Получи документы

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр»

Федора Корнилова
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр»

Проект

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» на базе МБДОУ-ДС №22 "Кыталык" Олекминского района РС (Я)

Автор:

Корнилова Федора Владимировна

Воспитатель

2019 год

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр“» размещена в разделах

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Физическое воспитание занимает центральное место в работе с детьми дошкольного возраста. В соответствии с возможностями ребенка определяется система применения конкретных средств и методов воздействия в семье и детских садах: режим жизни, питания, гимнастические упражнения и подвижные игры, закаливание.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы для исследования «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр».

Цель исследования – определить организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр.

Объект исследования – духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс духовно-нравственного воспитания, ориентированный на якутских национальных играх.

Гипотеза исследования: Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр в ДОО будет эффективным, если:

• реализовано взаимодействие детей и взрослых в условиях созданной предметно-пространственной среды;

• организован процесс ознакомления с родной культурой в играх;

• основу занятий с воспитанниками составляют национальные игры.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Изучить понятие воспитания детей дошкольного возраста в ДОО; принципы воспитания дошкольников; воспитание и возрастные особенности детей, единство и взаимодействие воспитания и развития в становлении личности ребенка, традиции семейного воспитания у якутов.

2. Выявить особенности этнокультурного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

3. Изложить содержание народных игр Саха, доступных детям дошкольного возраста для достижения цели исследования.

Методологическая основа. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. И. Арнольдова, Н. А. Бердяева, А. Н. Дмитриева, В. И. Добрынина, М. С. Кагана, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством национальных игр.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов дипломного проекта в воспитательной деятельности ДОО.

База исследования: МБДОУ – ДС №22 «Кыталык» Олекминского района РС (Я).

В ходе констатирующего этапа исследования были применены следующие методы:

- беседа с ребенком;

- методика Т. А. Владимировой;

- анкетирование родителей;

- сравнительный анализ полученных результатов.

В исследовании на всех его этапах принимали участие дети старшего дошкольного возраста МБДОУ – ДС №22 «Кыталык» Олекминского района РС (Я) в количестве 15 человек. Они составили экспериментальную группу. Контрольную группу составили дети того же МБДОУ того же возраста в количестве 10 человек.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы:

1) по данным изучения уровня сформированности нравственных качеств у детей экспериментальной группы ее общий показатель – 36 %, в контрольной – 50%;

2) сравнение результатов изучения уровня владения дошкольниками духовно-нравственными качествами личности показало, что доля случаев низкого уровня по данному параметру была в экспериментальной группе - 57%, в контрольной группе - 50%;

3) уровень сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста по данным родителей экспериментальной группы –43 %, контрольной группы – 40 %.

4) качественный анализ высказываний детей выявил, что только у 36 % детей в экспериментальной группе проявляется эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей, они могут пожалеть, посочувствовать, имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности, проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности, стараются радовать старших своими хорошими поступками, проявляют волевые качества, в то время, как у 64 % детей не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, с трудом могут пожалеть, посочувствовать, уважительное отношение к окружающим людям, не умеют проявить свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.

В формирующем этапе был осуществлен поиск духовно-нравственных основ личности ребенка на основе традиций народа саха, в котором выявлено, что всеобщий духовно-нравственный кризис в обществе требует разработки новых подходов к развитию духовно-нравственных основ личности ребенка; в частности - к построению воспитательно-образовательного пространства в социуме в контексте национальной культуры, что объясняется следующими научно-теоретическими положениями:

• первый духовно-гуманистический опыт и ценностные ориентиры в жизни ребенок получает у своих родителей - семьи, окружающего социума, родного народа;

• только система воспитания, которая построена в соответствие интересам родного народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие и духовно-нравственные качества;

• великие педагоги выводят свой идеал гуманного воспитания из реальной жизни родного народа, ибо она всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, выражает народную совесть;

• детский коллектив решительно не хочет жить подготовкой к какой-то будущей жизни, он хочет быть полноценным явлением общественной жизни…» (А. С. Макаренко);

воспитание человека-гуманиста, человека-патриота основывается на четырех культах - культе малой и большой родины, культе человека, культе красоты, культе родного слова, что является «живой плотью и кровью нравственности» (В. А. Сухомлинский);

• ведущей линией развития личности до конца дошкольного возраста должно стать развитие сущностного ценностного потенциала ребенка, а если нет, то к концу дошкольного возраста это нередко дает о себе знать (М. И. Лисина, Н. И. Непомнящая, С. Л. Рубинштейн и др.).

Предметно–развивающая среда старшей группы обогащена для работы по духовно-нравственному воспитанию детей. В целом, она направлена на реализацию образовательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей (со сверстниками и индивидуально). Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие способностей и личности, располагались в разных функциональных пространствах.

Для успешной работы работу по духовно-нравственному воспитанию организована :

- эстетически грамотная среда (красивый интерьер с национальным колоритом, предметы и пособия декоративно-прикладного искусства народа саха;

- наполнение детских помещений предметами и атрибутами национального якутского быта и культуры (якутская посуда, музыкальные инструменты, чорооны, настенные коврики);

- материалы для художественно-декоративной деятельности ребенка, необходимого для обогащения его игровой активности.

Оборудование предметно– развивающей среды:

- трафареты геометрических фигур разной величины и цветов;

- образцы якутских узоров;

- образцы чаппарахов;

- трафареты изделий;

- альбомы с образцами бисероплетения в национальном якутском стиле;

- образцы наволочек с якутским национальным узором «Саахымат» (олбох);

– сборники якутских народных сказок с иллюстрациями;

- картинки «Игры Дыгына», «Сайылыкка» и др.

Педагогическая ценность этих наглядных материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности. Используются знания и опыт детской деятельности, в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных, к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера; - наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими. Созданная предметно-развивающая среда, способствует обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечивает целостность педагогического процесса и качественный рост нравственных качеств личности, эмоционального и физического благополучия воспитанников.

В настоящее время акцент в работе по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средствами якутских национальных подвижных игр делается преимущественно на основе положения о том, что народные игры, состязания в каждом возрастном периоде развития ребенка имели свою психолого-педагогическую направленность и значение.

Якутская подвижная игра обычно носит групповой характер (совместный). Спецификой методики формирования духовно-нравственных качеств посредством якутских подвижных игр является то, что в основе этого способа применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений, а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом.

Подвижные игры занимают ведущее место и приобретают характер универсального метода духовно-нравственного воспитания. Используется широкий круг игр, в том числе подвижных. В дополнение к ним используются общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки и простейшие метания. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности.

На слайде представлен перспективный план работы посредством якутских подвижных игр.

Перспективный план организации якутских подвижных игр

для воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников

Название игры Цели и задачи работы.

Тыытыкы

Познакомить детей с бытом якутов в старину, с возможностями человека в ловкости.

Воспитывать интерес к дружеским отношениям со сверстниками.

Волк и жеребята Воспитывать осознанность детьми своих возможностей в оказании помощи сверстникам, понимание зависимости результата игры от их личного вклада

Выгрузка хаяха Формировать у детей представления о формах и способах взаимопомощи (помощь совет, утешение, забота, подсказка, поддержка, защита).

Сокол и лиса

Воспитывать умение оказывать помощь сверстникам в виде объяснения, уме-ние вести себя тактично, не проявлять назойливость при оказании помощи, формировать у детей нравственные представление о хорошем и плохом.

Атах тэпсиитэ

Воспитывать умение оказывать помощь сверстникам в виде объяснения, умение вести себя тактично.

Формировать у детей навыки дружеского взаимодействия.

Невод (Муха)

Воспитывать навыки проявления эмпатии по отношению к сверстникам в виде поддержки и сочувствия.

Развивать умения вести себя внимательно и чутко, проявлять выдержку в различных игровых коммуникативных ситуациях. Формировать у детей этические представления о хорошем и плохом поведении.

Обучать навыкам партнерских отношений по ходу игры.

Салгыдый

Воспитывать осознанность детьми своих возможностей в оказании помощи сверстникам, понимание зависимости результата игры от их личного вклада

Перетягивание на палках Познакомить детей с бытом оленеводов.

Формировать у детей представления о формах и способах взаимопомощи. Воспитывать интерес к дружеским отношениям со сверстниками.

Быа тардыыыта

Воспитывать осознанность детьми своих возможностей в оказании помощи сверстникам. Воспитывать интерес к дружеским отношениям со сверстниками.

Формировать у детей навыки понимания и поддержки в процессе игрового взаимодействия.

Развивать умение сдерживаться от проявлений агрессивности.

У якутов характерными являются четыре разновидности состязаний:

во-первых, единая для всех аборигенов Якутии своеобразная разновидность вольной борьбы - «Хапсагай», или «Тустуу». В прошлом борцы, приходившие на место схватки, были закрыты с ног до головы плащ-палаткой из замши. Деления на весовые категории не было, и нередко миниатюрный легковес оказывался в паре с гигантским тяжеловесом. Победителем не всегда становился тяжеловес. Часто исход борьбы решали ловкость, молниеносная реакция и хитрость. Условия единоборства были приближены к условиям схватки охотника с диким зверем;

во-вторых, прыжки - «Ыстаа», «Кылыы», «Куобах», входящие в ряд национальных видов спорта, выигрывает прыгнувший наиболее далеко;

в-третьих, стрельба из лука и винтовки - «Ытыы». Мишенью лучникам служила гибкая талина, воткнутая в пенек. Стреляли стрелой с вилообразным наконечником, с хорошо заточенным лезвием. Стрелок должен был срезать стрелой талину. При стрельбе из винтовки мишенью служило лезвие ножа;

в-четвертых, метание маута («Маамыкта») - жесткого аркана из сыромятной кожи (толщиной с мизинец, длиной не менее 20 м) для ловли оленей. «Маут» - рулон из кругов разного диаметра. Держа одну половику рулона в левой руке, правой кидают вдаль вторую половину, кончающуюся петлей.

Заключение

Проведенное исследование по изучению роли якутских национальных игр в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в ДОО подтвердило достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр в ДОО будет эффективным, если: реализовано взаимодействие детей и взрослых в условиях созданной предметно-пространственной среды; организован процесс ознакомления с родной культурой в играх; основу занятий с воспитанниками составляют национальные игры.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОО, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Таким образом, созданные и реализованные педагогические условия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе применения в ДОУ якутских национальных подвижные игр, доказали свою самодостаточность и эффективность. На основании этого, можно утверждать, что цель исследования достигнута и задачи его решены.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями Кубани» Название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями Кубани». Авторы: Чукаева Ирина Александровна,.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, посредством якутских настольных игр» МБДОУ «Березка» Таттинский улус с. Ытык-кюель Варфоломеева Анна Серафимовна Воспитатель РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Тема «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через организацию краеведческой.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Диктуется.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Воспитывать человека — значит определять судьбу нации. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II В настоящее время Россия.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Коробицкая Анастасия Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 156 Духовно.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Диктуется.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Применение якутских народных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Якутские народные игры - это культура якутского народа. Об этом говорится в трудах исследователей педагогов Г. Н Волкова, А. П. Усовой, А. А.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Федора Корнилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 10:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД