Получи документы

Проект «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды по математике в старшей группе»

Мельникова Лариса Леонидовна
Проект «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды по математике в старшей группе»

Актуальность.

Математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. В процессе обучения математике нужно использовать формы и методы организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Публикация «Проект „Преобразование развивающей предметно-пространственной среды по математике в старшей группе“» размещена в разделах

Актуальным является качественное преобразование развивающей предметно-пространственной среды для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, создание соответствующих условий, при которых дети проявляют творческую инициативу, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов, индивидуальных способностей. Проблемно-поисковые ситуации способствуют развитию математических представлений, когда свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Я пришла к выводу, используя различные математические игры, занимательные упражнения в своей работе можно значительно расширить знания у детей.

Используя различные математические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что в процессе игры, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Соответственно актуальности был разработан проект по качественному преобразованию развивающей предметно- пространственной среды по математике в старшей группе.

Проблема:

Актуальным является неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин). Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. На занятиях по математике стихи, рассказы о цифрах, фигурах. Именно через использование игровой математики, отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.

Тип проекта : познавательный, творческий, игровой.

Вид проекта : краткосрочный.

Участники: педагоги, дети, родители.

Основные направления реализации проекта :

1. Отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются подвижными играми.

2. Имеются столы и стулья, мольберт, магнитная доска- работают одновременно несколько детей.

Цель проекта : организация развивающей предметно – пространственной среды по математике для детей старшего дошкольного возраста в старшей группе.

Задачи:

Обучающие:

-разработать модель развивающей предметно- пространственной игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей;

-формировать умение у детей решать логические задачи;

-формирование количественных, пространственных и временных понятий;

-формирование у детей представлений о форме и величине;

-развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана;

- уточнение и закрепление представления о числах и цифрах;

- обучение измерению с помощью условной мерки;

- формировать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”.

Развивающие :

-формировать целенаправленность и целесообразность поисковых действий;

-развитие стремления к созданию нового-развитие тактильных и зрительных анализаторов;

-воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми;

-формирование самостоятельной творческой инициативы.

Воспитательные:

-формировать качества и свойства личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, аккуратность.

Принципы развивающей предметно- пространственной среды по математике :

1. Насыщенность среды : должна соответствовать возрастным возможностям.

2. Трансформируемость: предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов детей;

3. Полифункциональность материалов : возможность разнообразного использования;

4. Вариативность: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования);

5. Доступность;

6. Безопасность.

Развивающая предметно-пространственная среда по математике в старшей группе :

1. Наглядный демонстрационный материал :

-картинки по временам года, частям суток, геометрическим фигурам.

2. Раздаточный материал :

-мелкие игрушки и предметы для счета, цифры от 1 до 10;

-счетные палочки.

-геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, призма, конус).

3. Занимательный материал :

-головоломки и лабиринты, ребусы;

-мозаика;

-задачи-шутки;

-таблицы с задачами, таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;

-кубики Никитина;

-кроссворды;

- логические блоки Дьенеша;

-палочки Кюизенера;

-линейки, треугольники, линейки-трафареты;

-листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;

-сказки, пословицы, загадки;

-тематическое домино;

-танграм;

-математические сказки;

-шашки и шахматы;

-конструктор «Лего».

4. Дидактические игры:

«Сложи узор», «Составь фигуру», «Нарисуй картинку палочками», «Разрезные картинки», «Веселые шнурки», «Покажи соседей», «Чего не стало», «Загадки без слов», «Совушка», «Точечки».

5. Настольно-печатные развивающие игры :

- «Мои первые цифры;

- «Волшебные формы»;

-«Ассоциации».

6. Оборудование для осуществления исследовательской деятельности:

Календари, измерительные приборы, часы, весы, емкости.

7. Учебно- методические пособия, модели: числовая лесенка, модель числового ряда, книги.

Руководство самостоятельной деятельностью детей:

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действия, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулировать проявление самостоятельности, поощрение стремления детей достичь результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач, у них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.

3. Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельностью. Воспитатель играет, составляет силуэт и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединять в совместной деятельности, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, организация вечеров досуга, развлечений.

6. Обеспечивать единства воспитательных и образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их.

7. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности.

8. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей в период дошкольного детства.

Планируемые результаты:

-наличие в уголке таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на индивидуальном уровне, с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных способностей, настроения;

-позитивное отношение родителей к вопросам преобразования уголка по математике, своими руками в группе;

-более полное и глубокое усвоение материала по математике;

-формирование у детей желания творить и открывать для себя новое в области математики.

Варианты совместной деятельности:

Развивающие игры используем в образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями я играю вместе с ними. Я одновременно являюсь воспитателем и участником игры. Я учу играя, а дети играя учатся. Усваивая в общении со взрослыми тематику различных игр, дети затем обобщают игровые способы, и переносят на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества детей, а это обуславливает его развивающий эффект. Так же очень важна работа с родителями. Я познакомила их с целями и задачами проводимой работы. Постаралась вызвать интерес к развивающим играм и желание принять участие в их изготовлении. Сейчас в группе много игр и пособий, которые сделаны своими руками и родителями. Дети стали более любознательными, самостоятельными, с желанием берут на себя ведущую роль в играх, стали проявлять интерес и к развивающим играм разного характера. Среди игр для совместной деятельности педагога с детьми особо выделяются такие дидактические пособия, как «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера» и набор развивающих игр В. Воскобовича.

Взаимодействие с родителями:

- консультации для родителей: «Математика – занимательная игра», «Веселая математика дома»;

-ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений;

-оказание помощи в изготовлении математических игр.

Список использованных источников:

1. Касицына А. В. Дошкольная математика. - М. : Гном. -2011. -160с.

2. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. -Воронеж. : -Сфера, 2016. -197 с.

3. Смоленцева А. А. Математика до школы. –СПб. : Детство-Пресс,2017. -210 с

4. Якимова с Л. Веселая математика. –М. : Сфера, 2018. -176 с.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды по математике в старшей группе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мельникова Лариса Леонидовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды по математике в старшей группе»
Опубликовано: 6 марта 2022 в 17:42
+56Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД