МААМ-картинки

Причины появления сигматизма свистящих звуков, виды данного нарушения

Солдатова Анастасия
Причины появления сигматизма свистящих звуков, виды данного нарушения

У детей дошкольного и школьного возраста все чаще и чаще встречаются нарушения речи. Одним из таких нарушений является сигматизм шипящих и свистящих фонем. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы.

Сигматизм свистящих звуков – это нарушенное произношение свистящих согласных звуков [с], [с ], [з], [з ] [ц].

Парасигматизм свистящих звуков – это замена свистящих звуков другими [5, с. 46].

Характеристика свистящих звуков :

Публикация «Причины появления сигматизма свистящих звуков, виды данного нарушения» размещена в разделах

[с] – согласный, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый, ротовой;

[с ] – согласный, глухой, щелевой, переднеязычный, мягкий, ротовой;

[з] – согласный, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый, ротовой;

[з ] – согласный, звонкий, щелевой, переднеязычный, мягкий, ротовой;

[ц] – согласный, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый, ротовой.

При правильной артикуляции звука [с] :

- Губы в улыбке, зубы видны;

- зубы сближены, но не сомкнуты;

- широкий кончик языка находится за нижними резцами;

- передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

- боковые края спинки языка плотно прижаты к верхним коренным зубам;

- посередине языка формируется узкая щель в форме желобка, по которой идет холодная, сильная струя воздуха, хорошо ощущаемая тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту;

- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость;

- воздушная струя идет через рот;

- голосовые складки не напряжены, разомкнуты, голос не образуется.

При правильной артикуляции звука [с ] :

Артикуляция звука [с ] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому небу.

При правильной артикуляции звука [з] :

Артикуляция звука [з] такая же, как и [с], только голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При правильной артикуляции звука [з ] :

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з ] такое же, как и при произнесении [з] твердого, только средняя часть спинки языка напрягается и поднимается к небу.

При правильной артикуляции звука [ц] :

- Губы в улыбке, зубы видны;

- зубы сближены, но не сомкнуты;

- широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

- передняя часть спинки языка сначала образует смычку с альвеолами верхних зубов, переходящую в щель;

- боковые края спинки языка плотно прижаты к верхним коренным зубам;

- посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

- мягкое небо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

- голосовые складки не напряжены, разомкнуты, голос не образуется.

Нарушения произношения свистящих звуков проявляются в их искажении, пропусках, заменах другими звуками фонетической системы русского языка (парасигматизм) и смешениях звуков фонетической системы русского языка (взаимозамены) [5, с. 47].

Нарушения звукопроизношения при сигматизмне :

Искажение звуков [с], [с ], [з], [з ], [ц] – это ненормированное, не существующее в фонетической системе русского языка произношение свистящих звуков.

Виды сигматизма при искажении свистящих звуков :

1) Межзубный сигматизм – язык находится между нижними и верхними резцами. Слышен свист с шипящим оттенком;

2) Боковой сигматизм – при правильной артикуляции свистящих звуков один или оба боковых края языка опущены, пропуская струю воздуха в бок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук;

3) Призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами, периодически ее закрывая. Слышится тупой шум;

4) Носовой сигматизм – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.

Нарушения звукопроизношения при парасигматизме :

Замена и смешение свистящих звуков другими звуками фонетической системы русского языка. Пропуски – отсутствие звука.

Виды парасигматизма :

1) Шипящий парасигматизм – замены на шипящие звуки :

[с]ани – [ш]ани, [з]амок – [ж]амок, [ц]апля – [щ]апля.

Возможно смешение этих же звуков;

2) Губно-зубной парасигматизм – замены на [в] [в ] [ф] [ф ] :

[с]ани – [ф]ани, [з]амок – [в]амок, [ц]апля – [ф]апля.

Возможно смешение этих же звуков;

3) Призубный парасигматизм – замены на [т] [т ] [д] [д ] :

[c]ани – [т]ани, [з]амок – [д]амок, [ц]апля – [т]апля.

Возможно смешение этих же звуков.

Сигматизм свистящих звуков может возникать у детей по разным причинам. Невозможно точно сказать, что вызывает пассивную или активную дисфункцию органов артикуляции. Однако можно определить, какой орган отвечает за нарушение фонематической стороны речи ребенка.

Основными причинами сигматизма свистящих фонем являются :

– Несформированность артикуляционного праксиса;

При реализации высказываний в звуковой форме необходима способность к произвольной тонкой, целенаправленной координации артикуляционных мышц. Кроме того, в процессе овладения звукопроизношением должны сформироваться и автоматизироваться моторные программы, релевантные фонологическим единицам или их сочетаниям (слогу, слову и т. д.). Эти программы должны приобрести топологические свойства, присущие только символическим действиям [3]. Данные функциональные образования связаны с вторичными и третичными отделами моторного и кинестетического корковых центров. Избирательная дисфункция или незрелость одного из уровней системы артикуляционного праксиса ведет к соответствующим фонетическим или фонологическим нарушениям. При дисфункции уровня I страдают точность артикуляционных действий, их пространственные характеристики (резонаторные полости и в первую очередь - полости рта). Дважды в процессе становления артикуляционного действия (артикулемы) уровень I становится ведущим. Первый раз - в самом начале выработки нужного комплекса движений и их пространственной координации. Второй - на завершающем этапе уточнения тонких произносительных и звуковых характеристик и их автоматизации. Поэтому неполноценность данного уровня иногда может проявляться довольно рано. Уже первые приблизительные артикуляции нового осваиваемого звука у некоторых детей имеют ненужные призвуки, от которых ребенок долго не может избавиться. Артикуляционные и звуковые характеристики остаются вариабельными, нестабильными. В других случаях (менее грубых) нарушения проявляются лишь на завершающем этапе уточнения и автоматизации артикулемы. Здесь важную роль играют слуховой контроль и слухоартикуляторные координации. При недостаточности кинестетических и слуховых коррекций ребенок перестает замечать свои ошибки произношения.

Например, при межзубном сигматизме кончик языка при произнесении [c] и [з] немного больше необходимого продвигается вперед, занимая положение между зубами. В результате эти звуки приобретают необычный призвук. Струя воздуха проходит в пространстве между щеками и языком (с одной или с двух сторон, и тогда [c] и [з] приобретают характерный хлюпающий призвук. Иначе говоря, общая конфигурация движения позволяет произнести звуки близко к нормативным, делает их узнаваемыми, но недостаточно точными. Именно такая близость к норме тормозит у детей поиск более точной артикуляции[3].

При дисфункции уровня II могут наблюдаться два ряда симптомов в зависимости от преобладания недостаточности кинестетических или динамических компонентов. При незрелости или нарушениях кинестетического праксиса страдает формирование координационных программ артикуляции отдельных звуков (или, что вероятнее, слогов, связанное с системой движений разных групп мышц, симультанно участвующих в создании нужного звукового эффекта. Таким образом, в этих случаях на фонетические характеристики речи оказывают влияние, по меньшей мере, два ряда факторов: ограниченная способность к артикулированию сложных звуков и незрелость фонологической системы.

При незрелости динамического артикуляционного праксиса главным образом страдает слоговая структура слов. Дети долго используют упрощенные слоговые конструкции, в более трудных конструкциях слоги пропускаются или перестанавливаются.

На уровне III формируются устойчивые артикуляторные паттерны, симультанные регуляторные схемы, релевантные словам или словосочетаниям.

Несформированность данного уровня порождает симптоматику, объединяющую фонологические и фонетические нарушения, дисфункции языка и праксиса. Полиморфные, нерегулярные звуковые замены и смешения говорят о нарушении избирательности фонемного выбора при фонологическом программировании слов. Звуковые ошибки затрагивают разные группы звуков.

– Перцептивные нарушения;

Различают несколько уровней таких нарушений :

1. Собственно сенсорный. Это нарушения тонального слуха (периферическая или центральная тугоухость, приводящие к специфическим нарушениям развития речи, которые изучает сурдопедагогика. Дефекты слуха тормозят развитие, прежде всего, звуковой стороны речи и лексико-грамматической сферы [6].

2. Первично гностический. Это первичные нарушения слухоречевого гнозиса или фонематического слуха. Они приводят к неспособности распознавать отдельные звуки речи и звукокомплексы и сопровождаются резким снижением умения образования условных связей между звуковыми образами и их значением.

3. Вторично гностический Это вторичные избирательные нарушения фонематического восприятия [2]. Сущность данных механизмов прямо связана с интегративной природой фонем, которые включают как акустические, так и артикуляторные дифференциальные признаки [2,5].

Нарушения иннервации органов артикуляции;

Анатомические аномалии артикуляторных органов

и зубочелюстного аппарата. В логопедии существует гипотеза о влиянии малых анатомических аномалий артикуляторных органов и зубочелюстного аппарата на формирование звукопроизношения. К ним относят аномалии прикуса, строения языка (макро- или микроглоссия, отсутствие некоторых зубов, укорочение подъязычной уздечки, высокий свод твердого нёба («готическое нёбо»). В связи с этим выделяются так называемые «механические дислалии» [8].

– Сенсомоторные нарушения;

Смешанные сенсомоторные механизмы. В качестве примера таких расстройств можно назвать вторичное нарушение фонематического восприятия. В данном случае часто отмечается такой недостаток, как дефицит слухового самоконтроля и внимания. В сочетании оба механизма могут приводить к более стойким дефектам звукопроизношения [2, 8]. Однако подтвердить такую связь можно только экспериментально.

– Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов;

– Другие функциональные нарушения;

– Аденоиды;

– Неправильный прикус;

– Выпавшие молочные зубы.

Так же сигматизм свистящих звуков может быть спровоцирован анатомическими аномалиями:

1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания;

2. Невритами;

Неврит – это воспаление периферических нервов, сопровождающееся нарушением функции и болевым синдромом. Симптомы неврита зависят от того, какой именно нерв воспален.

3. Парезами мышц рта;

Парез лицевого нерва — это частичный паралич мышц лица, который происходит вследствие травмы или заболевания. При легкой степени тяжести у человека могут быть асимметричны лишь уголки рта, при тяжелой — любые движения лица либо очень тяжело, либо невозможно совершить.

4. Бульбарным параличом;

Бульбарный синдром (бульбарный паралич) — синдром поражения черепных нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, ядра которых располагаются в продолговатом мозге.

Детская речь редко становится понятной сразу. Речевые трудности постепенно спонтанно разрешаются по мере роста, благодаря артикуляционной практике и улучшению движения голосовых органов. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Фотоотчёт об интегрированном занятии «История появления телефона» в старшей группеФотоотчёт об интегрированном занятии «История появления телефона» в старшей группе Фотоотчёт об интегрированном занятии в старшей группе «История появления телефона». Цель: Познакомить детей с историей появления телефона.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Конспект беседы для родителей с детьми «История появления книги» к празднику Всемирный день книгиКонспект беседы для родителей с детьми «История появления книги» к празднику Всемирный день книги 23 апреля празднуется Всемирный день книги. Цель : Организация совместного времяпрепровождения родителей и детей. А также улучшение взаимодействия.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня»Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня» Цель: - закреплять правильное произношения свистящих звуков. Задачи: - закреплять произношение свистящих звуков в чистоговорках, предложениях,.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Причины появления сигматизма свистящих звуков, виды данного нарушения
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 15:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД