Получи документы

Применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии логопеда и педагогов в корреционно-развивающей работе

Нина Николаевна Семёнова
Применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии логопеда и педагогов в корреционно-развивающей работе

Применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии логопеда и педагогов

в корреционно-развивающей работе

(консультация для педагогов)

Для качественной коррекционно - развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателей общеобразовательных групп и специалистов ДОУ. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии логопеда и педагогов в корреционно-развивающей работе» размещена в разделах

В дошкольном образовательном учреждении дети с речевыми нарушениями являются объектом особого внимания. «Передача ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как недоработку детского сада».

Фактически проводимая сотрудниками ДОУ непосредственная образовательная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, расценивается как одна из вероятных моделей логопедической работы. Однако нередко в силу объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии детей и др.) организовать ее на оптимальном уровне не всегда представляется возможным.

XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна в наши дни. Технические устройства активно используются в разных видах деятельности, в том числе и образовательной.

Основной целью логопедической направленности деятельности педагогов является создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Для ее достижения решается ряд взаимосвязанных задач.

Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи.

Вторая задача – профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в речевом развитии.

Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном устранении имеющихся у детей нарушений.

Принципиально важно при решении этих задач, чтобы они естественно и органично встраивались в контекст проводимой воспитательно-образовательной работы. Решению этих задач способствуют разнообразные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей, таких как:

- семинары - практикумы;

- консультации;

- консультации – тренинги;

- логопедические пятиминутки и др.

посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

В нашем ДОУ для педагогов логопедических групп было проведено ряд мероприятий в рамках реализации взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов, направленных на повышение компетентностей в образовательной области «Коммуникация».

С целью решения диагностической задачи для педагогов, детей зачисленных на логопункт, была подготовлена и проведена консультация «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе». Для качественной работы воспитателей в этом направлении посредством ИКТ были подготовлены памятки «Десять советов воспитателю», папки с наглядным материалом, подобрана картотека игр и упражнений для диагностики состояния речи детей.

Для решения задачи профилактической направленности с воспитателями групп раннего возраста был подготовлен и проведен семинар-практикум «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста». Педагогам была предложена мультимедийная презентация по теме семинара, подготовлен блок практических заданий с использованием ИКТ (видео-материал комплекса артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики, развития координации речи с движением). В рамках проведения семинара подготовлена выставка методических пособий, авторские презентации, фонотека, методический кейс по профилактике речевых нарушений, в который входили: комплекс артикуляционной гимнастики, комплекс упражнений на координацию речи с движением, презентации по развитию и активизации словаря, развитию сенсорных способностей, буклеты, памятки по тематике и др.

Решение одной из коррекционных задачи с педагогами групп старшего дошкольного возраста было осуществлено через проведение семинара – практикума «Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте» с использованием информационно-коммуникационных технологий. А именно: была подготовлена презентация по заявленной теме, подготовлены буклеты, памятки, справочный материал. В практической части семинара была использована звуковая мозаика, использован материал фонематических потешек, разнообразных игр на развитие фонематического восприятия, подготовлены схемы проведения языкового анализа, фонематическое лото с использованием схем и др.

С целью реализации комплексного подхода всех специалистов в коррекции речевого нарушения, включающий основные задачи: создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, этнографа) и повышение их профессионального уровня; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка была проведена консультация: «Взаимодействие логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе». Для педагогов подготовлен материал по развитию просодической стороны речи, подобран комплекс игр на координацию речи с движением, подготовлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготовлена картотека упражнений на развитие мелкой моторики, буклет по тематике консультации и др.

Поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы является актуальным. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования является приоритетной задачей дошкольного образования и дает новый импульс учителю-логопеду для поиска новых форм и технологий. Учителю-логопеду необходимо демонстрировать свой педагогический опыт в среде предметного сообщества для популяризации новых форм и технологий, используемых на практике.

Возможности Интернета помогают распространить личный опыт и получить оценку своего труда от коллег с разных точек нашего государства.

Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах и т. д.

Таким образом, реализация подхода взаимодействия и преемственности с педагогами ДОУ посредством ИКТ способствует более высоким темпам речевого развития детей дошкольного возраста и положительной динамики коррекции дефектов речи. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе, успешное обучение в дальнейшем.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии логопеда и педагогов в корреционно-развивающей работе
Опубликовано: 12 марта 2023 в 13:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД