людмила сорокина
Проект «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста»
Краткосрочный проект "Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Актуальность. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. И эту работы мы начинаем с детьми раннего возраста. Музыка является важным средством развития ребенка, в том числе и по развитию мелкой моторики руки ребенка начиная с раннего возраста. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Публикация «Проект „Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : создание условий для развития мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста, с использованием музыкально-пальчиковых игр.
Задачи:
развитие речи м мелкой моторики руки средствами пальчиковой игры;
развитие слуха, внимания, чувства музыкального ритма в соответствии с ритмическим рисунком музыкального произведения;
развитие доброжелательных отношений между взрослым и ребенком.
Вид проекта : игровой
Сроки реализации: 22.01.23-29.01.23
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Вид деятельности детей : игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие : общаются со сверстниками, взаимодействуют со взрослыми.
Познавательное развитие : развитие любознательности и познавательная мотивация.
Речевое развитие : расширение активного словаря.
Физическое развитие : развитие двигательной активности в танцах и играх.
Художественно-эстетическое развитие : развитие чувства ритма и музыкального слуха; формирование умения договаривать строки стихотворения.
Этапы реализации:
Подготовительный этап
Составление перспективного плана мероприятий проекта.
Создание картотеки музыкально-пальчиковых игр для детей раннего возраста.
Создание банка пальчиковых игр для педагогов, музыкального руководителя и родителей.
Консультация для родителей «Значение музыкально-пальчиковых игр для детей раннего возраста».
Разработаны рекомендации для родителей по использованию музыкально-пальчиковых игр в семье.
Рекомендации для родителей по проведению музыкально - пальчиковых игр с ребёнком :
Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо.
Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка.
На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев).
Когда ребёнок усвоит упражнение – сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).
Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
Основной этап. Подбор музыки и музыкальных упражнений– с яркими текстами, которые подсказывают движения детям, легко ложатся на слух
ребёнка и настраивают его на игру.
С помощью стихотворного ритма у детей
совершенствуется произношение, отрабатывается
правильный темп речи, развивается речевой слух.
Наибольшее внимание детей привлекают пальчиковые
игры с пением. Потому что синтез движения, речи и
музыки радует малышей и позволяет проводить занятия
наиболее эффективно.
Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создаёт благоприятный эмоциональный фон, концентрирует внимание, развивает память, чувство ритма, помогает развить воображение. при этом мы использовали принцип "от простого к сложному".
заключительный этап досуг "Разноцветные ладошки"
Результаты проекта :
- повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровым процессом;
- предложенные игры, упражнения, песни с использованием музыкально-пальчиковых игр способствовали развитию мелкой моторики рук детей;
использование родителями музыкально-пальчиковых
игр в семье.
На сайте детского сада были представлены пальчиковые игры и по отзывам родителей мы поняли, что музыкально-пальчиковые игры активно используются в семье.