Папки-передвижки

Приемы логопедического самомассажа в работе учителя-дефектолога

Ольга Лыгина
Приемы логопедического самомассажа в работе учителя-дефектолога

Что такое логопедический самомассаж?

В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.

Публикация «Приемы логопедического самомассажа в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:

- это стимуляция кинетических ощущений мышц для активизации речи;

- развитие межполушарных связей;

- развитие мелкой моторики;

- релаксация;

- нормализация мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей.

Виды приемов логопедического самомассажа.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки.

Растирание – смещение, растирание, передвижение тканей в различных направлениях.

Разминание – смещение тканей с захватом – пощипывание.

Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывистая.

Схема проведения. Приемы логопедического самомассажа проводятся, как правило, по рекомендуемой схеме:

- Самомассаж мышц головы и шеи;

- Самомассаж мышц лица;

- Самомассаж губ и языка;

- Самомассаж ушных раковин;

- Самомассаж рук;

Актуальность и перспективность логопедического самомассажа.

В последние годы отмечается неуклонный рос количества детей-инвалидов и детей ОВЗ с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для развития детей, их адаптации в социуме, овладения программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

В наше отделение дети ходят поточным методом, ко мне на занятия попадают два раза в неделю по 30 минут. Срок реабилитации длится три месяца. И за этот короткий срок нужно решить очень много проблем. Как правило у большинства детей очень слабо развита связанная речь. С детьми проводятся занятия по звуковой культуре речи, связанной речи, фонетическая работа над звуками. Но не всегда этого бывает достаточно. Тогда я стала искать нетрадиционные методы, более глубокой коррекции. И обратила свое внимание на использование логопедического самомассажа в работе учителя – дефектолога. В апреле 2019 года я прошла курсы «Лого массаж : метод и технологии коррекционно- педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата»

Использование приёмов самомассажа при коррекции связанной речи, помогает в работе учителя дефектолога, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме.

Логопедический самомассаж в игровой форме является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительная моторная координация). В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствует переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Механизм воздействия логопедического самомассажа на развитие связанной речи.

Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в дальнейшем. Логопедический самомассаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический самомассаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Логопедический самомассаж оказывает благоприятное влияние на весь организм, повышает иммунитет. Также помогает решать и коррекционные задачи, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи двигательных зон коры. Что благоприятно отражается на развитии речи детей, внимания, памяти и мелкой моторики рук, способствует ориентировании в пространстве, развитии координации движения.

Какие задачи позволяет решить логопедический самомассаж в работе учителя – дефектолога

Использование логопедического самомассажа дает нам возможность решению нескольких задач:

В образовательном направление:

- Владеть простейшими приемами самомассажа;

-Усвоить правила (знание того, что движения необходимо произносить по ходу текста).

В воспитательном направление:

- Развивать положительные эмоции;

- Доверие и внимание к друг другу;

- Терпение и чувство юмора;

В коррекционном направление:

- Развивать моторику речевого аппарата;

- Нормализовать мышечный тонус;

- Развивать фонетический слух;

- Развивать крупную и мелкую моторику;

Основные противопоказания к логопедическому самомассажу.

Значительных противопоказаний к проведению самомассажа нет, но есть ограничения:

Острые и хронические заболевания кожных покровов, в том числе гематомы на массируемых участках;

Наличие герпеса на губах;

Инфекция полости рта;

Наличие конъюнктивита;

Увеличенные лимфатические узлы;

Здесь надо сказать о том, что перед проведением самомассажа я разговариваю с родителями. Прошу принести справку от врача, о том, что ребенок здоров и противопоказаний к проведению самомассажа нет. После этого мы приступаем к занятиям.

Основные правила проведения логопедического самомассажа.

Логопедический самомассаж можно использовать многократно в течение дня.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.

Дети выполняют приёмы самомассажа под руководством педагога. Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментируя его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, т. е. перед зеркалом, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущения дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие. Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу (могут сидеть на стульчиках или находится в положении лёжа).

Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил:

- Руки и лицо ребенка должны быть чистыми;

- Ногти ребенка должны быть коротко подстрижены, без заусенцев;

- Одежда не должна стеснять движений;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст)Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст) В детском саду №3 города Лебедянь учителем-дефектологом Шовкуновой А. Р. активно используются в своей работе нейроигры, в рамках работы.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Собираем урожай» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Собираем урожай» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Собираем урожай»с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: •.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Библиотека изображений:

Публикация Приемы логопедического самомассажа в работе учителя-дефектолога (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Лыгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Приемы логопедического самомассажа в работе учителя-дефектолога
Опубликовано: 4 марта 2023 в 15:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД