Папки-передвижки

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «Мои первые шаги»

Тилова Людмила
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «Мои первые шаги»

Проект

по адаптации детей раннего возраста

к условиям дошкольного учреждения

«Мои первые шаги»

Проект разработали :

воспитатели группы раннего развития

Пшикова Екатерина Владимировна

Тилова Людмила Мухажировна

Проект

Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения „Мои первые шаги“» размещена в разделах

по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «Мои первые шаги»

Участники проекта :

Воспитатели группы раннего развития;

Музыкальный руководитель;

Медицинский работник;

Родители детей группы раннего развития.

Сроки реализации: сентябрь – декабрь 2019г.

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи, решаемые проектом :

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

- создание условий для оптимальной социализации, т. е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность проекта

Адаптация ребенка к детскому саду, а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно.

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в дошкольное учреждение у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы воспитатели группы раннего развития, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта - помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Этапы проекта :

1. Организационный этап:

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

• пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;

• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;

• разработка анкет для родителей;

• составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

• реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

• анализ проведенной работы;

• диагностика адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;

• презентация проекта для педагогов и родителей;

• публикация проекта на интернет-сайте.

Принципы работы по адаптации детей к дошкольному учреждению :

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

2. Постепенное заполнение группы.

3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

4. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений.

5. Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье).

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к дошкольному учреждению;

4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

5. Беседы.

6. Родительские собрания.

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к дошкольному учреждению;

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к дошкольному учреждению.

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Перспективный план мероприятий проекта

№№ период содержание ответственные

1. Сентябрь Заключение договора с родителями директор

2. Экскурсия родителей по МКДОУ ЦРРДС «Звездный», знакомство родителей с группой и воспитателями методист

3. Организационное родительское собрание директор

4. Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в дошкольное учреждение» воспитатели

5. Анкета для родителей (социальная); воспитатели

6. Индивидуальный журнал ребенка воспитатели

7. Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения» воспитатели

8. Памятка для родителей «В первые дни пребывания в дошкольном учреждении» воспитатели

9. Занятие «Божья коровка» :

1. Приветствие Божьей коровки

2. Игра «Поймай жучка»

3. Потешка «Божья коровка»

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер»

6. Игра «Божья коровка и воробей» воспитатели

10. Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень) воспитатели

11. Игровая деятельность: «Ласковое имя», «Сороконожка» воспитатели

12. Октябрь Консультация «Растим малыша здоровым» медицинский работник

13. Мини-лекция «Детская истерика» воспитатели

14. Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» воспитатели

15. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» воспитатели

16. Занятие «Листопад»

1. Приветствие

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке» воспитатели

17. Занятие «Мячики»

1. Приветствие

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч»

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают» воспитатели

18. Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели

19. Ноябрь Консультация «Где моя большая ложка?» медицинский работник

20. Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи) воспитатели

21. Тестопластика по подгруппам «Подсолнух» воспитатели

22. Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша» воспитатели

23. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Цветы на клумбе» воспитатели

24. Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие

2. Игра «Поймай пузырь»

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Игра «Полетаем на пузыре» воспитатели

25. Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это - папа – мышь…» воспитатели

26. Декабрь Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет» воспитатели

27. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга» воспитатели

28. Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик» воспитатели

29. Занятие «Зайка»

1. Приветствие

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» воспитатели

30. Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» воспитатели

31. Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Деду Морозу!» воспитатели

32. Диагностика адаптации детей к дошкольному учреждению воспитатели

Ожидаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

• Привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с МКДОУ ЦРРДС «Звездный».

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между МКДОУ ЦРРДС «Звездный» и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в МКДОУ ЦРРДС «Звездный».

Список литературы:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. :

6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проект «Первые шаги в математику» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «Мои первые шаги»
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 22:40
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД