Получи документы

Проблема развития интереса к двигательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Виктория Ротэрмель
Проблема развития интереса к двигательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Движение – одно из интереснейших явлений, сопровождающих нашу жизнь. Феномен движения человека давно волновал исследователей, а природа движения ребенка еще более сложна и интересна, поскольку является функционально значимой в его развитии. Ученые в разные промежутки времени пытались обосновать причины движений человека, описать их значение, сформулировать понятия, которые лежат в основе движений. В современной науке в литературе в равной степени встречаются понятия, как «двигательная активность», «психомоторная активность», «физическая активность». Безусловно, что все наши движения осуществляются с участием психики. Понятие «психомоторика» введено в науку И. М. Сеченовым. Он отмечал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или изменением тонуса мышц в соответствии с мысленно представляемым действием. «Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие; хотенье будет тогда мотивом или целью, а движение – действием или средством достижения цели, когда человек производит так, называемое, произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют «психомоторными». Проанализировав это высказывание И. М. Сеченова можно сделать вывод, что в основе любого произвольного движения лежит мотив, который сам по себе отражает деятельность. Если опираться на определение понятия «деятельность» с точки зрения А. Н. Леонтьева, то деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которой происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Публикация «Проблема развития интереса к двигательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

Интерес – это не отдельный психологический процесс, какими являются память, мышление, восприятие. В этом сложном отношении человека к предметному миру органично взаимодействуют и волевые, и эмоциональные, и интеллектуальные процессы. Это и является основанием побуждающего влияния интереса на развитие разных психических процессов (воображения, внимания, памяти). Интерес как бы «согревает своим участием» психологические процессы, сообщает «особую теплоту» их протекания, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину.

Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразна окружающая среда.

Опираясь на новейшие достижения психологии и педагогики, современная дидактика видит в интересе большие возможности и для воспитания, и для развития, и в целом, для формирования личности ребенка дошкольного возраста. Познавательная деятельность является областью познавательного интереса, который всегда фигурирует в воспитании. В Ребенок развивается в процессе познавательной деятельности, овладевая содержанием двигательной культуры и необходимыми способами или умениями и навыками.

Как показывают исследования и наблюдения Л. С. Выготского, интересы ребенка начинают определяться смыслом, который представляет для ребенка данная конкретная ситуация, но то значение, которое ребенок вкладывает именно в эту ситуацию. Возникает первое эффективное обобщение, возникает замещение и переключение.

У детей старшего дошкольного возраста образуются увлечения и интересы, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, так называемые «сезонные» интересы, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт. Необходимо, чтобы ее отдельные звенья отчетливо выступали перед ребенком как ступени, ведущие к цели.

Устойчивые интересы у детей старшего дошкольного возраста возникают только в тех случаях, когда среди взрослых есть пример для подражания. Сначала ребенок будет копировать деятельность близких, а впоследствии у него будет развиваться устойчивый, самостоятельный интерес и склонность к определенному виду деятельности.

В норме здоровый ребенок интересуется тем, что его окружает, хочет проникнуть в суть явлений, пытается самостоятельно делать умозаключения. В основе воспитания интересов лежат любознательность и наблюдательность. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен уметь видеть, чем дети интересуются, чтобы затем его интересы организовать определенным образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы, развивались и становились сознательными. Грамотный педагог должен знать – чтобы отвлечь ребенка от праздности, капризов, чтобы нормализовать его поведение, нужно заинтересовать его чем-нибудь, увлечь полезным делом.

Таким образом, интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, к общению всей его жизни. И, наоборот, отсутствие интереса делает жизнь ребенка бессодержательной. Психолого-педагогические исследования, в которых высказаны ценные и принципиально важные положения по проблеме развития интереса, освещают многие стороны этой проблемы. Выдающиеся ученые, обращаясь к проблеме интересов, в своих исследованиях подчеркивают его огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Ледяные постройки на участке для развития двигательной активности детейЛедяные постройки на участке для развития двигательной активности детей На нашем зимнем участке созданы все условия для развития двигательной активности детей. Все ледяные персонажи и постройки используется детьми.

Минутки самомассажа на индивидуальных психолого-педагогических занятиях с детьми старшего дошкольного возрастаМинутки самомассажа на индивидуальных психолого-педагогических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с целью устранения усталости, улучшения кровообращения,.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детейНестандартное оборудование для развития двигательной активности детей Разнообразная предметно - развивающая среда помогает заинтересовать и увлечь дошколят. Совместно с родителями мы изготовили нестандартное.

Оценочный лист для проведения процедуры Всоко по вопросу создания психолого-педагогических условий в ДОУ Дата___ Шкала оценивания: Соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов 1. Взаимодействие.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития интереса к двигательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 21 января 2024 в 11:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития интереса к двигательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Ротэрмель на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД