Получи документы

Творческий проект для детей старшей группы «Богатство русского народного творчества»

Елена Сатаева
Творческий проект для детей старшей группы «Богатство русского народного творчества»

Творческий проект для детей старшей группы : «Богатство русского народного творчества»

Руководители проекта : Сатаева Е. К.

Участники: воспитанники старшей группы.

Вид проекта :

По количеству участников: групповой;

Публикация «Творческий проект для детей старшей группы „Богатство русского народного творчества“» размещена в разделах

По приоритету метода: творческий;

По контингенту участников: дети 5-6 лет;

По продолжительности: краткосрочный.

Актуальность проекта

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.

Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Проектировочный компонент

Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.

Формировать развитие интереса к русским народным произведениям.

Создать условия для активации творческого мышления детей.

Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.

Расширять сотрудничество с родителями.

Вовлечение детей и родителей в совместную деятельность

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Разработка стратегии реализации проекта.

Постановка цели и задач.

Изучение методической литературы.

Подбор альбомов по гжельской, хохломской, городецкой росписи и дымковской игрушки. Чтение русских народных сказок, былин, закличек и потешек.

Основной этап:

– выполнение работ по изобразительной деятельности;

– выполнение работ из пластилина;

– выставка детского творчества;

Заключительный этап:

-выставка «Чудо- чудное, диво- дивное»

- Сравнительная диагностика

Предполагаемый результат:

развитие эстетического восприятия, умение созерцать красоту народного прикладного искусства;

создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

создание выставки «Чудо - чудное, диво- дивное»

Планирование проекта по дням недели

Понедельник

«Русские народные посиделки»

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия; прививать любовь к русскому народному фольклору.

Вторник

«Народные художественные промыслы».

Цель: Познакомить детей с народными художественными промыслами, развить чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Задачи:

Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.

Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде, рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.

Ход занятия

Воспитатель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа,, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.

В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду. (Гжель)

Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали.

В Вашем доме нету Гжели?

Дети подходят ко второму стенду. (Хохлома)

Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята!

Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой.

Воспитатель: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей».

.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Ребята, интересная экскурсия у нас получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.

Лепка по мотивам дымковских игрушек «Петух».

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Показать пластичность передачи движения в лепке. Продолжать учить лепке из целого куска пластилина по типу народных глиняных игрушек.

Задачи:

Способствовать развитию эстетического вкуса,

Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Учить видеть выразительность формы игрушки.

Лепить пластическим способом, путем оттягивания глины от общего куска, стекой намечая детали, украшать игрушку налепами.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, слайдов, дымковских глиняных игрушек, знакомство и работ с глиной.

Материалы и оборудование: дымковские глиняные игрушки,глина, стеки, салфетки, дощечки, вода.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу, как в селе Дымково мастера-художники делают из глины красивые и веселые игрушки и разрисовывают их яркими красками. Это нарядные девицы, расписные лошадки, олени с ветвистыми рогами, уточки с утятами. Вылепленные из глины игрушки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их покрывают белой краской и украшают нарядными узорами. Мастер берет кисточку и расписывает игрушку малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими красками.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Подводится итог занятия и детям предлагается рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Продуктивная деятельность:

Лепка «Дымковская игрушка»;

Среда

«Хохломские чудеса»

Цель: способствовать закреплению знаний о народных промыслах :хохломской посуде.

Задачи:

Учить рисовать концом кисти волнистые линии, короткие завитки, травинки, ягоды.

Учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи

Способствовать развитию интереса к искусству хохломских мастеров.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий хохломских мастеров, рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование: Предметы художественных промыслов: Хохломская посуда; посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, палитры, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. А мы ведь с вами говорили о том, что наша Россия давно славится добрыми мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Воспитатель: Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.

Предложить детям поиграть в игру “Путаница”.

П

Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Вместе с детьми вспоминаем особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.

Фон (красный, черный, золотой, желтый).

Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).

Ягодно-травный орнамент.

Виды ягод: (рябина, малина, клубника).

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете делать и расписывать, и пройдите к столам. Посуду мы будем делать и бумаги. Техника называется «Папье-маше».Когда посуда высохнет мы с вами ее распишем.

Детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов, предложить посуду на которой уже есть нарисованные элементы травы и завитков, нужно только дорисовать ягоды и цветы.

Воспитатель: С чего надо начинать рисовать?

– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)

– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)

Дать указания к работе:

– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии).

– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.

– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Оказыва

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

После окончания рисования подводится итог занятия и предлагается детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Продуктивная деятельность:

-Аппликация «Предметы русского быта» (Папье-маше);

-Роспись посуды в стиле «Гжель», «Хохлома».

Четверг

«Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Задачи:

Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.

Учить определять жанр произведения.

Подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия

Воспитатель: О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

Воспитатель: А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. назовите сказки которые вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)

Воспитатель: А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила. (ответы детей)

Воспитатель: В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей).

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Воспитатель: Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)

– А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

– У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…

Воспитатель: Ребята, читая сказки, мы должны научится всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

– А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

– Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

– Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?

– Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Воспитатель: Ребята, попробуйте придумать сказку.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

С какими русскими народными сказками мы познакомились?

Чему учат эти сказки?

Театрализованная деятельность «В гостях у народной сказки».

Продуктивная деятельность:

-Аппликация «Дымковская барышня»;

-рисование «Укрась матрешку сказочным узором».

Пятница

Презентация проекта

«Чудо – чудное, диво – дивное».

Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры. Порадовать детей.

1-й скоморох

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

2-й скоморох

Вас много интересного ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

1-й скоморох

Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.

Сели-посидели,

Песенки запели.

2-й скоморох

Услыхали ложки,

Вытянули ножки.

Услыхали калачи

И попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

В игры шумные играть.

Воспитатель : Кто желает с нами поиграть? Выходите смелые, становитесь в круг.

(русская народная игра «Горшки».

Хозяин. Купи! Что дашь?

Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотнище.

Хозяин. Ладно, по рукам!

1-й скоморох. Славно мы позабавились да потешелись! А теперь отгадайте наши загадки.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(печь)

Сидит бычок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(самовар)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(язык)

2-й скоморох. Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать. А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека – труд.

1-й скоморох. Хотите слово услышать смешное? Хотите позабавлю вас?

По поднебесью, братцы, медведь летит!

Медведь летит, хвостом вертит!

Свинья на ели гнездо свила!

Гнездо свила, деток вывела!

.

2-й скоморох

Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

(Входит «медведь», кланяется.)

1-й скоморох. Уморился? Отдохни, да немножко вздремни!

(«Медведь» ложится.)

(Игра «У медведя во бору».)

2-й скоморох. Ох, и разыгрались ребятушки наши! Ох, и раскричались! Медведя испугались.

Игра «Молчанка»

1-й скоморох. Вы послушайте сказочку мою, ребятушки.

Серый волчище

С мухи шкуры содрал,

Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял,

Оскользнулся и упал.

В сине море он попал,

Сине море все повыгорело,

Бела рыба вся повылетила.

А на печке мужик

Осетра – рыбу поймал,

А в пламене другой

Быстро щуку схватил.

Как пошло на чудеса,

Где море – там леса…

2-й скоморох. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!

1-й скоморох

Не веришь? Не верь!

Открой лучше дверь.

Там к нам гостья пришла,

Подарки принесла.

(Появляется бабушка – сказительница.)

Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Долго я к вам шла, целую корзину сказок принесла.

(Сказительница рассказывает короткую русскую народную сказку. После этого спрашивает детей, какие народные сказки они знают, и дарит в книжный уголок толстую книгу русских народных сказок.)

2-й скоморох. Выходи, народ, играть в хоровод!

(Дети становятся в круг.)

Игра «В цапки"

1-й скоморох

Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Вывод: После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанные произведения своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание.

Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство»Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство» Пояснительная записка. Задачи проекта: развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки; развивать эмоциональную.

Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях»Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях» Неделя русского народного творчества в младшей группе "У солнышка в гостях"Знакомство детей раннего и младшего дошкольного возраста с русским.

Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись»Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись» По мотивам русского народного творчества "Гжельская роспись". Рассказывая детям о русских народных промыслах и творчестве, мы заметили что.

Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет»Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет» Название проекта: Великая Победа -70 лет Продолжительность проекта 1 месяц Тип проекта Познавательно – творческий, краткосрочный Участники.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» Воспитатели Жеребцова В. Г; Мазакина Н. В. Слайд 1 Проект на каникулярной неделе: «Чудесный мир народного творчества». Слайд 2 Процесс познания.

Детские работы по мотивам русского народного творчестваДетские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.

Творческий краткосрочный проект для детей старшей группы «Рисую, как хочу» Цели: приобщение детей к творчеству; развитие воображения и мотивации к творческой инициативе. Задачи педагогической деятельности: создать.

Творческий проект для детей старшей группы «Наши друзья — дорожные знаки»Творческий проект для детей старшей группы «Наши друзья — дорожные знаки» Авторы: Лукьяненко И. С., Гуменюк А. В. Цель: Закрепить с детьми знания правил уличного движения и поведения на улице. Привлекать родителей.

Творческий проект «Творчество С. Я. Маршака» с воспитанниками старшей группы 5–6 летТворческий проект «Творчество С. Я. Маршака» с воспитанниками старшей группы 5–6 лет Тип проекта: творческий Форма проведения: групповая Участники проекта: -воспитанники старшей специальной группы (5-6 лет) - родители воспитанников.

Занятие НОД по изучению народного творчества для детей подготовительной к школе группы «Волшебная кисточка»Занятие НОД по изучению народного творчества для детей подготовительной к школе группы «Волшебная кисточка» Цели: • Обобщить знания детей о декоративно - прикладном искусстве и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж). • Развивать у детей познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект для детей старшей группы «Богатство русского народного творчества»
Опубликовано: 8 августа 2022 в 21:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД