Лучший педагог года

Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда при коррекции ТНР

оксана ткачук
Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда при коррекции ТНР

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Из тяжелых нарушений речи чаще всего в дошкольном возрасте встречаются моторная и сенсорная алалии, слуховая речевая агнозия, и различного типа дизартрии.

Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим подходом к преодолению тяжелых нарушений речи имеет большое практическое значение. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития психических функций и отвечающих за них отделов головного мозга. Речь – одна из высших психических интегративных функций, которая не имеет четкой специализации в головном мозге. По мнению А. Р. Лурия «Приобретение речи требует огромных полимодальных, мозговых затрат: ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга».

Публикация «Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда при коррекции ТНР» размещена в разделах

Как известно, эффективность логопедической работы зависит в первую очередь от качественного проведенного обследования речи ребенка. что в последующем позволит выбрать наиболее оптимальный и эффективный путь коррекционного воздействия. Анализ методик логопедического обследования показывает, что многие из существующих построены по симптоматическому принципу, который не позволяет выявить причину и механизмы возникновения дефекта, а лишь описывает его симптоматическую картину. При логопедической диагностике часто применяются только вербальные методы, что по меньшей мере неправильно. Эти методы способны лишь констатировать наличие дефекта, но они никогда не приведут к пониманию его природы и механизмов.

Обследуя ребенка, нужно учитывать, что речь, как высшая психическая функция, сложна по своему генезу (происхождению) и строению. Ее правильное формирование и протекание зависит на психологическом уровне от взаимодействия и взаимовлияния разных уровней в структуре психической функции и от взаимодействия с другими психическими процессами. Поэтому при проведении логопедической диагностики у детей с ТНР, во-первых следует учитывать, что нарушение речи ведет к системному эффекту, т. е. к нарушению или несформированности других психических процессов, взаимосвязанных структурно или функционально. Во-вторых, нельзя забывать о компенсаторных процессах. Важно при обследовании отдифференцировать дефект от компенсации. И наконец обследование не должно заканчиваться простым описанием трудностей, а вычленением механизма и причины этих трудностей, на основании которых может быть поставлен дифференцированный диагноз. Зачастую после обследования речи ребенка заключение логопеда звучит как : «фонетический дефект», «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», «общее недоразвитие речи». Действительно, это общепризнанная психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Однако практической ценности от такого заключения получить невозможно. Что представляют собой эти дефекты, каковы их природа и механизмы, с дисфункцией каких зон мозга они связаны? Мало информации из такого заключения можно получить, планируя этапы коррекционного воздействия. В результате такого обследования логопедическая работа планируется исходя из симптома, а не от механизма и причины его возникновения. Такой подход не позволяет комплексно воздействовать на речевой дефект и в случае с тяжелыми нарушениями речи о полной компенсации дефекта говорить не приходится.

Исходя из всего выше изложенного следует, что при осуществлении коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими ТНР, использовать нейропсихологический подход. Это позволит при проведении логопедического обследования исследовать речь ребенка на трех уровнях ее организации – мозговом, психофизиологическом и психологическом, что позволяет не просто обнаружить дефект, но и его природу и механизмы, нарушение внутри- и межфункциональных связей. Такой подход позволит поставить дифференцированное логопедическое заключение и наметить адекватный путь коррекционной работы, способствующий комплексному воздействию на речь, как интегративную высшую психическую функцию.

Публикации по теме:

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дидактические игры помощники в работе логопедаДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:

Публикация Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда при коррекции ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем оксана ткачук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда при коррекции ТНР
Опубликовано: 26 мая 2020 в 11:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД