Получи документы

Проект «Логопедические ступеньки»

Ольга Гречишникова
Проект «Логопедические ступеньки»

Муниципальное образовательное автономное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 145" г. Оренбурга

ПРОЕКТ :

"Логопедические

ступеньки"

Подготовила:

Гречишникова Ольга Сергеевна,

учитель-логопед МДОАУ №145

г. Оренбурга

Участники: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Публикация «Проект „Логопедические ступеньки“» размещена в разделах

Гипотеза: использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее "присваивать" знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка к деятельности, и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Задачи проекта :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемый результат:

1. Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Эффективность данных результатов

Для детей:

- положительная динамика речевого развития;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через

разнообразные формы и методы работы.

Для ДОУ

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации проекта – 1 год

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Задачи:

1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обоснование понятийного аппарата исследования.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта (практический).

1-я ступенька : "Послушный ветерок"

Задачи:

• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания

• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания

• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

• Повышение компетенции воспитателей в данной области

• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта : Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный

Срок реализации: Сентябрь

Содержание работы:

Работа с детьми

• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.

• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

• Занятие с детьми на тему "Здоровейка".

• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.

Работа с семьей

• Консультации для родителей по темам "Формирование правильного речевого дыхания", "Дыхание и слитность речи", "Дыхательная гимнастика"

• Памятки для родителей "Послушный ветерок", "Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания".

• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой

Работа с педагогами

• Консультация с практикумом "Игры для развития речевого дыхания у детей";

• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.

Практический результат проекта

• Оформление выставки "Послушный ветерок".

• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастике.

2-я ступенька : "Сказка о Весёлом Язычке"

Задачи:

• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения.

• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный

Срок реализации: Октябрь

Содержание работы:

Работа с детьми

• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.

• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о Веселом язычке», дидактической куклы.

• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке.

• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.

Работа с семьей

• Памятка "Артикуляционная зарядка для "Веселого язычка"

• Практическое занятие "Выполнение основных артикуляционных упражнений".

• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.

• Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба "Сказка о Веселом Язычке"

Работа с педагогами

• Консультация "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"

• Практикум "Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений".

• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.

Практический результат проекта

• Итоговое занятие – "Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки "Сказки о Веселом Язычке"

• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастике.

3 - я ступенька : " Волшебные пальчики"

Задачи:

• Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

• Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

• Развивать творческое воображение.

Срок реализации: Ноябрь

Содержание работы:

Работа с детьми:

• Использование на логопедических занятия пальчиковой гимнастики.

• Использование Су-Джок терапии на своих занятиях.

• Использование сухого бассейна.

• Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами.

• Использование песочной терапии.

Работа с семьей:

• Разработки рекомендаций, консультаций родителей по развитию мелкой моторики.

проведение пальчиковой гимнастики на занятиях.

• Составление и оформление буклета по теме "Рученьки сильнее, головушка- мудрее" (подборка авторских игр по развитию моторики пальцев рук).

• Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Обобщение опыта работы и составление методических рекомендаций "Система по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей".

Работа с педагогами:

• Разработка и проведение мастер- класса "Методика и проведение развивающих пальчиковых игр" для воспитателей массовых групп ДОУ.

Практический результат проекта

• Презентация и выставка книжек-малышек "Волшебный мир рук" (подбор игр, пальчиковых гимнастик)

• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.

4-я ступенька : "Рифмушки"

Задачи:

• Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову.

• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.

• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.

• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

Вид проекта : Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный

Срок реализации: Декабрь

Содержание работы:

Работа с детьми

• Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.

• Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.

• Оформление обложки собственной книжки-малышки "Рифмушки", придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций

Работа с семьей

• Консультация – практикум для родителей "Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей".

• Анкетирование родителей по теме "Фонематические процессы у детей" с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.

• Памятка для родителей "Волшебный мир звуков" (игры на развитие фонематических представлений).

• Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки "Рифмушки" .

Работа с педагогами

• Консультация- практикум для педагогов "Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей".

• Консультация для педагогов "Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями".

• Консультация-практикум для музыкальных руководителей "Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками"

Практический результат проекта

• Презентация и выставка книжек-малышек "Рифмушки", изготовленных руками детей,

• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.

5-я ступенька : "Трудные звуки"

Задачи:

• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека.

• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.

• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта : Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения

Содержание работы:

Работа с детьми

• Знакомство с артикуляцией труднопроизносимых звуков посредством "Сказки о Веселом Язычке".

• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции "Научи инопланетянина правильно произносить звук", "Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…" и др.

• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия "Артикуляционные уклады звуков".

• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета "Трудные звуки".

Работа с семьей

• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины».

• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета "Трудные звуки".

• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

• Составление совместно с детьми общего буклета "Трудные звуки" (на все звуки)

• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта

• Презентация индивидуальных буклетов "Трудные звуки", их практическое использование при выполнении домашних упражнений.

• Составление совместно с детьми общего буклета "Трудные звуки" (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

6-я ступенька : "Все по порядку"

Задачи:

• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа.

• Развитие у детей логического и образного мышления и наблюдательности.

• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" "Космос" и т. п.).

• Углубление знаний детей об окружающей среде.

• Улучшение коммуникативных навыков детей.

• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

• Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации: В течение учебного года.

Содержание работы:

Работа с детьми

• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам.

• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов.

.Минипроект "Родословное древо" - Интегрированное занятие "7-Я".

Работа с семьей

• Лекторий для родителей "А речь словно реченька льется" (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей).

Работа с педагогами

• Педагогическая копилка "Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника".

• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома "Все по порядку".

• Его практическое использование;

Практический результат проекта

• Оформление коллективного альбома "Все по порядку", его презентация на занятиях,

• Практическое использование.

• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Минипроекты : «Родословное древо»,"Радуга", «Новогодняя сказка», «Мой папа-солдат», «Кулинарный поединок», «Космос», «День Победы», «Отходы в доходы».

7-я ступенька : "Такие разные слова"

Задачи:

• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;

• Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;

• Развитие языкового чутья.

• Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей

• Формирование у детей интереса к родному языку.

Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный

Срок реализации: В течение учебного года

Содержание работы:

Работа с детьми

• Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;

• Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.

Работа с семьей

• Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей.

• Лекторий для родителей "Развитие и обогащение словаря дошкольника".

• Памятка для родителей "Подскажи словечко" (игры на обогащение словаря ребенка)

Работа с педагогами

• Педагогическая копилка "Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста";

• Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении.

Практический результат проекта

Создание коллективной копилки словарей:

- "Упрямые слова" (неизменяемые)

- "Слова-друзья" (синонимы)

- "Слова - враги" (антонимы)

- "Слова-близнецы" (паронимы)

• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации.

8-я ступенька : "1-2-3-4-5. "

Задачи:

• Формирование слоговой структуры слов

• Развитие фонематических процессов

• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Вид проекта : Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы.

Содержание работы:

Работа с детьми

• Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;

• Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)

• Оформление обложки книжки-копилки "трудных" слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними

Работа с семьей

• Лекторий для родителей "Слоговой состав слова" (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)

• Памятка для родителей "Ох, уж эти "длинные" слова".

• Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.

• Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.

Работа с педагогами

• Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей

• Педагогическая копилка "Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста".

Практический результат проекта

• Оформление книжки-копилки "Короткие и длинные слова".

• Пополнение "Звукоморье" пособиями: ("Тучка", "Гусеничка", "Пирамидка", "Следы").

• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии.

9-я ступенька : "АБВГДЕЙка"

Задачи:

• Усвоение графического образа буквы.

• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”.

• Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.

• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.

• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Вид проекта : Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный

Срок реализации: В течение учебного года

Содержание работы:

Работа с детьми

Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.

• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения.

• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа, размещение странички с буквой на выставке "Веселая азбука".

• Подготовка и участие в празднике "АБВГДЕЙка"

Работа с семьей

• Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала,

• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове).

Работа с педагогами

• Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.

• Координация процесса творческой исследовательской деятельности.

• Помощь детям в поиске источников информации.

• Поддержка и поощрение активности детей.

Практический результат проекта

• Итоговая выставка-презентация "Веселая азбука".

• Речевой праздник «АБВГДЕЙка» .

III. Заключительный этап реализации проекта

Задачи:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».

3. Презентация проекта "Логопедические ступеньки" для и педагогов.

Конечным продуктом проекта будет являться :

• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе

• Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОАУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Прогноз возможных негативных последствий.

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

Список использованной литературы:

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Публикации по теме:

Парциальная программа «Математические ступеньки» Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. А изучение математики в дошкольном.

Проект «Счастливые ступеньки здоровья»Проект «Счастливые ступеньки здоровья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Сосновый Бор Ленинградской области «Счастливые ступеньки.

Эссе «Ступеньки мастерства» В детстве я ходила в детский сад совсем не долго. Хорошо ли, плохо ли было, в детском саду не помню, зато как мне не хватало общения со.

Консультация для родителей «Детские страхи — ступеньки детства» «А я совсем и не боюсь. Я не страхулька какая-то.» (Вика К., 3,5 года) «Настоящее чудо детства в том, что дети, как правило, быстро вырастают.

Проект по физической культуре «Ступеньки к здоровью» Проект «Ступеньки к здоровью» Сроки реализации: январь 2019г. – май 2019г. Содержание: 1. Введение 2 Цели, задачи, сроки, методы реализации.

Визитная карточка к конкурсу «Ступеньки мастерства» (стихотворение) В 2013 году я как молодой специалист стала финалистом городского конкурса " Ступеньки мастерства" в номинации " Секрет успеха". Конкурс.

Визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» В 2013 году я как молодой специалист стала финалистом городского конкурса " Ступеньки мастерства" в номинации " Секрет успеха". Конкурс.

Видео «Визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» Профессия воспитатель - это не только профессия – это призвание. Воспитатель – это первый человек после мамы, который встречается детям.

Видео визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» Я - воспитатель и этим горжусь! Ведь честно на благо детей я тружусь. Мой труд - это творчество, воображенье, Задач, очень трудных, порою.

Видео «Визитная карточка «Ступеньки мастерства-2019» Что такое детский сад? Ватага друзей, молочная каша, общие игрушки, тихий час и, конечно же мы, добрые воспитатели, почти родня Можно ли.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Логопедические ступеньки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Гречишникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Логопедические ступеньки»
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 19:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД