Лучший педагог года

Проект «Правила поведения для безопасности жизни детей»

Юлия Кулямина
Проект «Правила поведения для безопасности жизни детей»

Проект.

Правила поведения для безопасности жизни детей.

Возрастные особенности малышей и потенциальные опасности

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Публикация «Проект „Правила поведения для безопасности жизни детей“» размещена в разделах

Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Ведь дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно, хорошо, а тем, чего хочется, что интересно, приятно.

Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность. Цель педагогов — сохранить жизнь и здоровье малышей и вооружить их навыками безопасного поведения в окружающей среде.

На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником. Он дает оценку поведению, учит первым правилам, основам взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми.

В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них собственного опыта безопасного поведения.

Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению

С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что — нет. Для этого используем многочисленные методы и приемы, в частности: объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово и тому подобное.

Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используем художественное слово: стихи, потешки, приговорки, короткие сказки и рассказы.

Обучая детей, мы широко используем их желание быть похожими на взрослых, подражать им. Поэтому одним из основных приемов формирования безопасного поведения у маленьких воспитанников есть пример значимых для них взрослых — воспитателей и родителей, с которыми они тесно и охотно сотрудничают.

Для активизации закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям, применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде групповой комнаты.

Предметная среда как фактор безопасности жизнедеятельности

Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии.

Ведущей деятельностью детей третьего года жизни является предметно-манипулятивная.

Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить, чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей. Все игрушки легкие и простые в использовании, удобно размещаются в игровых ячейках не выше уровня глаз детей.

Самостоятельность и дисциплинированность — гарантия безопасности

Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки.

Дисциплинированность, прежде всего, предполагает способность к самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться. Дисциплина — это сбалансированность между потребностью ребенка в самостоятельности и необходимостью придерживаться определенных ограничений. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям возможность самостоятельно управлять поведением собственного.

Демонстрации доверия детям и признание их возможностей ведет к росту в них самоуважения и уверенности в себе. А когда дети довольны собой и взаимоотношениями с другими людьми, они более подготовлены слушать и учиться.

Ожидания и требования взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать.

Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения

Формы и приё мы работы с детьми:

1. Беседа, ситуативный разговор:

«О поведении в группе»,

«О правилах спуска и подъёма по лестнице»,

• «О поведении на прогулке : не уходить с площадки и не лезть в кусты; как играть с песком, с мячом»,

«О поведении после прогулки»,

• «О правилах работы с изобразительными материалами: не есть пластилин и краски, не грызть карандаши и мелки, не размахивать ими»,

«Правила вежливости с кошками и собаками»,

«Не разговаривай с незнакомыми людьми»

2. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций ( например:

- детская энциклопедия «Будь осторожен, малыш!» издательство РОСМЭН, «Осторожным надо быть!» - автор Ольга Корнеева,

- «Уроки светофора» - автор Виталий Лиходед,

- сказки «Бобовое зёрнышко», «Козлятки и волк»,

- стихи и рифмовки автора Николаева Елена https://www.stihi.ru/2015/12/07/3572

«Едет машина - шофёр сидит, едет машина – мотор гудит. Би-би-би! Ты с дороги уходи!», «Спрячу, спрячу язычок, и – молчок! Ротик-домик – на замок, на замок!» - при спуске по лестнице с железными перилами зимой.

3 Рассматривание предметных картинок

«не играй с электричеством»,

«не играй с огнём»,

«не играй с колющими, режущими предметами»,

«не пробуй жидкости и лекарства»,

«не выбегай на проезжую часть»,

• не свешивайся из открытых окон и балконов»,

«не ешь грязными руками», «не ешь снег и сосульки»,

«не играй с бродячими животными»)

4. Создание игровой ситуации

«Помоги котёнку перейти дорогу»

• «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»,

• «Зайчик обжё гся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т. д.

5. Театрализованная деятельность («Приключения Цыплёнка» https://www.proza.ru/2015/12/14/1684)

Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, мы значительное внимание уделяем формированию в их сознании понятий «хорошо»«плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.

Работа по организации безопасности жизнедеятельности малышей предполагает формирование у них культурно-гигиенических навыков, в частности, мы учим детей правилам поведения за столом, как-вот: не залезать руками в тарелку или чашку другого ребенка; не брать в рот предметы; не сосать пальцы; не грызть ногти.

Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому подобное.

Учим детей, как правильно сидеть на стуле : спина ребенка прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом.

Во время работы с раздаточными материалами на занятиях учим детей :

не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию экологически чистых материалов (глины, соленого теста и др). При этом каждый раз напоминаем детям, что брать глину или тесто в рот не следует.

Во время игровой деятельности учим детей :

уходя с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать, не подходить близко к лошадке-качалке, ничего не доставать из-под нее, когда кто-то из детей качается; не толкать ребенка, который качается, чтобы он не упал, дождаться своей очереди

В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с горшочком: не метаться на горшках; не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с горшком.

В умывальной комнате, во время мытья рук, учим детей правилам пользования мылом, водой:

не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.

Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате :

не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели; не засовывать ноги между прутиками в постели.

Воспитывая у детей безопасное поведение, следует соблюдать чувство меры. Необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Недопустимо применение так называемой «шоковой терапии» с акцентированием внимания на страшных последствиях чрезвычайных ситуаций.

Такой подход может травмировать психику детей и в будущем повлиять на их психическое состояние и поведение. Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.

Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения :

не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.

В зимний период напоминаем детям, что нельзя:

брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки.

Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подводим детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно:

не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.

Игровые ситуации для воспитания безопасного поведения у детей раннего возраста

Правила поведения в туалетной комнате

Сажаем куклу Олесю на горшок (в горшке жидкость). Создаем ситуацию, при которой кукла Олеся обливается жидкостью.

Почему кукла облилась?

— Поднялась вместе с горшком.

Что надо сделать?

— Переодеть куклу.

Зачем?

— Кукле неприятно, мокро, холодно.

Дети помогают воспитателю переодеть куклу. Еще раз напоминаем детям правила поведения на горшке.

Правила поведения в умывальной комнате

Маленькие зайчата игрались, разбрызгивали воду. Рядом проходил мишка, поскользнулся, упал, ушиб лапку.

Почему мишка ушиб лапку?

— Потому что поскользнулся и упал.

Почему мишка поскользнулся и упал?

— Потому что зайчата разлили водичку и было скользко.

Правила поведения за столом

Незнайка упал со стульчика.

Почему это произошло?

— Потому что он закашлялся.

Почему закашлялся?

— Крутился на стульчике, тщательно не пережевывал пищу.

Во время еды напоминаем детям о Незнайка и правилах безопасности во время приема пищи: тщательно пережевывайте пищу, и только потом глотайте.

Правила поведения во время игр

У Зайчика болит ушко, он плачет:

Почему Зайчик плачет?

— Ему больно.

Почему у Зайчика болит ушко?

— Мишка сунул бумажку Зайчику в ушко.

Зайчик обратился к врачу Айболита, который помог достать бумажку из ушка и наложил повязку.

Правила поведения со сверстниками

Рассказ воспитателя:

«В садик пришел мальчик Дима. С первых дней пребывания в садике Дима обижал деток. А однажды он захотел игрушку, которой игрался в это время Костя. Он подошел к Косте и стал забирать игрушку, толкнул его, Костя заплакал».

Беседа с детьми:

Почему заплакал Костя? (Ему стало больно, обиделся на Диму за то, что тот забрал игрушку).

Можно ли обижать детей, отбирать игрушки? (Нельзя)

А как нужно поступить, когда хочешь игрушку, которой кто-то сейчас играет? (Нужно вежливо попросить)

Правила поведения во время прогулки

Кукла Рая болеет, у нее болят глазки.

Почему?

— Попал песочек в глаз, они болят и слезятся.

Закрепляем правила поведения : почему нельзя сыпать песок друг на друга? (Песок может попасть в глаза, будет больно и неприятно)

Правила поведения во время прогулки в зимний период

У Незнайки заболело горлышко, у него ангина.

Почему?

— Незнайка сосал сосульку.

Последствия: теперь он не ходит в садик, зато лежит в постели и принимает горькие лекарства.

Правила поведения с острыми предметами

Кукла Зоя была очень непослушной. Она украдкой от мамы взяла ножницы, хотела сама срезать себе ногти на ручках. Срезая ноготка, порезала пальчик. Ой, как ей больно!

У нее болит пальчик! Идет кровь.

Кто виноват в том, что кукла Зоя порезала пальчик?

Почему у куклы болит пальчик?

— Взяла без разрешения острый предмет — ножницы. Что же теперь следует сделать?

— Помочь кукле Зое. Как помочь?

— Обработать ранку.

Дети помогают: мажут пальчик зеленкой, забинтуют ручку.

Скоро у куклы Зои заживет пальчик, но пока будет болеть.

Обсуждаем с детьми, какие еще острые предметы и почему нельзя брать детям в руки (нож, молоток, ножницы, иглы и тому подобное).

Правила личной гигиены

Кукла Лина заболела. У нее болит животик.

Почему?

— Не помыла ручки перед едой, съела грязное яблочко.

Следствие: через грязные руки в животик попали микробы, потому животик и заболел.

Повторяем с детьми правила личной гигиены, пренебрежение которыми может привести к инфекционным заболеваниям.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Практика показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в частности должны и сами придерживаться общепринятых правил безопасного поведения.

Ведь, если поведение родителей дома противоречит представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь сложно или даже невозможно.

Поэтому во время индивидуальных бесед с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Буклет «Правила поведения на льду для детей»Фотоотчет «Буклет «Правила поведения на льду для детей» При усилении заморозков образуется ледяной покров на водоёмах, привлекающий детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его прочность.

Дидактическая игра для детей 3–4 лет по социально-коммуникативному развитию «Правила поведения для воспитанных детей» Я хочу начать свой блог со слов Джона Дьюи «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Все большую.

Конспект НОД по безопасности в подготовительной к школе группе «Лифт. Правила поведения в лифте»Конспект НОД по безопасности в подготовительной к школе группе «Лифт. Правила поведения в лифте» Тема: «Лифт. Правила поведения в лифте» Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Конспект занятия «Что такое этикет? Правила поведения в общественных местах» для детей 10–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Что такое этикет? Правила поведения в общественных местах» для детей 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить детей с поведением в общесвенных местах, дать понятие что такое этикет. Задачи 1. Учить правильному поведению.

Конспект интегрированного занятия «Правила поведения на дороге» для детей подготовительной к школе группыКонспект интегрированного занятия «Правила поведения на дороге» для детей подготовительной к школе группы Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице. Задачи: 1. Совершенствовать знания детей о правилах поведения пешеходов.

Правила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возрастаПравила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возраста Зимой всех без исключения родителей волнует кое-что важное: как обеспечить безопасность на водоемах зимой для детей. Безопасность ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Правила поведения для безопасности жизни детей»
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 10:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД