Папки-передвижки

Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

Белянина Елена Павловна
Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

Проект «Формирование представлений

о сенсорных эталонах у детей раннего возраста

через дидактическую игру»

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов : их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ :

Умственное развитие;

Эмоции;

Публикация «Проект „Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру“» размещена в разделах

Развитие самостоятельности;

Развитие отношения к окружающему.

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов :

• цвет

форма

• величина

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста :

1. Образовательные:

• развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

• учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

• развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

• обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

2. Воспитательные:

• воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

3. Развивающие:

• развивать познавательные процессы;

• развивать мелкую моторику.

Актуальность проекта :

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Цель проекта :

• систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи проекта :

• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Ожидаемый результат:

– повышение уровня сенсорного развития детей I младшей группы

Сроки проекта : с сентябрь – май 2019 г. (долгосрочный)

Участники проекта : дети, воспитатели, родители I младшей группы

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Основные методы и формы обучения детей :

1. Игровые образовательные ситуации.

2. Работа с предметными и сюжетными картинками.

3. Дидактические игры.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

• повышение уровня профессиональной компетентности;

определение объема материала, который будет адресован детям.

• планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

1. Изучение специализированной литературы;

2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков : «Цветные домики», «Подбери по цвету» ;

3. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

4. Подбор заданий;

5. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

II этап: творческий (основной)

включает:

• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

• Консультации для родителей.

реализация:

1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры.

3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;

6. Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

• Подведение итогов

• реализация:

1. Проведение заключительного занятия;

2. Самооценка, выводы.

Результаты проекта :

• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

-Мозаика-вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика – пазлы мелкая;

-Лото «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки.

• В ходе проектас помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Игры с прищепками;

-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету»

Перспективы развития проекта

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2019-2020 учебный год в группе

Месяц Дидактические игры

Сентябрь 2019г

1.«Спрячь мышку» Найти определение формы и цвета.

2.«Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.

Октябрь 2019г

1. «Катится – не катится» Определение формы.

2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.

3. Лото «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.

Ноябрь

2019г 1. «Иголки для ежика» «Игры с прищепками;

2. «Укрась цветочек» Восприятие цвета.

3. «Снежинки» подобрать и разложить силуэты снежинки.

Декабрь 2019г 1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.

2. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.

3 -«Колеса для машин»; определить цвета.

Январь

2020г 1. «Наряди елочку»

2. «Лото» Нахождение формы.

3. 4. «На что похоже» Определение формы предметов

Февраль

2020г 1. «Забывчивый художник» развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.

2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

3. «Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета,умение находить недостающий элемент.

Март

2020г 1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм.

2. «Матрешки» Зрительное определение величины.

3. «Одень по сезону»

Апрель

2020г 1.«Три медведя» Умение соотносить величину предметов.

2. «Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.

3 «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений.

Май

2020г 1. «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине.

2. «Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.

3. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

Список литературы:

1. Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад : теория и практика. – 2013. –№ 12. – С. 16 – 29.

2. Капитанова Н. Дидактические сюжеты : сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72 – 76.

3. Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М., 2014. – 64 с.

4. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд–во Молодой ученый. – Чита, 2013. – С. 53 – 55.

Консультация для родителей

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета.

Поэтому в своей работе педагог ставит и решает следующие задачи:

1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребенка. Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.

Если взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. У детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете. В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.

Игры на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Если дети испытывают трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предмета, педагог исправляет ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае нужно использовать эффективный прием - любое понятие связывать в представлении ребёнка с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы - мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной - крыша).

Таким образом, роль дидактических игр по сенсорике в умственном воспитании детей младшего дошкольного возраста несомненна. Особый акцент в работе нужно делать на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры

на развитие тактильных ощущений.

1.«Чудесный мешочек».

2.«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку).

3.«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

4.«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).

5.«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

1.«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).

2.«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).

3.«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).

4.«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

1.«Сравни предметы по высоте».

2.«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам).

3.«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

4.«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

5.«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов : какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

1.«Какого цвета не стало?»

2.«Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).

3.«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом).

4.«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).

5.«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Детки играют в дидактическую игру «Угости светофорчиков»Детки играют в дидактическую игру «Угости светофорчиков» «В гости к светофорчикам» Игра «Угости светофорчики вкусными блинами» Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – кругом, учить.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчет «Как мы играли в дидактическую игру «Вредно-полезно»Фотоотчет «Как мы играли в дидактическую игру «Вредно-полезно» Сегодня с утра дождь. А к нам в гости пришли Зубная Щетка и Паста. Как вы думаете зачем? Правильно – поиграть с нами! Цель игры – сформировать.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 18:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»» (включая файлы) размещена пользователем Белянина Елена Павловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД