Получи документы

Открытый просмотр НОД по направлению «Музейная педагогика «Посиделки в русской избе»

Светлана Ермакова
Открытый просмотр НОД по направлению «Музейная педагогика «Посиделки в русской избе»

Цель: закрепить знания детей о том, как жили на Руси, как одевались, как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время. Приобщать детей к русским народным традициям и обычаям.

Предварительная работа с детьми:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»

• посещение музея-усадьбы Кривякино;

• рассматривание иллюстрации;

• слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;

• организация и проведение с детьми русских народных игр;

Публикация «Открытый просмотр НОД по направлению „Музейная педагогика „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах

продуктивная деятельность: роспись русского национального костюма, знакомство с элементами русских промыслов;

• знакомство с русской игрушкой (дымковской, богородской, филимоновской, куклой, матрешкой);

• беседы о старинных русских промыслах;

• изучение технологии изготовления куклы Бессоницы.

Ход занятия

Зал украшен в стиле русской избы. Все закрыто шторой. Дети проходят в зал.

Ведущий русском костюме) :Садитесь на стульчики. Вы все нарядные и красивые. Посмотрите, а какой у меня красивый наряд. Я хочу узнать, угадаете ли вы мою одежду (ответы детей). Правильно, ребята, я оделась в русскую народную одежду- русский сарафан, рубаху, на голове у меня красная лента. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Так раньше одевались люди на Руси. А что такое Русь, Россия?

Дети:Наша Родина.

Ведущий: Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

А вы хотите попасть в то время? Тогда давайте наденем на себя старинные головные уборы картуз мальчикам и красные ленты девочкам (дети

Подходят к столу, где лежат головные уборы и надевают их).

- Посмотрите на себя в зеркало (дети смотрятся)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в старые времена.

Давайте сядем на карусель, которая поможет нам попасть в прошлое. Беритесь за ленты.

Еле – еле, еле – еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише – тише, не бегите,

Карусель остановите.

Открываются шторы и появляются дети (подготов. гр.) в русских народных костюмах

Дети занимаются делами. Кто-то прядет, шьет, вяжет, лепит из глины, плетет лапти и т. д.

Ведущий: Ребята, посмотрите, мы попали в настоящую русскую избу.

(дети проходят и садятся на стульчики)

Хозяйка - девочка: "Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Низкий поклон вам. Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем – пождем.

Добро пожаловать в горницу-самую светлую комнату в русской избе.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Воспитатель:Изба действительно красивая и убрана чисто. Ребята, а вам знакомы здесь предметы?

Девочка из старшей гр. :Вот печка.

Девочка из подг. гр: Правильно.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Девочка из старшей гр. : А вот и стол.

Воспитатель. Стол у нас большой, потому что семья большая, и мы все вместе собираемся за этим столом.

Хозяйка - девочка:А вот и свеча. Так мы освещаем избу.

Ой,и еще какой-то странный предмет (девочка берет в руки лампу и с интересом рассматривает ее).Что это?

Дети из ст. гр. : Лампа, она нам тоже дает свет.

Воспитатель:А давайте посмотрим, как эти предметы освещают дом.

(Воспитатель зажигает свечу и включает лампу)

-Что-то здесь не так. По-моему, кто-то в избе пошалил и перепутал предметы из прошлого и настоящего. Это, наверное, наш домовенок на печке с нами пошутил.

Хозяйка - девочка:

Ой, заболталась я с вами и про обед забыла. Где же мой помощник?

Отгадайте загадку.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет (ухват)

Да вот же он. Мой ухват. (показывает ухват).

Это большой ухват, а есть у меня и маленький.

(Берет ухват и из русской печи достает глиняный горшок)

Это горшок.

А это что?

Дети ст. гр. : Это кастрюля.

Хозяйка - девочка:

Ой, а как же мне ее из печки-то достать

Воспитатель ст. гр. :Давай, хозяюшка, я тебе помогу.

Ты ухватом, а я рукавичками. (достает из печи кастрюлю).

Хозяйка - девочка:

Какой интересный предмет.

-А для чего нужна ваша кастрюля?

Дети ст. гр. В ней еду готовят.

Хозяйка - девочка:

Как в печь-то ее ставить?

Дети ст. гр. Не в печь, а на плиту.

Хозяйка - девочка:

Ну не знаю. А я привыкла так делать (показывает)

А вы хотите попробовать?

Мальчики переносят горшки ухватом.

Хозяйка - девочка: Ну, что ж, молодцы - справились.

Хозяйка - девочка:Делу время, а потехе час. Пора и за дело браться. Занимается у печи.

Воспитатель:Посмотрите ребята, все делом занимаются.

В старые добрые времена был такой обычай у русских людей : как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице : “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым делом.

Дети подг. гр.

- Я посуду из глины леплю.

-А мы из дерева ложки да плошки вытачиваем.

-А мы лапти плетем.

Дети подг. гр: Взрослые трудятся и нас приучают трудиться с 5 лет.

Воспитатель из ст. гр. : Тяжело, наверное, вам?

Дети подг. гр:

-Глаза боятся, а руки делают.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Кто не работает - тот не ест.

Кто на все руки, тот не знает скуки.

Воспитатель: А вы родителям помогаете?

Дети из ст. гр. : Да! (дети говорят как)

Воспитатель из старшей гр. :И пословицы о труде тоже знаем.

Дети из ст. гр. :

-Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Делу - время, потехе - час.

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Дело мастера боится.

Торопливый дважды одно дело делает.

Терпение и труд, всё перетрут.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Воспитательиз старшей гр. :А что ваши девчата делают?

Девочка подг. гр: На свой вопрос вы ответите сами, если скажете нам:

“Когда мама садится за машинку, да берет в руки нитку с иголкой, как это ремесло называется?”

Дети: Шитье!

Девочка подг. гр:

А, что же бабушка делает, когда у нее в руках пяльца, иголка и цветные нитки?

Дети: Вышивает!

Девочка подг. гр. (Берет корзинку)

А вот когда такие предметы ручного труда в руках оказываются: клубок ниток, крючок, спицы (Достает из корзинки и показывает.)

Дети: Вязание!

Воспитатель: А это прялка. Из кудели нитки пряли, а из ниток-вязали.

Мальчик подг. гр:

Наши девицы – рукодельницы.

Рукодельницы – не бездельницы!

Воспитатель старшей гр. :А вы девицы рукодельницы?

Мальчик подг. гр:

Ну-ка, девицы выходите,

Свое уменье покажите!

Все девочки берут стульчики и садятся впереди. Перед ними короб с клубками.

Девочка подг. гр:

Мы будем песню запевать,

А вы – ниточку в клубочек мотать.

А ну, девчата, запевайте!

Песню шуточную – частушечную!

Воспитатель: А вы, мальчики, подыгрывайте нам на ложках.

(мальчики достают ложки (под стульчиками)

Девочки подг. гр. поют “Частушки”. Девочки ст. гр. в это время сматывают нитки в клубочки.

“Частушки”

Мы девчоночки – умейки:

Вышиваем и прядем.

Мы частушки сочиняем,

Очень весело живем!

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я Андрюшу поджидала

Часами, минутками.

Дайте лен, дайте лен –

Сорок девять веретен.

Стану прясть, попрядывать –

На дружка поглядывать.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Нужно все клубки смотать!

Ведущий: Ну-ка, как вы потрудились?Молодцы.

Дети садятся на места.

Звучит фонограмма детского плача.

Хозяйка - девочка: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка - девочка: берет в руки куклу: Танюшку разбудили!

Девочки подруженьки, выходите! Помогите Танюшку пестовать да укачивать.

Выходят девочки, поют колыбельную и передают куклу друг – другу.

Хозяйка - девочка: Уснула кукла моя Танюшка! кладет в люльку.

Воспитатель: А еще малышу изготавливали небольшую куколку-скрутку, которую клали к нему в люльку и называли ее «Нянюшкой» или «Бессоницей». Считалось, что бессонница заиграется с куколкой и забудет про ребенка. Он уснет. И сон его никто не потревожит.

Давайте и мы сегодня сделаем для нашего малыша такую «Бессоницу»

Дети садятся за столы, на которых лежит все необходимое для изготовления куклы. Изготавливают куклу (можно привлечь взрослых-гостей)

Воспитатель: Покажите, ребята, своих кукол. Вот какие «Нянюшки» у нас получились! Одну мы положим нашему малышу и скажем:«Сонница-бессоница, не играй моим дитяткой, а играй этой куколкой!». Авы своих кукол подарите младшим ребятам.

Воспитатель: Вот и закончилось наше удивительное путешествие в прошлое.

Все дети встают полукругом в центре. Дети подготовительной группы читают стихотворение

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь!

Все дети исполняют песню «Русская сторонка»

Публикации по теме:

Музейная педагогика Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с.

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

Фотоотчет по теме «Посиделки в русской избе»Фотоотчет по теме «Посиделки в русской избе» Тринадцатого марта в нашем детском саду проходил День открытых дверей под девизом "Русская культура". Во всех возрастных группах прошли.

Музейная педагогикаМузейная педагогика Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вызвало противоречивые чувства и реакции в среде.

Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья Одной из основных задач внедрения ФГОС дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

НОД «Веселые посиделки в русской избе»НОД «Веселые посиделки в русской избе» «ВЕСЁЛЫЕ ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ» (подготовительная группа №11 ОНР) Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством –.

Открытый просмотр занятия по ФЭМП «Математический КВН» КОНСПЕКТ открытой организованной образовательной деятельности "Математический КВН"[/b] (с применением проектной, игровой, здоровьесберегающей,.

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС. 1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического.

Сценарий развлечения ко Дню Матери в старшей группе «Посиделки в русской избе» Сценарий праздника «Посиделки» к дню Матери Ведущая. Были мы на ярмарке, подарков да гостинцев накупили, на посиделки вас приглашаем. Чаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый просмотр НОД по направлению «Музейная педагогика «Посиделки в русской избе»
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 18:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый просмотр НОД по направлению «Музейная педагогика «Посиделки в русской избе»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД