Папки-передвижки

Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»

Анна Викторовна Ганюшкина
Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»

ПРОЕКТ

предметная область «Искусство»

на тему «О чём рассказала мне старая пластинка»

(тип проекта- исследовательский)

Работу выполнила:

ученица ___ класса

___

Руководитель:

учитель музыки

___

Содержание

Введение стр. 2

Глава 1. стр. 3

1.1. История рождения грампластинки стр. 3

1.2. История отечественной грампластинки стр. 3

1.3. О чём рассказала пластинка (обозначения) стр. 4

Глава 2. стр. 6

Публикация «Исследовательский проект по музыке „О чем мне рассказала старая пластинка“» размещена в разделах

2.1. Прослушивание пластинок.

Сравнение их звучания с цифровыми носителями. стр. 6

2.2. Интервью с жителями посёлка стр. 7

2.3 Результаты исследования стр. 7

Заключение стр. 8

Библиография стр. 9

Введение

Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушать? Эти вопросы у меня возникли, когда я увидела пластинки в кабинете музыки. А почему бы мне не составить проект и не рассказать своим одноклассникам? Ведь на протяжении почти всего 20 века они были самым популярным, доступным и недорогим средством распространения аудиозаписей.

Мне очень захотелось послушать эти старые пластинки, но для этого нужен специальный прибор – проигрыватель. Мне стало интересно, почему пластинки не используют в наше время и почему некоторые люди до сих пор их хранят?

Цель моей работы: изучение истории изобретения пластинок и устройств для их использования, прослушивания их звука.

Для достижения цели я поставила перед собой ряд задач:

1. изучить литературу и интернет-сайты по интересующему меня вопросу;

2. узнать историю рождения пластинки;

3. выяснить, о чем говорят обозначения на пластинке;

4. выяснить,что известно современным детям о грампластинках;

5. провести эксперимент – сравнить звучание музыки на современном носителе и на грампластинке;

6. защитить проект, довести полученную информацию до сверстников.

Объект исследования – грампластинка.

Основные методы:

изучение литературы;

изучение видов грампластинок в школьном кабинете музыки;

составление плана проекта;

интервьюирование;

создание презентации.

Гипотеза: я предполагаю, что использовать пластинки стало неудобно, а хранят их на память.

Глава 1

1.1. История рождения грампластинки

В далёком 16 веке были предприняты первые попытки звукозаписи.

Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы- будильники и башенные куранты. Такие инструменты появились в разных странах.

И все же первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году и появился он Соединенных Штатах Америки. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.

В 19 веке в Германии появилось изобретение, которое назвали чудом века – граммофоном. Его создатель – Эмиль Берлинер.

В 1888г. Эмиль Берлинер предложил записывать информацию на компактном носителе – пластинке,сделанной из целлулоида. Сегодня она хранится в Национальном музее США. Запись производилась по спиральной дорожке, что оказалось простой и продуктивной идеей. Для современных CD и DVD дисков применяется та же система записи.

1.2. История отечественной грампластинки

Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. В России же первые граммофонные пластинки выпустили 100 лет назад. Немецкий предприниматель Готлиб Моль с нуля построил в Апрелевке (один из районов Москвы) завод по производству граммофонных дисков и в 1910 году выпустил на российский рынок 400 тысяч пластинок.

Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году, на другой стороне печатали название пластинки.

А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже. шоколада, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

В XX веке основными производителями лаковых дисков в России были такие предприятия, как “Пишущiй Амуръ”. Также существовали филиалы заграничных звукозаписывающих компаний: «Зонофон Рекорд», «Берменер Рекорд», «Victor» и «Beka».

В 1922 году объединение «Грампластинка» полностью берет на себя полномочия по производству пластинок в России. Их выпускают в двух форматах: гранд и гигант.

Небьющиеся пластинки впервые появились в 1938 году. Диаметр одного диска составлял 25 сантиметров, а изготавливали пластинки из ацетилцеллюлозы. Чтобы выпустить, скажем, концертную запись, приходилось объединять пластинки в наборы. Даже записывалиречи политиков.

В 1964 году была создана всеми известная Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», благодаря которой были объединены все заводы-производители лаковых дисков СССР. В это время стали выпускать детские проигрыватели - к ним подходили «пластинки-игрушки», на которых записывали сказки и песни пионеров. На пластинки стали записывать журналы, такие популярные издания, как «Кругозор» и «Колобок». Они включали в себя стихи, сказки, беседы. «Мелодия» даже выпускала звуковые записи к диафильмам.

1.3. О чём рассказала пластинка

Если посмотреть на пластинку, то по - середине мы увидим круг из бумаги, на котором написаны разные непонятные знаки. Цвет этого круга зависит от завода и от оборудования. На кружке мысразу видим деление: сверху вся информация об изготовителе, снизу информация по продукту.

На пластинке "стерео" рядом сопровождающий значок в виде перекрещивающихся кружков. Если же пластинка "Моно", тогда изображен треугольник. А рядом указана номинальная частота вращения пластинки (об/мин) - 33, 45, 78.

Спускаемся чуть ниже и видим такие строки:

С60-12953, 3 гр. 1-90

Вначале идет индекс: С60, т. е. С - стерео, 6 - жанр, 0 - формат.

С это обозначение Стерео, М - Моно, А - цифра.

Следующая цифра означает, что

0 – документальное (речи Сталина, например, съезды);

1 - классика;

2 - русская народная музыка;

3 - другая народная музыка СССР;

4 - поэзия, драматургия;

5 - для детей;

6 - эстрада, джаз;

7 - учебные записи;

8 - народная музыка других стран;

9 - все остальное.

Дальше идет 0, т. е. вторая цифра обозначает формат пластинки.

0, значит она 12’-дюймовая, 1 - 10’’, 2 - 7’’ соответственно.

За ним, через тире, идет пятизначный порядковый номер записи. На первой стороне он нечетный, на второй N+1.

С первой строчкой разобрались, спускаемся ниже к 3 гр. 1-90.

Тут пишется репертуарная группа и стоимость самой пластинки.

3 группа значит - эстрадная или танцевальная музыка, 1 – документальная 2 - все остальное, что перечисленно в пунктах 1-5, 7-9 выше.

А 1-90 это ее стоимость, т. е. 1 рубль 90 копеек.

Глава 2

2.1. Прослушивание пластинок.

Сравнение их звучания с цифровыми носителями.

Граммофоны конца XIX века имели пружинный привод и огромный рупор, из которого звуки лились рекой! В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" – Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным. Он имеет вид чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку, а в обиходе стал называться патефоном.

В 50-х годах на смену патефону пришёл электрический проигрыватель.

На диск-маховик кладётся пластинка. Диск вращается с постоянной скоростью. Игла-звукосниматель движется по дорожке на поверхности пластинки. Аудиоколонки воспроизводят звук. Устанавливать проигрыватель нужно на ровную поверхность, иначе звучание ухудшится.

Если сравнивать цифровой и виниловый звук,то цифровой по всем техническим характеристикам конечно качественнее, чем виниловый и даже без посторонних шумов. Еще недостатоквиниловых пластинок по сравнению с современными устройствами - это большой размер и невозможность взять с собой в дорогу. Но виниловый звук богаче, чем цифровой,более пространственный, объёмный,более "живой", в нём нет неодушевлённости цифрового сигнала. Такой звук и более естественный, выдающий глубокие, чистые басы. Некоторые ди-джеи даже называют виниловые басы более упругими, эмоциональными. Еще с пластинки практически невозможно сделать пиратские копии. Они будут очень плохого качества и их не будут покупать. Также виниловая пластинка является самым долговечным хранителем звукозаписи. Ведь именно благодаря им для нас сохранились голоса великих людей: Шаляпина, Каррузо, Есенина, Маяковского.

Я прослушала и сравнила запись одной и той же песни на флэшке и на пластинке. И сразу вспомнила слова одного коллекционера, что винил это как ужин при свечах. Казалось бы, зачем нужны свечи, если есть электричество? Но они придают какое-то особое, непередаваемое ощущение.

Да, виниловые пластинки ушли в прошлое, но они действительно ценнее для любителей «старой» музыки.

2.2. Интервью с жителями посёлка

Я узнала, что в нашем селе есть житель, который собирает коллекцию проигрывателей. Рифкать Абдулхаевич Аббазов очень любит свои аппараты. У него дома 6 разных проигрывателей, есть и совсем старые, и поновее. К моему удивлению, все проигрыватели находятся в исправном состоянии. Он часто слушает радио на проигрывателе и сами пластинки. Звук с виниловой пластинки ему нравится гораздо больше, чем цифровой. Он даже телевизор смотрит, подключая к проигрывателю. Конечно продавать свои проигрыватели он не собирается. Это память.

2.3. Результаты исследования

Мне было необходимо выяснить, будет ли мой проект интересен и познавателен для кого-то, кроме меня. Я решила провести опрос среди учащихся, чтобы узнать, знают ли мои ровесники что-либо о грампластинках? Слышали ли их звучание?

Вот результаты моего опроса:

я опросила 25 человек в средней школе,

о пластинках знают 20 человек,

имеют дома пластинки 5 учеников,

слышали их звучание 11 учеников.

Заключение

Таким образом, выяснилось, что старшее поколение хранит пластинки как память о своём детстве и молодости. Для того, чтобы рассказать об этом нам, молодому поколению. Результаты опроса нас немного удивили. Выяснилось, что немного ребят знают о пластинках и слушали их. И хотя нам, современным детям, ближе флэш-карты, СD - диски, МР3-плееры и телефоны, мы не должны забывать историю своей страны.

Сейчас многие избавляются от пластинок, как от ненужного хлама, но хочется верить, что век грампластинок не закончился. А старые записи, многие из которых сделаны в Апрелевке, ещё долго будут радовать истинных ценителей музыки.

Я считаю, что не зря выбрала эту тему. Работая над ней, я узнала много интересного, пообщалась с интересными людьми, поделилась своими знаниями с одноклассниками.

Библиография

1. Большая Советская энциклопедия. Москва. Изд-во "Советская энциклопедия", 1972г. Том 7.

2. Большая энциклопедия школьника. Изд-во "Махаон", 2010г.

3. А. Железный "Наш друг-грампластинка", "Музычна Украйина", 1989 г

4. https://patefon.knet.ru/history.htm

5. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2016/05/02/istoriya-gramplastinki-proektno

6. https://tdelegia.ru/the-content/gramplastinki-istoriya-sozdaniya-istoriya-poyavleniya-vinilovyh-plastinok/

7. https://oldradio.onego.ru/PLASTINKI/index.html

8. https://muzey-factov.ru/tag/gramophone-records

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о региональном детском фестивале «Старая, старая сказка»Фотоотчёт о региональном детском фестивале «Старая, старая сказка» В течение десяти лет в Воронежской области проходит замечательный фестиваль «Старая, старая сказка». Ребята в возрасте от 6 до 17.

Игра-эксперимент с детьми младшего дошкольного возраста «Что нам шишка рассказала»Игра-эксперимент с детьми младшего дошкольного возраста «Что нам шишка рассказала» Цель: установить опытным путем, почему открываются и закрываются сосновые шишки. Гуляя на участке, мы с малышами собрали шишки для поделок.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособийВиниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

Изготовление Курочки Рябы для фестиваля «Старая, старая сказка»Изготовление Курочки Рябы для фестиваля «Старая, старая сказка» с 26 марта по 13 апреля 2018 года у нас проходит муниципальный этап областного конкурса рисунков и декоративно-прикладного творчества.

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Проект «Осень в музыке и живописи»Проект «Осень в музыке и живописи» ПроектИнтегративное занятие: «Осень в музыке и живописи» Цель: Доставить детям и родителям радость, вызвать эмоциональный отклик Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект по музыке «О чем мне рассказала старая пластинка»
Опубликовано: 20 января 2024 в 19:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД