Лучший педагог года

Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора

Елена Матросова
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора

Целью проекта является создание условий для целенаправленного и систематического ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи проекта:

1. Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.

2. Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.

3. Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок; формировать положительную реакцию на чтение.

Публикация «Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора» размещена в разделах

4. Содействовать эмоциональному отклику детей, побуждать к совместным действиям со взрослым, поощрять попытки договаривания слов, фраз, чтения текста целиком.

5. Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании.

Данный проект ориентирован на педагогов, детей и родителей группы раннего возраста, рассчитан на 1 год.

В проект вовлечено 18 детей, 2 воспитателя, 1 младший воспитатель, 40 родителей и близких детей.

Постановка проблемы.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.

Фольклор для самых маленьких детей включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, сказочки.

Особенностью фольклора является то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх-занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.

Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.

К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: дети все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.

В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческое начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.

Механизм реализации проект предполагает 3 этапа.

1 этап – подготовительный, август – сентябрь 2023 года. Основные виды и формы деятельности здесь следующие:

1. Подбор методической литературы, пособий, атрибутов, оборудования для сопровождения проекта.

2. Создание картотеки произведений малых фольклорных форм, подобранных по видам деятельности и режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание – раздевание, подготовка ко сну, подъем после сна и т. п.

3. Анкетирование, опрос родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике.

2 этап реализации проекта, основной, с октября 2022 по май 2023 года, предполагает пополнение и использование в практической деятельности библиотеки методической литературы и произведений устного народного творчества, а также картотеки произведений малых фольклорных форм, подобранных по видам деятельности и режимным моментам, создание и приобретение игрушек, дидактического материала, наглядных пособий, иллюстраций, книг, оформление книжного уголка.

Мы будем использовать фольклор в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, играх и развлечениях, индивидуальном общении с детьми: будем читать, рассказывать детям, слушать аудиозаписи.

Чтение песенок, потешек, закличек, маленьких сказок мы будем сопровождать показом игрушек, картинок, персонажей настольного и кукольного театров, выполнять с детьми игровые, имитационные действия на основе текста произведений малых фольклорных форм.

Планируется также проведение цикла специальных фольклорно-игровых занятий, инсценирование песенок, потешек, сказочек, игры-драматизации.

Мы будем также заучивать с детьми отдельные фразы, четверостишия, побуждать рассказывать их.

Основной этап предполагает активное самообразование воспитателей; совершенствование умений владеть художественными средствами (выразительно читать, петь, танцевать, играть на народных инструментах, а также консультирование младшего воспитателя по использованию песенок и потешек в работе с детьми.

Будет осуществляться и педагогическое просвещение родителей: это консультации, беседы, наглядная информация о значении песенок, потешек, сказочек; организация выставок литературы; рекомендации по приобретению определенных книг, игрушек; проведение мастер-классов. Взаимодействие с семьями детей предполагает проведение совместных праздников, развлечений; привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, исполнению ролей. Использование произведений малых фольклорных форм должно быть и дома в семье: это чтение детям, разучивание песенок и потешек; сопровождение словом пальчиковых игр; изготовление игрушек своими руками; приобретение книг, рассматривание иллюстраций и т. п.

На 3 этапе реализации проекта, заключительном, это май – июнь 2024 года, нами запланированы

1. Повторное анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике.

2. Обобщение опыта работы; подведение итогов реализации проекта.

3. Круглый стол с участием родителей.

4. Выступление воспитателя группы на итоговом педагогическом совете.

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

1. Будут систематизированы произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам, создана картотека произведений.

2. Произойдет обогащение образовательной деятельности с детьми различными произведениями фольклора.

3. Дети будут приучены с интересом и удовольствием слушать народные песенки, потешки, сказки, выполнять под них определенные движения; у них сформируются положительная реакция на чтение и эмоциональный отклик.

4. Произойдет позитивная динамика в речевом и эмоционально-личностном развитии воспитанников.

5. Активизируется взаимодействие с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании, повысится их педагогическая компетентность.

6. Воспитатели расширят профессиональные знания, усовершенствуют умения владеть художественными средствами.

Практическая значимость результатов.

Данный педагогический проект может быть полезен воспитателя дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

Проект имеет значение для всех участников образовательных отношений:

- детей (прививается любовь к художественному слову; приобщатся к русскому народному творчеству)

- родители (фольклор используется в семейном воспитании; приобщаются к истокам русской народной культуры)

- педагога (расширяются профессиональные знания о фольклоре, его использовании в работе с детьми; совершенствуются практические навыки и умения).

Данный проект может реализован педагогами нашего детского сада и коллегами других до школьных учреждений.

Ресурсы и бюджет проекта. Для реализации проекта имеются следующие ресурсы:

- кадровые (два воспитателя, младший воспитатель, музыкальный руководитель, тифлопедагог, старший воспитатель);

- материально технические (музыкальный зал с приобретенными разнообразными костюмами, атрибутами, «русская изба»);

- учебное материальные (театр на ложках, диск с колыбельными песнями, сказками, игрушки изготовленными своими руками, методическая литература, детские книги, уголок ряженья, пальчиковый театр, наглядно дидактические пособия из серии «Мир в картинках», дидактические игры по знакомству с персонажами сказок о зайце, медведе, лисе и т. п.).

Список литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004. – 315с.

2. Кравченко И. В. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011. - 420 с.

3. [Составители Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. ]. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Акад. развития, 1996. – 219 с.

4. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, песни, заклички, потешки для детей дошкольного возраста / СПб: Детство-пресс, 2000. – 600 с.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Матросова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора
Опубликовано: 25 января 2024 в 11:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД