Получи документы

Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Ирина Хайрулина
Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Проект по самообразованию

Введение

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

В. А. Сухомлинский

Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры, из уст в уста, от родителей к детям. Мы никогда не узнаем имена рассказчиков, в чьих устах звучало живое народное слово, которые бережно хранили никогда не умиравшую традицию великого русского народа и донесли ее до наших дней.

Публикация «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Народ создал множество колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и причудливым миром русской народной сказки ребенок встречается с самого раннего детства и не расстается с ним уже никогда.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки : несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

Беря это все во внимание, я решила, что для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки окажут нам неоценимую помощь.

Цель проекта:

Знакомить детей дошкольного возраста с русской народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей разного возраста к красоте родного слова.

Задачи:

-Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

-Знакомить детей с фольклором русского народа.

-Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.

-Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.

-Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.

-Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Актуальность проекта:

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки : несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

Тип проекта: познавательно- творческий.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

Этапы проекта:

I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта:

II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

III заключительный – оформление материалов проекта, итоги, выводы.

Сроки работы над проектом: сентябрь 2020г. – май 2021г.

№ п/п Раздел плана Сроки Форма работы

1. 1 этап – подготовительный. Создание условий необходимых для реализации проекта. Сентябрь – Октябрь 2023г. 1. Создание предметно-развивающей среды;

2. Иллюстрированный материал по сказкам;

3. Театральный уголок - герои русских народных сказок;

4. Уголок развивающих игр.

2. 2 этап – основной.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Ноябрь 2023г. – Апрель 2024г. 1. Создание библиотеки русского народного творчества;

2. Создание развивающей среды и уголка развивающих игр;

3. Подбор наглядных пособий, иллюстраций;

4. Подбор методической педагогической литературы;

5. Подбор детской фонотеки: музыка, сказки, песни русского народа;

6. Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр.

Формы совместной деятельности:

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, пестушки, песенки).

2. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе.

3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

4. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.

5. Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

6. Пение народных песенок, потешек

7. Пальчиковые игры.

8. Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

3. 3 этап – Заключительный.

Оформление материалов проекта, итоги, выводы.

Май 2021г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по моей теме.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Месяц Мероприятия Цель

В течении года Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству. Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

В течении года Дидактические игры по русским народным сказкам «Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки», «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр»

В течении года Музыкальная деятельность Разучивание детских песенок по устному народному творчеству

Сентябрь Чтение русских сказок «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса». Поддерживать интерес к русским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.

Октябрь Подвижные русские игры «Жмурки», «Петушок», «Гуси-гуси», «У медведя во бору» Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

Ноябрь Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка», «Расти, коса, до пояса», «Зайчик» Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

Декабрь Хороводные народные игры : «Каравай», «Заинька попляши», «У бабушки Маланьи», «Жили у бабуси», «Серенький козлик» Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

Январь Игры–драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказок. Обогащать и активизировать их словарный запас.

Февраль Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

Март Знакомство детей с колыбельными. Помочь заучить текст.

Май Слушание аудиосказок

«Маша и медведь»,«Заюшкина избушка» и др.

Пальчиковый театр «Теремок» Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь.

Участие родителей в проекте:

Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.

Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).

Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»

Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.

Итог проекта:

Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности. Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение.

Вывод: детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Список использованной литературы:

1. Рабочая программа воспитателя второй младшей группы составлена на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

2. Интернет ресурс: https://kids-covenok.ru/130605.htm

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

5. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

6. Русские народные сказки, потешки, колыбельные. Интернет ресурс: https://skazki.rustih.ru/

7. Аудио сказки и потешки. Интернет ресурс: https://1.akniga.org/nashi-skazki-kniga-pervaya-russkie-narodnye-skazki-pesenki-zagadki

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Библиотека изображений:

Публикация Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Хайрулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2023 в 17:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД