Лучший педагог года

Проект «Формирование базовых национальных ценностей через гражданское воспитание в детском саду»

ольга яковлева
Проект «Формирование базовых национальных ценностей через гражданское воспитание в детском саду»

Направление: Гражданско-патриотическое воспитание

Авторы проекта :

Яковлева Ольга Владимировна – старший воспитатель МБДОУ – детский сад комбинированного вида №1 пгт. Погар

Проект разработан для работы с детьми среднего – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Публикация «Проект „Формирование базовых национальных ценностей через гражданское воспитание в детском саду“» размещена в разделах

Мероприятия апробируются и внедряются в практику ДОУ.

Актуальность

В настоящее время гражданско - патриотическое и правовое воспитание одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи патриотического воспитания дошкольников требуют переосмысления.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины. Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания. Чрезвычайно важно в аспекте воспитания гражданско –патриотических чувств то, что процесс воспитания необходимо начинать как можно раньше, еще в возрасте дошкольного детства. И это совершенно справедливо, ведь именно в этот период происходит активное формирование духовно-нравственной основы ребенка, его социализации в обществе, осознание себя частью целого. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.

Таким образом, гражданско - патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания жизни в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитаем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа.

Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданско – патриотического и правового воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В. В. Путина к Федеральному собранию РФ.

Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно – правовыми документами. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в РФ.

Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. Актуальность проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о родном городе, республике, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Самое существенное в воспитании нравственных и гражданско - патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, свою работу построила в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Паспорт проекта

Сроки проекта : Январь 2021г. - декабрь 2024г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-6 лет.

Участники проекта : дети среднего – старшего возраста, воспитатели, родители (законные представители)

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Погаре, о Погарском районе, о Брянской области, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно организованной образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких видов деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цели и задачи проекта :

Цель проекта :

Содействовать формированию у дошкольника активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Формирование у детей потребности совершать хорошие поступки, развитие способности чувствовать ответственность за судьбу своей страны, воспитание таких личностных качества, как сострадание, милосердие, дружелюбие.

Объединение ДОУ и сетевых партнеров в целостный образовательно-воспитательный процесс в системе гражданско-патриотического воспитания для позитивной социализации дошкольника в ДОУ.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-пространственной развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся : детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:

Воспитывать у детей :

• стремление к познанию культурных традиций через творческую,

познавательно – исследовательскую деятельность;

• стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса,

выражать свою собственную субкультуру;

воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России,

• своего города.

воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение

государственной символики России, Брянской области, пгт. Погара.

Формировать у детей :

• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе

приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• представление о России как о родной стране;

• умение анализировать различные социальные явления и события,

сопоставлять их, обобщать;

• стимулировать детскую активность через национальные подвижные

игры.

Развивать у детей:

• познавательные процессы (восприятие, память, внимание,

• воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез,

• сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

• представления о национальной культуре, об образе жизни

людей, населяющих нашу страну и наш город.

• развивать у детей начало исторического и гражданского самосознания,

ощущение причастности к культуре и истории родного города, края,

страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат:

1. Создание системы непосредственной образовательной деятельности (НОД) по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области гражданско-патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области гражданско – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение пространственной предметно – пространственной развивающей среды ДОУ по гражданско – патриотическому развитию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества гражданско - патриотического развития детей в группе.

Предполагаемый результат

Дети должны знать.

• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

место проживания: улица, город, район, республика; предприятия родного города и их значимость; символику страны, герб города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города; крупные города страны;

• свою национальность, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);

• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

• название планеты, на которое мы живем;

• пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы : Приглашение в путешествие.

• Создание проблемной ситуации.

• Мини – музей.

• Гостиная.

• Совместная проектная деятельность.

• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

• Конкурсы рисунков и поделок.

• Конкурсы стихов.

• Анализ нравственных качеств.

• Ручной труд.

• Беседа

• Театрализация.

• Природоохранная деятельность.

• Изготовление подарков.

«Уроки доброты».

• Выставки и экспозиции.

• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные,

игры-сотрудничества).

• Сказки.

• Развлечения, досуги, праздники, концерты.

• Инсценировки, театрализации.

• Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не

нужно!».

• Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

• Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Проектная деятельность детей.

• Акции Подарок ветерану

• Акция «Бессмертный полк»

При работе с родителями использовались такие формы работы как :

• Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

• Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Готовим вместе с бабушкой» и др.

• Индивидуальные консультации, беседы.

• Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

• Фотовыставки «Моя семья», «Самое красивое место в нашем городе», «Наследники Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.

• Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).

Оформление информационного стенда : рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков». «Наши земляки-герои ВОВ» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».

«Встреча с интересными людьми».

• Акции

Практическая часть проекта.

Этапы развития проекта

План работы

I

2021-2022

Учебный год

Информационно – аналитический (подготовительный)

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагога;

• Определение объема материала для детей;

• Планирование системы работы

II

2022-2023

Учебный год

Творческий (основной)

Оформление стендов по теме проекта;

• Консультации для воспитателей и родителей;

• Проведение мероприятий по теме проекта

III

2023-2024

Учебный год

Заключительный

• Подведение итогов.

На информационно – аналитическом этапе осуществила анализ целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, оценила и интерпретировала результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определила направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проект, а также был определен ожидаемый социально-значимый результат.

В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включила образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.

Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель

1.«Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы»

2. Воспитание уважения к труду

Темы недели: «Город мастеров», «Праздник весны и труда»

3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт»

4. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

5. Формирование элементарных знаний о правах человека

Темы недели: «Я- человек», «Моя семья»

6. Расширение представлений о городах России

Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Формирование базовых национальных ценностей через гражданское воспитание в детском саду» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ольга яковлева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Формирование базовых национальных ценностей через гражданское воспитание в детском саду»
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 09:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД