Папки-передвижки

Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

оксанс остапец
Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка. Данное понятие рассматривается в философии, в социологии, в педагогике и в психологии. В последней существует особенно большое количество определений. Ввиду сложности и емкости феномена общения, толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.

Публикация «Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Общение- это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий, с целью налаживания отношений и достижений общего результата (М. И. Лисина, 1986).

Общение- это информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются их межличностные отношения (Я. Л. Коломинский, 1978).

Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. В последние годы в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Коммуникация- более широкое по объему понятие, это связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Развитие взаимодействия детей с окружающим миром рассматривается М. И. Лисиной (1987) как смена нескольких особых форм общения. Каждая из них представляет собой состояние коммуникативной деятельности в определенный возрастной период и характеризуется совокупностью эмоциональных, социальных, вербальных и невербальных ее составляющих. Общая динамика развития слабовидящего ребенка подчинена тем же закономерностям, что и в норме. Но у всех категорий слабовидящих детей наблюдаются особенности, связанные с нарушением сенсорной или интеллектуальной сферы деятельности : различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, и т. п., что приводит к ограничению получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. Слабовидящих детей отличают некоторые особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом и некоторыми другими отрицательными чертами характера. Эти недостатки объясняются неудачами и трудностями в учебной деятельности, игре, общении и взаимодействии со сверстниками вследствие дефекта зрения.

Многие исследователи отмечают, что общение и социальные отношения слабовидящих детей строятся достаточно тяжело, особенно в дошкольном возрасте (Г. В. Григорьева, Л. В. Егорова, А. Г. Литвак и др., и зависят от умения взрослого вызвать активность ребенка в вербальном и предметном общении. В дошкольном возрасте дети вовлекаются в ситуации общения не только с близкими людьми, но и с воспитателями, сверстниками в группе детского сада. Приходя в детский сад, дошкольники с патологией зрения попадают в новые для них условия организации коммуникативной деятельности, где чаще всего имеются один взрослый и сверстники. Коммуникативные акты приобретают внеситуативный характер, так как в сферу познания входят человеческие чувства, свойства, особенности. Дети начинают узнавать, понимать и оценивать качества другого человека и свои собственные на основе совместной познавательной деятельности, инициатором которой выступает взрослый.

Таким образом, общение детей с нарушением зрения ограничивается, в основном, познавательной деятельностью, так как у них недостаточно опыта коммуникативной деятельности, а понимание и знание человеческих взаимоотношений носят искаженный характер вследствие зрительных нарушений.

Заключение

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка : изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы не начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.

Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.

Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Дошкольные учреждения, призванные решать основные проблемы психологической коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, обладают богатым опытом специальных методик и знаний о коррекции средств общения и коммуникативной деятельности детей. Но специфика зрительного дефекта, возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч. : В 6 т. - М., 1983. Т. 4.

2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : Методическое пособие. /Составитель И. Ю. Кондратенко. - Москва: Айрис - пресс, 2005 .

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М., 1960.

4. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2010.

5. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие для учителей, воспитателей, родителей. М. ,2009.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зренияПути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять,.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:

Публикация Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем оксанс остапец на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 20:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД