности педагогов, способствующих повышению качества предоставляемых ДОО образовательных услуг.

Название проекта :

«Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Тип проекта :

По содержанию: психолого-педагогический.

По количеству участников проекта : групповой.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОО.

Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)

Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)

Обоснование проекта

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Современное состояние образования - реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики. Процесс стандартизации частично коснулся и системы дошкольного образования. Модернизация образования предъявляет повышенные требования к качеству предоставляемых ДОО образовательных услуг и уровню профессиональной компетентности педагогов.

В Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации №273 – ФЗ определены основные обязанности педагогических работников (ст. 48, п. 1, в том числе: «…1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне… 5) применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса… 7) систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень…»

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении предъявляет новые требования не только к содержанию образования, но и психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогической компетентности педагогов. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный в ходе реализации ООП ДО создавать следующие психолого-педагогические условия :

«…1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…» (ФГОС ДО п. 3.2.1)

«…Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагающие:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи…» (ФГОС ДО, п. 3.2.5.).

В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню психологической компетентности педагогов.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Определим понятия: профессионализм, компетентность, компетенция.

Профессионализм — высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Н. Хомский, И. А. Зимняя и Ломакина Г. Р. определяют компетентность в самом широком смысле как «способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности» (Ломакина Г. Р.)

Рассматривая компетентность как личностную характеристику, а компетенцию как совокупность конкретных профессиональных качеств, авторы: Н. А. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева к основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОО относят в том числе следующие компетенции:

1. Компетенция в установлении контактов с родителями.

2. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути. Задача психологической службы – разработать и реализовать эффективные формы взаимодействия с педагогом на разных этапах его профессионального становления и развития, способствующие развитию профессиональной психологической компетентности, способствующей эффективной деятельности в условиях модернизации образования.

Цель проекта : Разработка комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОО

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП ДО

2. Разработка системы психологического сопровождения образовательного процесса

3. Организация деятельности по апробации комплекса психологического сопровождения

4. Рефлексия эффективности реализации комплексной системы психологического сопровождения образовательной деятельности ДОО.

Новизна проекта :

1. Создание единого психолого-педагогического пространства образовательного процесса

2. Ориентиры на поддержку индивидуальности и инициативы детей

3. Оказание своевременной психологической поддержки педагогических работников и родителей по вопросам оптимизации психологических условий реализации ООП ДО

Ожидаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО.

2. Улучшение психологического микроклимата в ДОО

3. Индивидуализация образовательного процесса.

4. Повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Возможные риски, ограничения:

1. Текучесть педагогических кадров;

2. Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессиональных компетенций;

3. Поглощение текущей работой – распределение приоритетной деятельности.

Условия, обеспечивающие успешность проекта :

• индивидуальный подход к развитию профессионального потенциала педагогов;

• комплексная система консультативных и практических мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов;

• заинтересованность сторон – участников проекта;

• создание психологически комфортной образовательной среды;

• отслеживание динамики деятельности психологического сопровождения.

Дорожная карта проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап

Констатирующий этап

Цель: изучение сформированности профессиональных компетенций и готовности к самосовершенствованию педагогов ДОО.

1

Локальный анализ исходной проблемы и её сопоставление с социальной политикой государства, изучение нормативной базы

Сентябрь-ноябрь 2019

Старший воспитатель

Педагог-психолог

2

Разработка нормативной базы проекта (локальные акты)

Октябрь – декабрь 2019

Заведующий ДОО

Старший воспитатель

3

Определение показателей результатов психологического сопровождения

декабрь 2019

Психологическая служба ДОО

4

Изучение профессионально-личностных особенностей педагогов

январь 2020

Психологическая служба ДОО

5

Самооценка состояния профессионально-педагогической компетентности

февраль 2020

Педагоги

Психологическая служба ДОО

6

Анализ условий реализации проекта

март 2020

Педагог-психолог

7

Контентная разработка проекта «Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Январь 2019, апрель 2019

Проектная группа

2 этап

Формирующий этап

Цель: внедрение в практику ДОО системы психологического сопровождения образовательного процесса

1

Подготовка педагогов к активизации профессиональной мобильности (социально-личностный компонент) :

• практикум «Приёмы и техники. Стимулирующие самоактуализацию личности»;

• корпоративный тренинг командообразования «Таверна», «Здесь будет город-сад»;

• семинар-практикум «Использование коммуникативных техник общения в ситуациях публичного выступления»;

• тренинг «Пропедевтика профессиональной депривации педагогов»

февраль 2020 – май 2020

Педагог – психолог

Старший воспитатель

Психологическая служба ДОО

2

Развитие инструментальных педагогических компетенций (профессионально-образовательный компонент)

• постоянно действующий семинар «Перестройка образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования» : «Основные направления развития ребенка дошкольного возраста», «Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста», «Построение образовательной деятельности в области зоны ближайшего развития», «Социально развитие дошкольника»;

• тематические консультации по вопросам образования и воспитания детей : «Современная социокультурная ситуация развития ребенка», «Педагогические условия успешного интеллектуального развития ребенка», «Методы знакомства детей с социальным миром», «Здоровьесберегающие технологии», «Проектный метод в работе с детьми»,

обмен опытом: через внутренние конкурсы, сообщения из опыта работы, взаимопросмотры, мастер-классы, ярмарки идей;

• организационно-деятельностные игры (имитационные, деловые, игровые);

• супервизии, изучение и анализ практических ситуаций;

• формирование рефлексивных навыков (на основе самоанализа педагогической деятельности);

• оказание адресной методической и психологической помощи педагогам;

• разработка банка методических пособий для организации совместных мероприятий с детьми и родителями.

В течении всего периода

Старший воспитатель

Психологическая служба ДОО

Педагоги ДОО

3

Деятельность творческой группы психологической службы ДОО

• педагогическое наставничество;

• практические занятия;

• разработка и утверждение методических разработок

• разработка индивидуально-ориентированных программ развития и сопровождения детей

В течении всего периода

Психологическая служба ДОО

4

Укрепление сотрудничества с родителями по вопросам развития и образования детей

• Семинары-практикумы

• Консультативная помощь

• Организация системы просвещения

В течении всего периода

Психологическая служба ДОО

4

Создание конкурентной среды ДОО:

• тренинг личностного роста и профессионального роста «Создание уникального имиджа педагога»;

• конкурс нетрадиционных консультаций;

В течении всего периода

Старший воспитатель

Психологическая служба ДОО

Педагоги ДОО

5

Создание конкурентной среды со смежными образовательными учреждениями :

• участие в работе проблемно-творческих групп города;

• участие в профессиональных конкурсах, научно – практических конференциях;

• подготовка и организация участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях.

В течении всего периода

Старший воспитатель

Психологическая служба ДОО

6

Распространение опыта

В течении всего периода

Старший воспитатель

3 этап

Контрольно – аналитический этап

Цель: Рефлексия эффективности реализации системы психологического сопровождения

1

Оценка эффективности реализации системы психологического сопровождения

Май 2020

Заведующий ДОО

Заместитель заведующего по ВМР

2

Обобщение результатов инновационной деятельности, трансляция опыта работы педагогов способствующих развитию самооценки профессиональных качеств.

Май 2020

Заведующий ДОО

Заместитель заведующего по ВМР

Проект «Психологическое сопровождение образовательного процесса»
Фото «Психологическое сопровождение образовательного процесса»
Проект - фото
Фото №1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Основания для разработки проекта

Составитель: Гайдукова О. В.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Психологическое сопровождение образовательного процесса»
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 07:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Психологическое сопровождение образовательного процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гайдукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД