Папки-передвижки

Проект по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного «Удивительный мир космоса»

Мария Жукова
Проект по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного «Удивительный мир космоса»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №16 «Светлячок» Выполнила воспитатель Жукова Мария Юрьевна г. Чкаловск

Проект по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного "Удивительный мир космоса

Введение

Публикация «Проект по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного „Удивительный мир космоса“» размещена в разделах

В настоящее время, когда жизнь так стремительно летит, когда огромный поток информации обрушивается на нас каждый день, когда компьютер рядом с ребенком с рождения, - очень трудно сохранить в человеке духовные качества и патриотические чувства. Современные дети должны знать больше, чем их сверстники конца ХХ века. Но они, также, должны быть духовно развиты, в них надо воспитать нравственность и патриотизм. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, позволяющих закладывать в маленького человека не только позиции самостоятельности, активности, инициативности, но и духовные и нравственные начала. Такую возможность дает метод проектов, который позволяет расширить образовательное пространство, включить в него большое количество детей и взрослых, становится стимулом включения в совместную деятельность с детьми и педагогами родителей. Это способствует не только расширению каких-либо воспитательно-образовательных задач, но и дает возможность родителям поближе познакомиться и узнать друг друга, они открывают в ребенке и в себе самом такие качества, умения, возможности, о которых раньше и не подозревали. Увлеченные темой проекта, все участники духовно сближаются, все «болеют» одним общим делом. Общий эмоциональный настрой позволяет творить чудеса.

Мы предлагаем вашему вниманию проект, реализованный в нашем детском саду. Надеемся, что он станет для кого-то отправной точкой в историю страны, стержнем, на который можно положить свое содержание. Главное, чтобы в нем были лучшие вехи истории страны, ее лучшие люди, прославившие свою Родину.

Актуальность проекта

“Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Удивительный мир космоса» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Цель: формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства

Задачи:

Для детей :

• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;

• расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;

• формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

• воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

• воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;

• воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Для родителей:

• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок и консультации;

• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;

• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений;

• привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Предполагаемый результат

Дети

• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»

• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта

• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности : вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Родители

• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.

• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 8 месяцев с 1 сентября по 31 мая.

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.

4. Разработка перспективного плана по углублённому изучению по теме «Удивительный мир космоса».

2 этап

1. Проведение мероприятий по разработанному плану;

2. Работа с родителями по заданной теме;

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап

1. Организация выставки детского рисунка.

2. Презентация модели Солнечной системы

3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа:

• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.

• Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?

• Чтение с детьми Е. П. Левитан "Малышам о планетах и звёздах", "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

• Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. Оформить самодельную книгу «Тайны космоса».

1 этап

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Мониторинг достижения детей по теме «Удивительный мир космоса» осуществлялся по следующим направлениям и показателям по данной теме.

1. Интеллектуальная компетентность: способы самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных сообщений; способен обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта; понимать с помощью моделей значение слов «космос».

2. Эстетическая компетентность: умеет замечать необычное в обыденном; способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира; способен выразить субъективно-оценочное отношение в продуктивной деятельности.

3. Речевая компетентность: ребёнок способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.

Детям были предложены вопросы:

1. Как называется планета, на которой мы живём?

2. Как называется ближайшая к нам звезда?

3. Что такое солнечная система?

4. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

5. Как называется спутник Земли?

6. Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

7. Кто был первым космонавтом Земли?

8. Когда человек полетел в космос?

9. Каких российских космонавтов ты знаешь?

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.

2 этап - реализация проекта

• Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями.

• Работа по проекту осуществляется в различных направлениях (с детьми и их родителями)познавательной - «Космическая лаборатория. Детское моделирование», «Космокинозал» (просмотр презентаций); игровой - «Космическая игральдия»; чтение художественной литературы - «Читальный зал. Поэтическая гостиная»; художественно-творческой – «Космическая мастерская».

Детям предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, иллюстрации, фотографии и т. д. В процессе деятельности дети учатся моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходит последовательно и в системе.

• При проведении работы учитываются возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

• В ходе реализации проекта дети получают представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомятся и узнают о значении новых слов: «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

• Данная деятельность способствует развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

• При реализации проекта используются вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

• Большое внимание уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

• Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:

• при ознакомлении с окружающим миром дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;

• все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;

• родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;

• досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных).

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики :

Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

Принципы последовательности.

Принцип систематичности.

Принцип повторности.

Принцип наглядности.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, викторины, т. д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

Для познавательного развития с детьми проводятся еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос, «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

Занимаясь художественной деятельностью, ребята рисовали веселых инопланетян, используя контур своей ладошки и фантазию, космические корабли и луноходы, изображали свои представления о полете в космос. Все эти поделки будут выставляться на выставке «Загадочный космос».

Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получат, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разрезные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых - закрепление полученных знаний.

Творчество по теме «Удивительный мир космоса» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Незнайку на Луне» Н. Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавта разных авторов, рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии.

Лепка по темам «В далеком небе, или звездное небо» (лепка, «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». У детей появилось желание обыграть, «оживить» созданную композицию. Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках.

На занятии по конструированию мы изготовили ракеты из бумага и устроили конкурс, чья ракета дальше улетит, а потом в свободной самостоятельной деятельности ребята построили ракету из строительного материала.

Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.

Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Так нашими общими стараниями создаётся альбом «Российская космонавтика : вчера и сегодня». Также планируется создать родителями вместе с детьми «Звездную книгу», в которой будут собраны рассказы, рисунки и фотографии созвездий под которым родился их ребенок.

Итогом нашей работы пор проекту планируется познавательно-тематический праздник «Загадочный космос». На котором ребята получат возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине, показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Удивительный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогащается словарный запас, расширяются естественнонаучные представления о космосе, широко проявляются инициативность и творчество. Они теперь много узнают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов.

Ждут нас быстрые ракеты,

Для полетов по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Продукты проекта

Для детей :

• книжки-самоделки «Мое созвездие», «Загадки о космосе»

• конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;

• лепка «В далеком небе, или звездное небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса»,

• работа с бросовым материалом «Пришельцы их космоса»;

• выставка книг о космосе;

• разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».

Для педагогов

• разработка тематического проекта по теме : «Удивительный мир космоса» для детей и взрослых;

• подбор компьютерных презентаций;

• выставка книг, энциклопедий о космосе;

подбор материала для родителей: папки-передвижки, консультации;

• подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;

• изготовление картотеки физкультминуток, динамических пауз по теме;

Для родителей

• выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;

познавательно –тематический праздник «Загадочный космос»

IX Заключение

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира, вселенной. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он сильно хочет самостоятельно его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о Планетах, Солнечной системе, хочет почувствовать себя частичкой этого прекрасного мира. Нам, взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимания детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение, сочетая традиционные и нетрадиционные виды изобразительной деятельности между собой. Через волшебные приёмы необычной техники нетрадиционного рисования, с помощью поролона, зубной щетки, важно подвести ребенка к пониманию того, что Космос, Солнечная система, её планеты – прекрасны!

Приложение№1

Перспективное тематическое планирование мероприятий

по ознакомлению дошкольников с «Тайнами космоса»

Форма организации Тема Методы и приёмы Сроки

Блок «Что ребенок может видеть»

Занятия:

1. ознакомление с окружающим миром;«Что у нас над головой» (презентация)

2. экологическое воспитание;«Голубая планета, какая ты?»

3. рисование; «Космическое путешествие»

4. ознакомление с окружающим «Земля –наш дом во Вселенной»

Октябрь

Игры Сюжетно – ролевые:

«Космические спасатели»

Дидактические:

«Разрезные картинки»

Подвижные:«Обитатели космоса»;«Солнышко светит раз…».

Октябрь

Блок «На чём и зачем люди летают в космос»

Занятия:

1. ознакомление с окружающим миром;«О космосе» (презентация)

2. ознакомление с окружающим миром-«Путешествие в космические дали» (Подрезова Т. И.)

3. Беседа «Покорители космоса – наши космонавты»

4. конструирование «Ракеты на старт

Ноябрь

Игры Сюжетно – ролевые:

«Мы изучаем космос»

Дидактические:

«Изучение космоса»;

«Расставь по порядку»;

«Узнай по силуэту»;

«Потому, что…».

Подвижные:

«Найди свое место в космическом корабле»;

«Собери космический модуль».

Декабрь

1. Ознакомление с окружающим миром «Наш космодром»

2. Аппликация «Большое космическое путешествие»

3. Рисование «Буря мглою небо кроет.»

Блок «Солнечная система»

Занятия:

1. ознакомление с окружающим миром;«Величие космоса» (презентация)

2 ознакомление с окружающим миром;«Солнечная система»;

3. экологическое воспитание;«На далекой удивительной планете»

4. Беседа «Солнце – источник жизни»

Январь

Блок «Спутница нашей планеты – Луна»

Занятия:

1. ознакомление с окружающим миром;«Человек на Луне» (презентация)

2. рисование «Путешествие к неземным мирам»

3. математика;«Земля и Луна. Смена частей суток»

4. Ознакомление с окружающим миром «Небесные тела»

Февраль

1. Ознакомление с окружающим миром «Какая она, Луна?» (презент.)

2. Беседа «Люди на Луне»

3. Экология «Круглый год»

4. конструирование «Строительство лунохода»

Март

Игры Сюжетно – ролевые:

«Полет на Луну и прогулка по лунной поверхности»

Дидактические:

«Круглый год»;

«Малый космический конструктор».

«Подбери по силуэту».

Подвижные:

«Солнце. Земля. Луна»;

«День и ночь»;

«Гонки на луноходах».

Март

Блок «Звезды и созвездия»

Занятия:

1. ознакомление с окружающим миром; «Звезды – светящиеся небесные тела»

2. аппликация. «Звездное небо. Кометы»

3. ознакомление с окружающим миром «Первый полёт в космос» (през.)

4. ознакомление с окружающим миром «Как человек покорял космос» (през.)

//Дорога к звёздам» (Т. И. Подрезова).

Апрель

Беседа: «Звезды и звездные системы»

1. Чтение художественной литературы

1. Конкурс чтецов «Стихи о космосе».

2. Досуг «Большое космическое путешествие»

3. Конкурс знатоков «Что? Где? Когда»

4. Познавательно – тематический праздник «Загадочный космос»

май

Игры

Подвижные:

«Звездочет»;

«Обитатели космоса»;

«Посчитаем звезды»

Публикации по теме:

Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста по сказке «Маша и медведь» Программное содержание: Развитие слухового и зрительного восприятия, развития целенаправленного внимания и наблюдательности, развития слуховой.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Аннотация: статья посвящена особенностям когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлены классификации познавательных.

Планирование по формированию сенсорных процессов и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Перспективное планирование по формированию сенсорных процессов и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Презентация проекта по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Тайны космоса» Во второй половине 20 в. человечество ступило на порог Вселенной – вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина.

Проект «Удивительный мир космоса» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Удивительный мир космоса» для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА» Плохой учитель преподаёт истину, Хороший учит её находить. А. Дистервег ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: Формирование.

Проект «Удивительный мир космоса» Название проекта «Загадочный мир космоса» Тема проекта Расширять представления детей об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая.

Проект «Удивительный мир космоса» Проект «Удивительный мир космоса» тип проекта: - обучающий - исследовательский - игровой Актуальность проекта: Космические приключения.

Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (1,6 – 3лет).

Библиотека изображений:

Публикация Проект по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного «Удивительный мир космоса» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Жукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного «Удивительный мир космоса»
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 14:54
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД