Лучший педагог года

Проект по развитию речи в старшей группе «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Зеленская
Проект по развитию речи в старшей группе «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Проект по развитию речи в старшей группе

Актуальность и значимость темы: Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Публикация «Проект по развитию речи в старшей группе „Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей :

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель проекта : раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.

Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи : развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, логопед.

Тип проекта : групповой.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021 года).

Вид проекта : творческий, исследовательский, практико-ориентированный.

Методы проекта : беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок, развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к

стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, родительское собрание на тему «Что такое мнемотехника», консультации для родителей по теме проекта; открытый показ образовательной деятельности для педагогов «Как хорошо мы знаем сказки».

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).

Перспективный план работы педагога по проекту на 2020-2021 учебный год

Методическая работа

Формы работы Сроки Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.

Распланировать работу с детьми на новый учебный год Сентябрь-Октябрь 2020г.

Список использованной

литературы

Перспективный план

работы с детьми по данной теме

Подготовить консультации для родителей по данной теме Сентябрь-Ноябрь

2020 г. Консультации

Создание картотеки мнемотаблиц Сентябрь-Октябрь 2020 г. Наличие картотеки

с мнемотаблицами

Подготовка и проведение родительского собрания №2 на тему «Что такое мнемотехника», Декабрь 2020 г. Выступление

Подготовить презентацию по теме проекта Май

2021 г.

Презентация по теме проекта.

Перспективный план работы с детьми по проекту на 2020-2021уч. г.

Сроки выполнения Формы работы с детьми

Сентябрь Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу;

Заучивание стихотворения «Много игрушек в нашем саду»

с использованием мнемотаблицы;

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу.

Октябрь Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке»

с использованием мнемотаблицы

Ноябрь Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с

использованием мнемотаблицы;

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Декабрь Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использованием

мнемотаблицы

Январь Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу;

Заучивание стихотворения «Сосулька» с использованием

мнемотаблицы

Февраль Заучивание стихотворения И. Гуриной «Весёлый снеговик» с использованием мнемотаблицы

Март Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу;

Заучивание стихотворения «Сорвала я в поле цветик голубой…»

с использованием мнемотаблицы

Апрель Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием

мнемотаблицы

Май Заучивание стихотворения «День Победы – светлый праздник» с использованием мнемотаблицы

Перспективный план работы с родителями и педагогами по проекту

на 2020-2021 уч. г.

Формы работы

Сроки выполнения

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста» Сентябрь 2020

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Октябрь 2020

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком». Ноябрь 2020

Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать». Декабрь 2020

Родительское собрание №2 «Что такое мнемотехника

Декабрь 2020

Открытый показ НОД для педагогов «Как хорошо мы знаем сказки». Февраль 2021

Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта Май 2021

Ожидаемые результаты:

- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;

- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;

- обогащение словарного запаса;

- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:

Публикация Проект по развитию речи в старшей группе «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Зеленская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект по развитию речи в старшей группе «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 16:14
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД