Папки-передвижки

Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Чекаева Роза
Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Одним из направлений работы с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, является преодоление трудностей семейного воспитания, поскольку сам факт рождения больного ребенка является дезадаптирующим семью в целом. Необходимо отметить, что при рождении диагностируется незначительное количество заболеваний, приводящих к отклонениям в развитии. К таковым относят некоторые синдромальные нарушения (например, синдром Дауна) и врожденные аномалии челюстно-лицевой области (например, врожденные расщелины губы и нёба).

Публикация «Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Большинство родителей испытывают состояние шока после сообщения диагноза ребенка. В последние годы родители более толерантно относятся к заболеванием детей, однако шоковое состояние испытывает большое количество семей.

Шоковое состояние родителей можно квалифицировать как кризисное, поскольку оно порождается вставшей перед ними проблемой, от которой они не могут уйти и которую не могут разрешить в быстрое время и привычным способом [4].

Выделяют три фазы преодоления кризисного состояния. Первое время после рождения родители ребенка наиболее остро переживают факт рождения ребенка с ОВЗ (первая фаза – фаза острого кризиса). Мать задает себе вопрос: «Почему именно у меня родился такой ребенок?». Состояние острого кризиса усугубляется не всегда корректным поведением медицинского персонала родильных домов. Так, 23 % матерей предложили отказаться от ребенка. Некорректным является и объяснение причин, вызывающих данную патологию. В первую очередь, врачи называют в качестве причин алкоголизм и наркоманию. Можно представить эмоциональную реакцию социально благополучных матерей (82 % случаев). Матери отмечали, что в этот период они испытывали чувство подавленности и страха перед будущим: «Что я скажу родным и знакомым?», «Как я буду жить?», «Что ждет моего ребенка?».

Во время второй фазы острое состояние притупляется, родители начинают искать причину рождения такого ребенка, что часто связано со взаимообвинениями, конфликтами между отцом и матерью и другими близкими родственниками. 5 % семей распались именно в это время. В этот период формируются механизмы психологической защиты. Наиболее часто (46% случаев) психологическая защита проявляется в ограничении социальных контактов.

Другой вид психологической защиты проявляется в том, что женщина начинает рьяно выполнять роль матери, а отец уходит «с головой» в работу. И в том и в другом случае каждый из родителей чувствует себя одиноким и забытым. Подобная рассогласованность взаимоотношений родителей обостряет кризис семьи, так как каждый из родителей начинает ощущать себя «брошенными». М. П. Краузе отмечает, что этот вид психологической защиты подчинен общей для родителей цели – не замечать проблему и уходить от ее обсуждения. Однако в определенный момент такое положение дел приводит к столкновению. У некоторых родителей (12 % случаев) наблюдается повышенная конфликтность с окружающими. По мнению М. П. Краузе подобные психологические защиты только усугубляют проблемы семей и усиливают психологическое напряжение.

Во время третьей фазы у родителей появляется страх за жизнь ребенка, т. к. дети с ОВЗ требуют особого ухода, в большей степени подвержены различным заболеваниям (сердечно-сосудистым, заболеваниям ЛОР-органов, неврологическим заболеваниям, многим детям требуется поэтапное хирургическое лечение. В виду специфики физического и психического развития родители такого ребенка обеспокоены его состоянием здоровья, уделяя ему больше внимания, чем другим детям. Такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность. Как правило, эта фаза примиряет родителей с фактом рождения ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба. Родители часто начинают испытывать чувство вины перед ребенком, что также усугубляет психоэмоциональное напряжение в семье.

Все семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, проходят все три фазы выхода из кризисного состояния, отличием психодинамики семей является скорость его преодоления. Так, первая и вторая фазы обычно длятся от нескольких дней до нескольких месяцев, третья фаза – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Однако опыт работы с детьми с ОВЗ и их семьями, а также литературные данные по проблеме воспитания детей с ОВЗ, показывают, что эмоциональные переживания родителей, связанные с рождением такого ребенка не исчезают совсем, а сопутствуют дальнейшей семейной жизни, являясь эмоциональным фоном. В трудные периоды жизни они всплывают и дезадаптируют семью.

Тяжесть кризисного состояния и скорость его преодоления определяют дальнейший стиль взаимоотношений в семье, а также решение возникающих в процессе воспитания проблем.

Как следствие, семьи, где растет ребенок с ОВЗ, ограничивают круг своего общения, родители избегают новых знакомств, прогулок на детских площадках. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на процессе социализации ребенка.

Таким образом, можно выделить основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

5. Неприятие личности ребенка.

6. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним.

7. Страх ответственности.

8. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание.

9. Гиперболизация проблем ребенка.

10. Вера в чудо.

11. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.

Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:

Публикация Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чекаева Роза на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 10:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД