МААМ-картинки

Проект по ознакомлению детей подготовительной группы с объектами неживой природы посредством опытнической деятельности

Шутилова Анжела Александровна
Проект по ознакомлению детей подготовительной группы с объектами неживой природы посредством опытнической деятельности

Пояснительная записка : Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное разнообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно – эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным разнообразием явлений, при непосредственном общении с ней побуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении с ней.

Публикация «Проект по ознакомлению детей подготовительной группы с объектами неживой природы посредством опытнической деятельности» размещена в разделах

Актуальность проекта

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Опыты чем-то напоминают детские фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Идея проекта : Довести до детей что, неживая природа — это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут.

Новизна проекта :

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности. Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители.

Цель проекта :

Развитие творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования посредствам экологического воспитания.

Задачи:

• Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

• Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.

• Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.

• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира.

• Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование, умение делать выводы на основе практического опыта.

• Развивать познавательную активность ребенка, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

• Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами.

Сроки реализации проекта : на год (сентябрь-апрель)

Описания проекта :

словесные (беседы, чтение художественной и познавательной литературы);

- наглядные (репродукции картин, наблюдения за объектами неживой природы);

- практические (опытно-экспериментальная деятельность, изготовление простейших приборов для наблюдений).

Тип проекта : Иследовательский

Ожидаемые результаты.

• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

• Расширение и углубление знаний и представлений ребенка об окружающем мире (воздух, вода, песок и снег).

• Формирование умения детей проводить исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования.

• Формирование умения детей делать выводы на основе практического опыта.

• Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.

• Улучшение речевого развития, основ логического мышления, коммуникативных навыков.

Этапы работы:

Организационно-подготовительный этап.

Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов. Изучение литературы, подбор материала по предмету исследования. Выявление знаний детей о предметах неживой природы. Выстраивание система работы по организации исследовательской деятельности детей. Создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Основной этап – исследовательский

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний, умений в разнообразных видах деятельности : беседы, игровые, обучающие и творческие ситуации разного типа, трудовая деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, решение проблемных задач и ситуаций, дидактические, интеллектуальные игры.

Заключительный – итоговый.

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема 1: Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни дошкольников».

Тема 2: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема 3: "Свойства мокрого песка"

Познакомить со свойствами мокрого песка

Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»

Тема 3: Конспект для подготовительной группы

«Путешествие в песочную страну»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно — экспериментальной деятельности с песком. Задачи: формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом. Расширять кругозор детей. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.

Опыт № 1 «Свойства воздуха», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»

Цель: расширять представление детей о свойствах воздуха.

Задачи: дать детям возможность самостоятельно убедиться, что воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;

Опыт №2 «Воздух повсюду», «Воздух работает»

Цель; закрепить знания детей о свойствах воздуха.

Задачи: дать детям возможность самостоятельно ещё раз убедиться, что воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;

Январь-февраль

«Экспериментирование с водой»

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

2. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыт № 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт № 3.«У воды нет запаха»

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт № 4.«Вода не имеет формы»

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Итог. Вода прозрачная, у неё нет вкуса, запаха, нет своей формы.

Опыт № 5.«Живая вода»

Цель: закрепление знаний живительной силе воды. Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого опытническим путём убедиться, что одним из важных свойств воды – давать жизнь всему живому; развивать чувство восприятия природы и получаемым знаниям придавать экологическую направленность – прививать чувство бережливости воды. Материал: веточки в вазе с водой. Ход. Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни. Итог. Одно из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому

Март-апрель

Испытания силы притяжения.

Цель:

- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

- стимулировать самостоятельность и активность детей;

- воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;

- обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).

Опыт№1. Испытания силы притяжения.

Материал: линейка, магниты разной величины, булавки, гвозди.

Ход эксперимента:

Положите на стол линейку. Булавку положите на отметку «ноль». Магнит положите у отметки 10 см. Медленно подвигайте его к булавке. Задерживайтесь у каждой отметки на несколько секунд. Когда булавка прыгнет к магниту, посмотрите на цифру, возле которой находится магнит. Она показывает, на сколько сантиметров прыгнула булавка. Проделайте этот опыт с разными магнитами. Определите, какой из них притягивает булавку с самого большого расстояния. Результаты можно записать в таблицу.

Опыт № 2. Сила магнита.

Материал: магнит, клейкая лента, булавка, стол.

Ход эксперимента:

Установите линейку вертикально на краю стола так, чтобы отметка «ноль» находилась на уровне его поверхности. Конец линейки можно закрепить клейкой лентой. Положите булавку на этой отметки. Возьмите самый сильный магнит и медленно опускайте его вдоль линейки, пока булавка не подпрыгнет. Остановитесь и посмотрите на цифру, возле которой он находится.

Магнит не может притягивать булавку с большего расстояния, оттого что сила другого рода тянет булавку вниз. Это–сила земного притяжения. (Магниты заставляют предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения. Это притяжение называется магнитной силой).

Опы № 3. Как достать скрепку из воды, не намочив рук.

Материалы: таз с водой, скрепки, магнит.

Ход эксперимента: «Нечаянно» уронить скрепки в таз с водой и предложить детям достать их, не намочив рук. После того, как детям удается достать скрепки с помощью магнита, выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде.

Вывод: вода не мешает действию магнита, магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены водой

Ожидаемые результаты

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы. Возрастают умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети свободно общаются друг с другом, проявляется взаимопомощь, взаимоуважение, непринужденное поведение.

Публикации по теме:

«Путешествие на Луну». Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и ФЭМП в подготовительной группе Задачи: Образовательная: Научить детей элементарным экологическим знаниям: Луна – это спутник Земли. Луна делает один оборот вокруг Земли.

Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1 Есть хорошее правило: чтобы не упасть, надо смотреть себе под ноги. Сегодня придется это правило нарушать, потому что нам предстоит целый.

Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?»Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область. Фотоотчёт.

Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы»Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы» Фотоотчёт по элементарному экспериментированию «Эколята-дошколята-маленькие исследователи неживой природы»[/b] Лето – самое хорошее время.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Фотоотчет об опытнической деятельности с воспитанниками ДОУ из личного опытаФотоотчет об опытнической деятельности с воспитанниками ДОУ из личного опыта Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Проект «Синица» по ознакомлению детей средней группы с окружающим миром Тема проекта: «Синица». Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Участники.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению детей подготовительной группы с объектами неживой природы посредством опытнической деятельности
Опубликовано: 19 марта 2021 в 19:48
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ознакомлению детей подготовительной группы с объектами неживой природы посредством опытнической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Шутилова Анжела Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД