МААМ-картинки

Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Елена Долженко
Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Проект " Инклюзивное

образование детей с ОВЗ в

условиях реализации

ФГОС".

Автор проекта : Долженко

Елена Константиновна

МБДОУ № 22 «Светлячок»

г. Мыски

Пояснительная записка.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Публикация «Проект „Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением, в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни. В МБДОУ № 22 «Светлячок» г. Мыски находятся трое детей с ограниченными возможностями. Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.

Создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБДОУ № 22 «Светлячок» г. Мыски. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду учреждения. В результате реализации проекта педагоги освоят технологию обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения и воспитание своих детей в ОУ по индивидуальному маршруту, который будет, разрабатываться на каждого ребенка Воспитанники ОУ получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности. Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни детского сада, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов сада, в состав которой войдут администрация сада, педагог-психолог, логопед. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 3 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Мыски. В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБДОУ № 22 «Светлячок» г. Мыски, усовершенствование системы работы сада в плане воспитания, социальной реабилитации и самореализации детей с ОВЗ путем внедрения инклюзивного образования.

Задачи:

1. Разработать программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.

2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.

3. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

4. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный

-Разработка нормативно-правовой базы.

- создание базы данных детей с ОВЗ, посещающих ОУ.

- курсовая подготовка кадров.

- создание «безбарьерной» среды в образовательной организации (обеспечение доступности помещений ОУ, материально-техническое обеспечение.)

-адаптация образовательной программы в связи с базой данных детей с ОВЗ.

Сентябрь2017-май 2018

Этап запуска проекта

-подготовка адаптированных программ по областям,

-начало непосредственной работы детей с ОВЗ.

Август, сентябрь 2017

Основной

-работа с детьми с ОВЗ.

- коррекционно-развивающая работа.

- социальная адаптация.

-накопление методического инструментария, передового опыта работы в рамках инклюзии.

Сентябрь 2017-май 2018

Завершающий

- анализ и оценка достигнутых результатов,

- оценка перспектив развития в направлении работы по инклюзивному образованию в образовательной организации

Апрель, май 2018

Ожидаемые результаты:

-обеспечение права детей с ОВЗ на равный доступ к образованию, независимо от состояния здоровья, места проживания;

-совершенствование учебного процесса, повышение компетентности педагогических работников в области инклюзивного образования;

-создание психологически комфортной среды для детей с разными возможностями;

-оказание доступной и качественной медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;

-создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Риски:

Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем ОУ могут возникнуть определенные риски, которые я выделяю как наиболее значимые:

Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т. к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все педагоги понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.

Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в группе присутствуют “особые” дети. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание педагога будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

В-третьих, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

Критерии оценки реализации проекта :

1. Описание особенностей образовательной среды.

2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

3. Благоприятный микроклимат в ОУ.

4. Стабильные показатели набора воспитанников детского сада.

5. Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

6. Динамика эмоционального состояния ребенка. Изменение социального статуса ребенка в группе.

8. Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования

9. Увеличение числа педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте.

10. Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ

Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба.

Мероприятия по реализации проекта.

Наименование мероприятий.

Срок исполнения.

Исполнители.

1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение.

1. Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов.

Сентябрь 2017.

Директор, заместитель заведующего по УР.

2. Создание базы данных детей с ОВЗ.

Сентябрь 2017.

Заместитель заведующего по УР.

3. Курсовая подготовка педагогических кадров.

В течение года

педагоги

4. Создание «безбарьерной» среды.

В течение года.

Заведующий.

5. Разработка и адаптирование программ.

Сентябрь-май.

Педагоги.

6. Изучение, накопление передового опыта работы с детьми с ОВЗ.

В течение года.

Педагоги, психолог, логопед.

7. Семинары по инклюзивному образованию.

В течение года.

Заместитель заведующего по научно-методической работе.

8. Контроль и анализ работы ОУ по инклюзивному образованию.

Апрель-май. Администрация сада.

2. Работа с родителями

1. Анкетирование, диагностика семей с детьми с ОВЗ.

май, сентябрь.

психолог.

2. Организация работы «Родительского собрания».

В течение года.

Заместитель заведующего по ВР, педагоги, психолог

3. Консультирование семей с детьми с ОВЗ.

В течение года.

Психолог, логопед, медработник

4. Включение родителей в воспитательную работу школы (досуговые мероприятия).

В течение года.

Заместитель заведующего по ВР, педагоги.

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

1. Диагностика обучающихся с ОВЗ.

Май, сентябрь, в течение года.

Психолог.

2. Разработка индивидуальных программ обучения.

Май, август.

Педагоги.

3. Коррекционная работа с детьми с ООП.

В течение года

Психолог, логопед

Педагоги

1. Повышение квалификации.

В течение года.

Педагоги

2. Разработка адаптированных программ.

Сентябрь, май.

Педагоги

3. Накопление и транслирование передового педагогического опыта.

В течение года.

Заместитель заведующего по научно-методической работе, педагоги.

4. Консультации, диагностика.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с детьми с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 13:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД