Папки-передвижки

Формирование ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Морозова Евгения Александровна
Формирование ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития у них центральной нервной системы и мозга.

Так, еще известный немецкий философ Э. Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

Публикация «Формирование ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Как отмечают психологи, умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что от степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи детей.

Американский педагог Либерти Тедд (директор художественно-промышленной школы в Филадельфии, считал развитие ловкости руки, ее подвижности важным условием содержания изображения. По его мнению, отработка техники в рисовании способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления многих других видов деятельности. Он разработал систему упражнений для развития рисовальных движений руки. Его упражнения начинаются с развития широких движений руки: эти движения свойственны детскому возрасту, и дети с удовольствием их повторяют.

По мнению русского ученого В. М. Бехтерева, при анализе детских рисунков должно быть принято во внимание развитие координации пальцев руки ребенка.

В своей работе Е. М. Косинова отмечает, что известный исследователь детской речи М. М. Кольцова считает: «…движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Со слов автора сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Она рассматривает кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат и особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Еще выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «…чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Он отмечал: «…истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Ручную умелость известный детский писатель Е. И. Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он считал, что если ребёнок неправильно держит карандаш и кисть, то рука быстро устаёт, изображение затрудняется и ребёнок лишается радости творчества. Чтобы этого не произошло, необходимо показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения.

По мнению французского педагога П. Шокар, рука является главным средством графического выражения. Автор утверждает необходимость обучать детей графическому выражению в продуктивной деятельности.

О пользе и необходимости ручного труда в формировании ручной умелости детей дошкольного возраста отмечено в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сеченова, М. Монтессори, К. Д. Ушинского и многих других.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

В современных исследованиях также отмечена значимость и необходимость формирования ручной умелости у дошкольников. Так С. Е. Гаврина указывает, что «…целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму». По мнению автора, письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к такой деятельности.

В своих исследованиях по формированию ручной умелости дошкольников Ю. С. Балашова отмечает значение занятий по бисероплетению.

Большое значение для формирования ручной умелости А. И. Воскресенская отводит изобразительной деятельности: «…прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание - и специально подготовленные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и так далее. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно».

По мнению. Т. И. Бабаевой, работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу и включает в себя несколько направлений, среди которых важное место отводится формированию ручной умелости. К старшему дошкольному возрасту, ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Если у кого-то из детей в группе этот навык не получается, воспитатель обязан помочь ему приобрести соответствующий навык с помощью тренировок и упражнений. Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. По мнению автора, положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания.

Развивать мелкую моторику рук посредством использования нетрадиционных пособий и упражнений предлагает Т. И. Гризик.

Раскрывая основные направления подготовки руки к письму Т. И. Гризик и Т. И. Бабаева подробно излагают содержание каждого направления, которые находят свою реализацию на занятиях в детском саду. И в качестве первого, основного направления в работе по подготовке руки к письму рассматривают упражнения и занятия, направленные на развитие мелкой моторики и ручной умелости.

По мнению Ю. С. Балашовой, Е. Шулешко, особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, настойчивости, внимательности. Опыт показывает, что детям шести лет доступны и простейшие виды вязание крючком и на спицах. Автор считает, что вязание на спицах служит эффективным средством подготовки шестилеток к письму.

В своем исследовании С. В. Кахнович соотносит понятие «ручная умелость» с понятием «изобразительная грамотность» и понимает под ним «…умелость руки и приемы работы с различными материалами, сформированность у воспитанников зрительной системы, перцептивных зрительных действий, умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении, а также владение основными средствами выразительности (цветом, линией, чувством ритма) и знаниями о перспективе, композиции, светотени и первоначальными знаниями об основах теории и истории изобразительного искусства».

Соответственно и мы в дальнейшей работе будем придерживаться ее определения и под понятием «Ручная умелость» понимать развитую умелость детской руки, способной координировать свои действия (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать и прочее) и управлять ими, выполнять определенные движения по самообслуживанию, трудовые и бытовые действия более точно, четко, быстро, ловко и согласованно.

Таким образом, многочисленные отечественные и зарубежные исследователи продуктивной деятельности и художественных способностей, выделяя ручную умелость, называют ее по-разному (моторной способностью, графической способностью, сенсорной способностью и так далее). По мнению ученых важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах художественного творчества.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы) Каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Очень важно развитие.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Морозова Евгения Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 8 июля 2021 в 16:27
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД