МААМ-картинки

Проект «Мы вместе» по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность

Жанна Цыганкова
Проект «Мы вместе» по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

ПРОЕКТ

«МЫ ВМЕСТЕ»

Разработка и реализация включения технологии дистанционного обучения в коррекционно-развивающую деятельность логопеда

Содержание:

Часть 1. Описание проекта….3

Тема проекта…3

Краткая аннотация проекта…3

Описание проблемы, решению которой посвящен проект…. 4 – 5

Публикация «Проект „Мы вместе“ по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность» размещена в разделах

Основные целевые группы, на которые направлен проект…. 5

Основные цели и задачи проекта…. 6

Принципы дистанционного обучения (ДО….7

Организация дистанционных занятий…. 8 – 9 Часть 2. Рабочий план реализации проекта…10

Сведения об основных исполнителях проекта…. 10

Материально-техническое обеспечение…. 10

План реализации проекта (поэтапный…. 11

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта; конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе…. 12

Механизм оценки результатов….12

Список литературы…13

Тема проекта : «Мы вместе».

Разработка и реализация включения технологии дистанционного обучения в коррекционно-развивающую деятельность логопеда с детьми с ОВЗ.

Краткая аннотация проекта «Мы вместе».

Заявителем проекта является Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья».

Проект создан с целью комплексного, системного подхода к коррекции и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) посредством применения дистанционных технологий в логопедической работе.

Цель: внедрить методы и средства дистанционного обучения в практику логопедического воздействия с дошкольниками, имеющими ТНР (общее недоразвитие речи).

Результаты реализации проекта : данный проект, в сложившейся чрезвычайной ситуации, обеспечит непрерывный процесс коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, а также поможет выработать оптимальную модель учебных занятий с данной категорией детей.

Новизна проекта состоит в использовании инновационных подходов к коррекции речевых расстройств.

Место реализации проекта : ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья» отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

Описание проблемы, решению которой посвящен проект

Актуальность проекта. В связи с пандемией коронавирусной инфекции в России, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, они стали недопустимы в условиях карантина. Здоровье наших маленьких подопечных теперь напрямую зависит от соблюдения режима самоизоляции. Тем не менее, сложившаяся пауза в коррекционно-развивающих занятиях с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, может привести к необратимым последствиям – потере сформированных умений и навыков у детей с ОВЗ, таким образом, сведут все усилия специалистов на нет. В сегодняшних условиях, в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются также и родители детей с ОВЗ, многим из которых не хватает опыта и знаний в развитии своих детей.

Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в поиске новых образовательных моделей. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрено «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий» [6].

Таким образом, одним из новых и перспективных направлений может стать дистанционная форма обучения.

Вопросами теории и практики дистанционного обучения (ДО) занимались следующие отечественные исследователи: Ю. Н. Афанасьев, А. А. Ахаян, А. М. Бурлаков, А. В. Хуторской и др. Внедрение их научных исследований в педагогическую практику показывает положительный опыт реализации систем ДО.

По мнению А. В. Хуторского дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др., имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования.

Чем же так привлекательно дистанционное образование?

Во-первых, дистанционное обучение как любая система обучения опирается, прежде всего, на достижения педагогических наук (педагогики, дидактики, частных методик).

Во-вторых, оно привлекательно, конечно же, своей гибкостью. Участники дистанционной формы обучения, как правило, не посещают контактные регулярные занятия, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для получения необходимых ему умений и навыков. Это является большим преимуществом для людей с ослабленным здоровьем и инвалидов.

В-третьих, дает возможность педагогу скорректировать коррекционно-развивающий процесс с учетом умственных и физических особенностей детей с ОВЗ, что обеспечивает индивидуализацию обучения.

Из вышеизложенного мы можем заключить, что в нынешний момент, именно дистанционное обучение должно обеспечить максимальное взаимодействие между обучающимся и педагогом. Применение дистанционных технологий в коррекционно-развивающем процессе будет способствовать непрерывности обучения, индивидуализации учебного процесса, преемственности в работе специалиста с семьей.

Это позволит осуществлять качественное педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также сделает учебный процесс доступным для получателей социальных услуг в сложившейся ситуации.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, зачисленные в отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР).

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта : разработать модель логопедического сопровождения детей с ОВЗ на основе технологии дистанционного обучения.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

• Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации дистанционного обучения.

• Выделить основные формы, методы и виды коррекционно-развивающей работы при обучении детей с ОВЗ на основе дистанционного обучения.

• Внедрить дистанционное обучение в практику логопедической работы.

• По завершении проекта провести анализ эффективности коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий обучения.

Принципы дистанционного обучения

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса.

Принцип выбора содержания образования. Содержание коррекционно-развивающих занятий должно соответствовать перспективному планированию работы логопеда и нормативным требованиям ФГОС.

Принцип индивидуализации. Индивидуальная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ и направлена на развитие и проявление творческих особенностей детей с ОВЗ.

Принцип гуманизации. Направленность обучения и образовательного процесса на личность ребенка с ОВЗ; создание максимально благоприятных условий для его развития.

Принцип интерактивности. Возможность значительный объем учебной информации доводить доступными инструментами (обратная связь, обучающие игры, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами). Данный принцип позволяет поддерживать высокую мотивацию к занятиям у детей с ОВЗ.

Принцип регламентности обучения. Изучение опыта практического применения ДО показывает, что особенно для дошкольников и младших школьников должны быть обеспечены жесткий контроль и четкое планирование.

Организация дистанционных занятий

Основой построения дистанционного обучения являются дистанционные занятия, с помощью которых и осуществляется основное обучение. Дистанционные занятия в некоторой степени похожи на традиционные коррекционно-развивающие занятия. Ключевым отличием дистанционного занятия от традиционного является наличие инструментов, обеспечивающих развитие у детей с ОВЗ необходимых навыков и умений через дистанционные технологии.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая родителем (законным представителем) работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом по телефону: с помощью приложения WhatsApp, социальной сети «ВКонтакте; по электронной почте, а также в режиме онлайн занятий с помощью приложения Zoom.

Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые дети с ОВЗ отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Средства и формы дистанционного обучения.

В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения :

печатные издания;

электронные издания;

компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

учебно-информационные аудиоматериалы;

учебно-информационные видеоматериалы;

тренажеры;

дидактические материалы;

компьютерные сети.

По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения :

рассылка печатных материалов занятий, видео транслируемых занятий, аудиоматериалов по электронной почте, по телефону через приложение WhatsApp, через социальные сети «ВКонтакте;

посредством проведения видеоконференций в системе Zoom.

При организации дистанционных занятий необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к проведению занятий с использованием компьютера (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров проводят один раз в день и не чаще 3 раз в неделю. Продолжительность занятия не должна превышать нормы СанПиН и иметь гибкий индивидуальный подход.

Для снижения утомляемости через 5-7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиологического напряжения. Может использоваться специальная гимнастика для глаз. Комплекс упражнений следует менять не реже 1 раза в месяц.

Занятия на ПК должны проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Включение родителей в единое образовательное пространство через партнерские формы и методы взаимодействия приводит к развитию их педагогических компетенций, что способствует повышению качества образования детей с ОВЗ, уровню их социализации.

Часть 2. Рабочий план реализации проекта

Сведения об основных исполнителях проекта

Ребенок с ОВЗ. Является наиболее значимым участником среды, центральным элементом, на чье развитие и благополучие направлена деятельность всей системы информационно-образовательной среды (ИОС).

Логопед. Реализует дистанционную коррекционно-развивающую работу с ребенком с ОВЗ согласно индивидуальному образовательному маршруту, консультирует родителей (законных представителей) в рамках учебного процесса. В ходе обучения он использует печатные, электронные издания, дидактические материалы, аудио и видео материалы, в том числе, практические задания и др.

Родитель (законный представитель) ребенка с ОВЗ. Родитель – важный участник ИОС, являющийся значимыми в жизни и образовании ребенка с ОВЗ. Осуществляет сопровождение ребенка с ОВЗ, выполняет с ним работу в сфере дополнительной части индивидуальной образовательной траектории (практические задания, предложенные логопедом).

Материально-техническое обеспечение

Комплект учебного оборудования включает :

1. Системный блок с монитором, клавиатурой и мышью.

2. Комплект из двух акустических систем.

3. Принтер.

4. Сканер.

5. Веб-камеру.

6. Планшет или телефон.

7. Микрофон.

8. Методические и учебные материалы, диски с электронными обучающими играми издательства «Учитель».

План реализации проекта (поэтапный)

Мероприятия Сроки реализации Ответственные

Подготовительный этап

Сбор базы данных родителей (законных представителей). Подключение и проверка подключения к системе Zoom. С 27.04.2020 года по 30.04.2020 года Логопед

Ж. В. Цыганкова

Практический этап

Проведение коррекционно-развивающих занятий с применением дистанционных технологий согласно календарно-тематическому и индивидуальному планированию работы логопеда.

С 06.05.2020 года и по окончании срока самоизоляции, в связи с коронавирусной инфекцией Логопед

Ж. В. Цыганкова

Оказание родителям (законным представителям) консультативной помощи в инклюзивном сопровождении детей с ОВЗ С 06.05.2020 года и по окончании срока самоизоляции, в связи с коронавирусной инфекцией Логопед

Ж. В. Цыганкова

Завершающий этап

Подведение итогов проекта, оценка эффективности дистанционного обучения По окончании режима самоизоляции Логопед

Ж. В. Цыганкова

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

Основным результатом проекта станет разработка эффективной рабочей модели деятельности учителя-логопеда в сложившейся эпидемиологической ситуации. Таким образом, будет достигнута цель проекта : внедрение дистанционных технологий в практику логопедического воздействия с детьми, имеющими ТНР (тяжелые нарушения речи).

Конкретные ожидаемые результаты:

непрерывность коррекционно-развивающего процесса;

положительная динамика в развитии речевых функций у детей с ТНР;

повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в способах оказания помощи своему ребенку в процессе инклюзии;

обеспечение необходимого уровня социализации и самореализации детей с ОВЗ.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Данный проект может послужить альтернативной моделью последующего обучения детей с ОВЗ при помощи дистанционных технологий, которые в силу удаленности или своих физических особенностей не могут посещать контактные занятия в нашем реабилитационном центре,

Механизм оценки результатов

Критериями качественной оценки проекта станут позитивные изменения в развитии речевой функции детей с ОВЗ, а также удовлетворительные отзывы родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.

Критериями количественной оценки послужит контрольный мониторинг уровня речевого развития детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.

Список литературы:

1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения [Текст] : методическое пособие. - М. : РАО, 1999, - 120 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование, 2011: [электронное научно-техническое издание] : https: // technomag.edu.ru/doc/172651

3. Применение дистанционных технологий в обучении детей, имеющих

ограниченные возможности здоровья [Текст] : Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 2013. – 159 с.

4. СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях [электронный ресурс] : https://docs.cntd.ru/document/902227775

5. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [электронный ресурс] : https://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР«Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения» разновозрастная группа ЗПР "Развитие творческих способностей в условиях дистанционного обучения" разновозрастная группа ЗПР. (отчет из опыта работы в условиях дистанционного.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Дневник путешественника», как форма включения детей в игровую и интеллектуально - познавательную деятельность.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. ВидеоОпыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Пасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группеПасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группе Зачастую мы забываем объяснить своим детям про то, какой праздник мы празднуем, зачем и почему. Обязательно расскажите своим деткам про.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияРисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Мы вместе» по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жанна Цыганкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Мы вместе» по реализации включения технологии дистанционного обучения в логокоррекционную деятельность
Опубликовано: 9 мая 2021 в 16:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД