МААМ-картинки

Проект по развитию связной речи посредством художественной литературы

ТАТЬЯНА ПРОКОПЕНКО
Проект по развитию связной речи посредством художественной литературы

Слайд 1

Проект по развитие связной речи по средствам художественной литературы

Подготовила: Прокопенко Татьяна Петровна

Слайд 2

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

В. Г. Белинский

Слайд 3

Вид проекта : Творческий, познавательный, игровой.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 01.10 – 31.04

Слайд 4

Актуальность.

Публикация «Проект по развитию связной речи посредством художественной литературы» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Слайд 5

Цель проекта : Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи:

1. Формировать интерес к художественной литературе.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

• познание;

• социализация.

Слайд 6

Ожидаемый результат:

1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Участвуют в театрализованных постановках сказок

3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

Слайд 7

Формы и методы работы.

Методы работы:

словесный метод;

наглядный метод;

практический метод.

Формы работы:

Непосредственная образовательная деятельность;

– чтение художественной литературы;

– театрализованная деятельность и праздники;

– игры;

– разные формы бесед;

– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

– экскурсии;

– взаимодействие с семьей.

Слайд 8

План реализации проекта

1-й этап – подготовительный

1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.

2. Подобрать и изучить методическую литературу.

3. Составить план по реализации проекта.

4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.

2-й этап – деятельный

Беседы:

1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.

2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии

3. Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.

4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», беседа по сказке.

5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.

6. «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.

7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.

Слайд 9

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «По дорогам сказок и рассказов»развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.

2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.

3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.

4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.

5 .Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» - развивать память и речь детей.

6. Пересказывание итальянской сказки «Как осёл петь перестал» - формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

7. Чтение сказки А. Ремезова «Хлебный голос» - совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложении

8. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.

Слайд 10

9. Рассказывание р. н. с. «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.

10. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» - формировать умение пересказывать литературный текст.

11. Произведения Н. Носова – закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.

12. Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать диалогическую форму речи.

13. Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.

14. Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» - формировать умение связно пересказывать литературный текст.

15. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.

16. Пересказ сказки «У страха глаза велики» - формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.

17. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» - формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.

Слайд 11

Творческие работы:

1. Рисование по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

2. Конструирование с аппликацией «Книжка-малышка по сказкам» – формировать умение работать всем вместе, прививать интерес к р. н. с., зарубежным и авторским.

3. Аппликация по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Царевны лебедь» – формировать умение вырезать для крыла царевны лебедь одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.

4. Лепка ёжика по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела ёжика, передавать мелкие детали.

Слайд 12

Художественное творчество

(рисование, лепка, аппликация)

Дети делают аппликацию

аппликация по сказке «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Слайд 13

Лепка по рассказу

М. Пришвина «Ёж»

Рисование по сказке К. И. Чуковского

«Мойдодыр»

Слайд 14

Развлечение :

1. Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок»развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.

2. КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам»развивать память, внимательность, чувство товарищества.

3. «Узнай сказочного героя по его песенке»развивать музыкальный слух, память.

Слайд 15

Работа с родителями:

1. Консультации:

«Первые книги ребёнка»;

– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

«Рецепты составления домашней библиотеки»;

– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

Слайд 16

3-й этап – заключительный.

1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».

2. Заключительный этап диагностики.

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировался интерес к художественной литературе.

2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).

3. Расширился и активизировался словарный запас детей.

4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.

5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.

6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.

7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.

Слайд 17

3-й этап – заключительный.

1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».

2. Заключительный этап диагностики.

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировался интерес к художественной литературе.

2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).

3. Расширился и активизировался словарный запас детей.

4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.

5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.

6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.

7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.

Слайд 18

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в течение месяца. Пополню библиотеку в группе интересными книгами с яркими иллюстрациями, в уголок ряжения добавлю маски и костюмы героев сказок. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения методических рекомендаций современных авторов по моей теме.

Список литературы :

Представлен на слайде

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.

6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.

7. .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36

Слайд 19

Литература во всех ее видах-не что иное, как тень доброй беседы.

Роберт Луис Стивенсон

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» в средней группеПроект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» в средней группе Краткосрочный проект «На лесных тропинках» средняя группа Цель проекта: Приобщение детей к художественной литературе средствами русской.

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам) Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» Актуальность: У большинства современных детей.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературеТворческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.

Библиотека изображений:

Публикация Проект по развитию связной речи посредством художественной литературы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА ПРОКОПЕНКО на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект по развитию связной речи посредством художественной литературы
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 19:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД