Папки-передвижки

Проект «Музейная педагогика»

Жанна
Проект «Музейная педагогика»

Пояснительная записка

Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.

Публикация «Проект „Музейная педагогика“» размещена в разделах

Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.

Одна из основоположниц отечественного ДО в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой :

-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов.

Педагоги уверены, что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, игрой на русских музыкальных инструментах. Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью русской инструментальной музыки свои мысли, душевные переживания, а в этом ему помогали самые разнообразные музыкальные инструменты, которые создавали талантливые русские мастера.

В настоящее время появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, видоизменились старые инструменты. Современная электронная музыка предполагает лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы не всем доступны. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать русские музыкальные инструменты во всем своем многообразии!

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться русской музыкой, возникла идея организации мини-музея «Мир музыкальных инструментов», который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных инструментов!

Кроме того, создавая мини - музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.

Таким образом, музейная педагогика, как инновационная технология выступила организатором образовательной среды и совместной деятельности педагогов и детей нашего учреждения.

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделили следующие средства музейной педагогики : художественные, социально – средовые, деятельностные.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, презентации об инструментах.

Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, музыкальные традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея ДОУ; среду музеев поселка; субкультуру события в жизни ребенка.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее детского сада;

• совместная творческая деятельность с педагогом и семьей, изготовление поделок, рисунков, инструментов из подручного материала;

• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое инструмента).

Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

Инновационная значимость

Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в свободно в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.

Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Мир русских народных инструментов», является возможность увидеть и потрогать редкие инструменты. А так же использовать их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой деятельности.

Особенностью организации работы в мини-музее является и познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с музыкальными инструментами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Актуальность

Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга воспитанников и педагогов ДОУ :

• 30 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % детей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.

• Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини-музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.

Противоречие

Существуют противоречия:

• между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

• необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

• необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

Проблема.

Отсутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.

Гипотеза.

Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области художественно – эстетического направления.

Цель проекта

Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса как к искусству в целом, в частности к музыкальным инструментам через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.

Задачи

1)создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ;

2)стимулировать самообразование педагогов.

3)создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,

4)способствовать формированию интереса, знаний и представлений детей о музыкальных инструментах;

5)содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.

6)заинтересовать родителей в создании мини-музея,

7)создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Предполагаемый результат.

С педагогами :

1. Создание мини-музея в ДОУ.

2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.

3. Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.

С детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музее, о музыкальных инструментах на 5-10 %.

2. Реализация естественной потребности детей превратить внутреннюю насыщенность русской народной музыкой в продукт собственного творчества.

3. Развитие элементарных навыков и способов игры на русских народных инструментах, умение играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать на них.

4. Повышение познавательной активности детей в области музыкальных инструментов.

5. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).

6. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

Продукты проекта :

мини-музей;

• презентация мини-музея;

• паспорт музея, паспорта музыкальных инструментов;

• выставка детских творческих работ.

Участники проекта :

• заведующий ДОУ, старший воспитатель;

• воспитатели и музыкальный руководитель;

• воспитанники детского сада,

• родители,

• социальные партнё ры: сотрудники районного центра искусств.

Сроки проведения: 1 год

Практическая значимость проекта

Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология».

• Методическая разработанность материала позволяет повысить компетентность и профессионализм педагогов в области музейной культуры.

• Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ

Ресурсное обеспечение проекта

1) Кадровое:

создание творческой группы педагогов по направлению «Художественно –эстетическое развитие».

2) Научно-методическое:

подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;

методическое сопровождение проектной деятельности;

разработка системы планирования, методических материалов (проект, картотека истории возникновения инструментов.);

3) Организационное:

-организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;

-создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;

-разработка Положения о конкурсе по изготовлению творческих работ «Мой любимый инструмент» мини-музеев;

4) Информационное:

-использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;

-консультации и семинары по педагогическому проектированию;

-создание банка методических материалов.

5) Мотивационное:

-разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;

-организация конкурса в группах ДОУ,

-накопление и обобщение педагогического опыта.

6) Материально-техническое:

-размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;

-оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.

Экспонаты музея

1 раздел «Струнные русские народные инструменты» :

• балалайка

• гусли

1. 2 Вспомогательный материал: паспорта струнных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.

1. 3 Иллюстрации с изображением древних струнных народных инструментов:

• домра - старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси;

• описание инструмента, история возникновения, как прообраза балалайки.

2 раздел – «Духовые русские народные инструменты» :

• дудочки

• свистульки

• свирель

• гудок

2.2. Вспомогательный материал: паспорта духовых музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.

2.3. Иллюстрации с изображением древних духовых народных инструментов:

• кугиклы (древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент)

• рожок

• жалейка

• варган

Описание инструмента, история возникновения.

3 раздел «Ударные и шумовые музыкальные инструменты» :

• трещотка

• рубель

• ложки

• бубенцы

• бубен

• колокольчики

• коробочки

• трещотка

• колокольчики

3.1. Вспомогательный материал: паспорта ударных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструментов, способы звукоизвлечения; иллюстрации музыкантов, исполняющих на данных инструментах.

3.2. Иллюстрации с изображением старинных инструментов: «дрова», «колотушка», «кокошник», колокол.

Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку и музыкальные инструменты самим. В организации музея планируется участие родителей и социальных партнеров: детской музыкальной школы, воспитанники которой, представят вниманию дошкольников звучание того или иного инструмента в сольном исполнении, а так же в оркестре народных инструментов. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память, о том или ином музыкальном инструменте, о встречах с музыкантами, предполагается оформление фото - альбома, а также изготовление музыкальных инструментов своими руками.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике, разработка методических материалов.

2 этап – практический

Цель: организация работы с детьми в мини – музее.

3 этап – заключительный

Цель: защита проекта, подведение итогов, представление опыта реализации проекта

Содержание работы

1. Работа с кадрами

Организация работы творческой группы педагогов

Изучение литературы по музейной педагогике

Консультации:

«Музейная педагогика

в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Составление картотеки созданию методического материала мини-музея в ДОУ

Разработка критериев Конкурса

Разработка проекта

Создание мини-музея

Разработка методических материалов по организации музея

Защита педагогического проекта на педсовете

Торжественное «официальное» открытие музея

Представление опыта работы на районных методических объединениях

2. Работа с детьми

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

Посещение районного краеведческого музея с детьми

Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

Выбор направления по созданию мини-музея в группах ДОУ совместно с детьми

Участие в создании мини-музея в группе, в зале, формирование коллекции

Творческие работы детей (ИЗО, конструирование)

3. Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике

Консультация «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»

Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ

Список литературы

1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М. : ТЦ «Сфера», 2006.

5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М. : Высшая школа, 2004.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

«Педагогика сотрудничества» Воспитание ребёнка, будущего представителя нашего общества, начинается в семье. Или в детском саду? Мы вместе воспитываем наших детей и.

Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возрастаМузейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы.

Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю Великие педагоги Макаренко А. С., Сухомлинский В. А, Каменский Я. А. поднимали в своих трудах тему патриотического воспитания. Ушинский К. Д. ,.

Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья Одной из основных задач внедрения ФГОС дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Музейная педагогика в ДОУ.Музейная педагогика в ДОУ. В нашем детском саду мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии.

Музейная педагогика — важная составляющая дошкольного образования и воспитания детей.Музейная педагогика — важная составляющая дошкольного образования и воспитания детей. Музеи в детском саду [/h4]Статья: «Можно даже лапти померить!» h4][/h4] Музейная педагогика - важная составляющая дошкольного образования.

Музейная среда как средство адаптации и развития детей раннего возраста В данной работе раскрываются некоторые аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, через организацию предметно –.

Музейная экспозиция «Я помню! Я горжусь!» ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области Музейная экспозиция.

Открытый просмотр НОД по направлению «Музейная педагогика «Посиделки в русской избе» Цель: закрепить знания детей о том, как жили на Руси, как одевались, как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Музейная педагогика» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жанна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Музейная педагогика»
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 09:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД