МААМ-картинки

Проект «Логопед и я — друзья»

Ксения Семенычева
Проект «Логопед и я — друзья»

Паспорт проекта

Тема проекта : «Логопед и Я - друзья».

Вид проекта : краткосрочный

Тип: коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Сроки реализации: одна неделя (с 10 апреля до 21 апреля.)

Руководитель проекта : учитель – логопед Семенычева К. Н.

Публикация «Проект „Логопед и я — друзья“» размещена в разделах

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия в условиях группы компенсирующей направленности, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта : коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в процессе логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи проекта :

• формировать практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).

• ознакомить педагогов и родителей с работой учителя - логопеда в детском саду в условиях группы;

• использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе;

• создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;

• побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;

• вовлечь педагогов и родителей в коррекционно - педагогический процесс;

• использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

• вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность проекта

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи и учителям - логопедам, работающим на логопунктах и на группах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является проект «Логопед и Я - друзья», во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта :

- развивать высшие психические функции;

- развивать фонематическое восприятие; - развивать общую и тонкую моторику пальцев рук;

- развивать творческие способности;

- развивать координацию речи с движением.

Этапы реализации проекта :

Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов для «методической копилки» и разработка плана проведения недели «Логопед и Я - друзья».

Организационный: консультирование педагогов, разработка плана, объявление о проекте, анкетирование родителей.

Основной: оформление стенгазеты, проведение подгрупповых занятий по плану, взаимодействие с родителями, с воспитателями, просмотр мультфильма, проведение выставки.

Итоговый: отчет на педсовете ДОУ.

План работы

№ Дата Мероприятия Участники

10.04.2022-11.04.2022 Совместный просмотр мультфильма «Зачем мы говорим?»

https://www.youtube.com/watch?v=NqaWdWrZsaA

Подгрупповое занятие «Сказка о веселом язычке» (Подготовительная к школе группа) Приложение 5

Анкетирование родителей

«Вопрос логопеду»

Приложение 1 учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы

родители

12.04.2022-13.04.2022 Семинар-практикум для педагогов «Логопедическое ассорти» Приложение 4

Занятие в средней группе «Здравствуй, умный язычок!» Приложение 3 учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы

родители

14.04.2022-17.04.2022 «Оформление выставки «Первая буква моего имени…»

Подгрупповое занятие «Юные археологи» (старшая группа)

Приложение 2 учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы

родители

18.04.2022 Информационная работа с родителями через сайт детского сада, мессенджеры

«Развиваем речь, играя» (домашняя игротека, «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

Приложение 6 Учитель - логопед

19.04.2022 Оформление стенгазеты «Логопед глазами ребенка» и создание памятки для родителей

Учитель -логопед

20.04.2022 Мастер – класс для педагогов «Игровые приемы для автоматизации звуков» Учитель - логопед

21.04.2022 Составление отчёта о проделанной работе Учитель - логопед

Предполагаемый результат: у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

Приложение 1

Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Общие сведения:

Ф. И. О. ребенка, возраст ___

Родители (И. О.) :

Мама ___

Папа___

Кто занимается воспитанием ребенка? ___

Вопросы:

1. Любит ли ребенок заниматься творчеством (рисовать, лепить и т. д.) ___

2. Читаете ли Вы ребенку сказки и рассказы? ___

3. Может ли ребенок рассказать об услышанном (увиденном) ___

4. Есть ли у ребенка речевые трудности? ___

Если да, то какие – не говорит совсем; речь непонятна (лексика, грамматика, звукопроизношение); нарушено только звукопроизношение (подчеркнуть).

5. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает?___

6. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?___

7. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?___

8. Считаете ли Вы необходимым занятия с логопедом? ___

9. Сколько раз в неделю Вы готовы заниматься с ребенком по заданию логопеда (1 раз; 3 раза; ежедневно- подчеркнуть? ___

10. Сколько времени в часах Вы готовы уделить ребенку (для общения и занятий) - (менее 1 часа; 1-3часа; все свободное время) подчеркнуть.

11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?

___

12. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) подчеркнуть.

Заранее благодарю за сотрудничество!

Приложение 2

Логопедическое занятие с применением пескотерапии «Юные археологи»

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, учебная.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие.

Задачи образовательные:

- Закрепить знания о звуке «А» и букве «А»;

Задачи коррекционные:

- Развивать фантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и артикуляционную моторику;

- Развивать фонематический слух, вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Задачи воспитательные:

- воспитывать речевое внимание детей;

- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Материалы и оборудование: песочный стол с сухим песком, кинетический песок, кисточки; буквы пластмассовые, салфетки, презентация.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед : Здравствуйте, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. А сейчас в ладошках передадим тепло и доброту нашей улыбки.

2. Основная часть занятия

Логопед : Ребята, посмотрите, а здесь какое- то письмо лежит. Как вы думаете, может это для нас? Прочитаем?

«Дорогие ребята, помогите нам, у нас в Песочной стране пролетел сильный ветер, песок «разлетался» в разные стороны. Потом ветер затих, песок осел, и пропала одна буква. Помогите нам найти пропавшую букву, пожалуйста. Но, обязательно соблюдайте правила Песочной страны!».

Логопед : Ну что, ребята, поможем найти пропавшую букву? отправимся в Песочную страну? А чтобы попасть в песочную страну, нужно знать сказочные, волшебные слова. Ребята встаем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Дружно и громко произнесем волшебные слова!

Ритуал «входа» в Песочную страну.

Логопед :

Полетим, полетим,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвратимся, сделав круг,

Лишь коснемся мы земли,

Быть по- нашему, вели!

Посмотрите, мы попали с вами в песочную страну!

Логопед : Слушайте и запомните правила Песочной страны.

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня?

Логопед : Но пропавшую букву могут найти сильные, смелые люди – Археологи. А кто такие археологи? (Это профессия людей, которые ведут раскопки)

Логопед : Сейчас мы наденем бандамки археологов и превратимся в настоящих археологов. А я буду главным археологом, поэтому слушаем только мою команду!

Упражнение «Здравствуй, песок».

Логопед : Как вы считаете, что нужно сделать, если вы попали в новое место?

(Поздороваться.)

Положите руки на песок. Что вы чувствуете, какой он на ощупь? (холодный

мягкий).

Мы будем делать раскопки, и искать пропавшую букву, а в этом нам помогут наши пальчики, но сначала мы их немного разомнем:

Пальчиковая гимнастика:

Песочек в руки набираем

(Дети набирают песок)

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался

Чтоб в руках у нас остался

(Крепко сжимают кулаки)

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем.

Стряхнули с рук песок.

И за работу! ОХ!

Логопед : А вы знаете, какие инструменты нужны археологам? Археологи за работу! Поработаем нашими инструментами.

(логопед рисует упражнение на песке и показывает картинку (презентаця) дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук на песке)

Артикуляционная гимнастика:

«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент кладем ладоши на песок)

«Молоток» - улыбнуться, ударять кончиком языка по альвеолам, стучим кулачками по песку.

«Щетка» - проводим языком за нижними и за верхними зубами, пальцами двигаем вправо-влево

«Кисточка» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба, пальцами двигаем вверх-вниз

Логопед : Ребята, давайте попробуем поискать с помощью кисточек.

Игра «Что под песком?»

- картинка (Буква “А”) засыпается тонким слоем песка. Дети с кисточкой открывают изображение.

Логопед : Молодцы археологи, вы отлично потрудились и нашли букву А.

Логопед : Вспомним с вами, а какой звук А? (живёт в красном замке, потому что он гласный, а что делает рот при произнесении звука «А»)

Логопед : Ребята, звук А хочет с нами поиграть… Поиграем с ним? Он предлагает нам поиграть в игру «Спрячь ручки» (Развитие фонематического слуха и восприятия)

«Если вы услышите звук [А] спрячьте ручки в песке. На другие звуки – руки держите над песочницей». Дети выполняют соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд звуков.

ЗВУКИ: А, И, О, А, У,А.

Логопед : Вот мы с вами и нашли букву «А», а чтобы она больше не пропадала, нам нужно нарисовать букву «А» на волшебном песке, проходите за стол. (Дети становятся по кругу и рисуют букву А).

Логопед : Ребята, вот мы и помогли Песочной стране, найти букву “А”, стали ей настоящими друзьями. Песочня страна всегда будет вас ждать.

Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

3. Рефлексия

Логопед :

- В какой стране мы с вами сегодня побывали?

- Чем вам запомнилась эта страна?

- Чем мы занимались в этой стране?

- Кому вы расскажете о нашем путешествии?

- Ребята спасибо вам за работу на занятии!

Приложение 3

Логопедическое занятие в средней группе.

«Здравствуй, умный язычок!»

Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Задачи коррекционные и диагностические:

1. Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.

2. Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.

3. Формировать координацию речи с движениями тела.

4. Развивать высшие психические функции – память, внимание.

5. Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).

Задачи образовательные:

1. Учить отвечать на вопросы простым предложением.

2. Расширять активный словарь.

Задача воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги, листья с заданиями.

Ход занятия.

Дети вокруг логопеда.

– Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!

Чтоб красиво говорить,

Надо многому учиться.

Быть внимательным всегда

И, конечно, не лениться!

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной бумаги листья деревьев, на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к веселому и умному язычку.

Листик № 1 (сила выдоха)

Ответьте на вопрос:

– Какое сейчас время года? (осень)

– Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.

Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони, чтобы он далеко улетел.

– И вот мой листик полетел,

Как будто с дерева слетел.

Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди по 2 листика с ладошки.

Листик № 2 (крупная моторика)

Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».

– Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.

Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

Листья осенние тихо кружатся (руки в стороны, покружиться,

Листья нам под ноги тихо ложатся (присесть,

И под ногами шуршат, шелестят (руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят (встать, покружиться).

Листик № 3 (мелкая моторика)

Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья».

Я вам показываю, а вы повторяйте движения.

Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

Раз, 2,3,4,5 загибать пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать сжимать и разжимать кулачки

Листья березы, листья рябины, загибать пальчики, начиная с большого

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем. «шагать» ср. и ук. пальцами.

Листик № 4 (артикуляционный аппарат)

– Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.

Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»

Теперь мы можем сказать: «Здравствуй, умный язычок!»

Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.

-Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок… Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).

Дети повторяют, глядя в зеркало.

– Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка, ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.

-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.

Общий комплекс упражнений для языка.

– Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.

Дети под музыку раскрашивают картинку.

Приложение 4

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Познакомить педагогов с приемами работы с детьми по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

• Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.

• Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников

• Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

• речевое развитие

• познавательное развитие

• физическое развитие.

Организационная часть

Учитель - логопед встречает педагогов в зале и предлагает на выбор жетоны разного цвета.

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашем семинаре «Логопедическое ассорти».

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является систематическая работа по постановке речевого дыхания, развитию фонематического слуха, а также проведение артикуляционной гимнастики.

Предлагаю начать нашу работу с артикуляционной гимнастики, ведь именно она является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Список литературы

1. Т. Б. Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.

2. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.

3. Е. А. Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.

4. С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.

5. Е. Н. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.

6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.

7. Т. Е Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.

8. Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.

9. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.

10. Е. А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле. т Москва. 2005 год.

11. М. Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.

12. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : И. Ц. Сфера, 2007.

13. П. Деннисон, Г. Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А. В. Малушиной. М. : Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992.

14. Е. А. Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.

15. Е. А. Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.

16. Е. Л. Ковалева, Ю. И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.

17. В. В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001.

18. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.

19. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.

Публикации по теме:

Проект «Крылатые друзья» в подготовительной группеПроект «Крылатые друзья» в подготовительной группе Воспитатель Киселёва В. В., подготовительная группа. Участниками проекта были дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Проект в ДОУ «Кинолог и его друзья»Проект в ДОУ «Кинолог и его друзья» Проект: «Кинолог и его друзья» Актуальность проекта: Сколько живут люди на земле, столько с ними рядом живут собаки, которые помогают пастуху.

Проект «Пернатые друзья: знакомство с птицами» «Пернатые друзья: знакомство с птицами» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А. ,.

Проект «Птицы-наши друзья»Проект «Птицы-наши друзья» Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаем вашему вниманию проект «Птицы - наши друзья». Зима.

Проект «Птицы-наши друзья» Проект в средней группе " Птицы – наши друзья". Авторы проекта: Сейвач Лилия Евгеньевна, Аллахвердян Жанна Владимировна Вид проекта:.

Проект «Сказки — мои друзья» Осенью у нас на практике были студенты педагогического колледжа. Приходили они к нам не в первый раз. Это была уже последняя практика перед.

Проект «Умелый карандаш и его друзья»Проект «Умелый карандаш и его друзья» Название проекта: «Умелый карандаш и его друзья». Автор: Гурова И. С., учитель-логопед МДОУ компенсирующего вида № 108 "Снежинка" г. Петрозаводска.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Логопед и я — друзья» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ксения Семенычева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Логопед и я — друзья»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 11:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД